ХОККЕЙ |
НХЛ. Регулярный чемпионат |
31-летний воспитанник московского "Динамо" в прошедший уик-энд впервые в карьере был приглашен на Матч всех звезд
Алексей ЖАМНОВ
МЕНЯ НАКОНЕЦ-ТО ПЕРЕСТАЛИ
СРАВНИВАТЬ С РЕНИКОМ
Игорь РАБИНЕР |
из Лос-Анджелеса |
Долгое время казалось, что Алексею Жамнову был противопоказан клуб "Чикаго Блэкхокс". Его тесть, легендарный защитник Валерий Васильев, доведись ему выступать в НХЛ, наверняка чувствовал бы себя в этой сверхжесткой команде комфортно - но у зятя манера игры совсем другая. Наверное, Жамнов уже и не мечтал вернуться к славным временам игры за "Виннипег", где в тройке с Теему Селянне и Кейтом Ткачуком творил на льду все, что хотел, и в усеченном из-за локаута сезоне-94/95 попал во вторую символическую сборную звезд. А в драчливо-оборонительном "Чикаго" рыжеволосый центрфорвард был инородным телом.
Но потихоньку все начало меняться. Генеральным менеджером "Блэкхокс" стал Майк Смит - тот самый, что работал на той же должности в "Виннипеге", задрафтовал юного Алексея и создал первую русскую колонию в лиге. Никакие увольнения не заставили Смита отступить от своей линии, и вначале в "Торонто", а затем в "Чикаго" он продолжил делать ставку на россиян. Их сейчас в составе "Черных Ястребов" пятеро - Жамнов, Миронов, Королев, Карповцев, а выступающие за фарм-клуб молодой Чебатуркин и опытнейший Зелепукин всегда готовы прийти на смену основным игрокам.
Из года в год прославленная прежде команда не могла попасть в плей-офф - так что Смиту, дабы в очередной раз не быть уволенным, предстояло решить тренерский вопрос. Эксперимент с финном Алпо Сухоненом провалился, и Смит остановился на кандидатуре Брайана Саттера. В парадоксальной многодетной семье Саттеров уживаются ненавистник европейского стиля игры Дэррил из "Сан-Хосе" и если не обожатель, то поклонник этой манеры Брайан. В его "Калгари" Валерий Буре, до того не блиставший, забросил 35 шайб, а Андрей Назаров, вообще в тот сезон не дравшийся и оцененный тренером как хороший силовой форвард, набрал 32 очка.
Вот при Саттере-то и родились заново как "Чикаго", так и Жамнов. Клуб, совсем недавно влачивший жалкое существование, по набранным очкам уступает в НХЛ только "Детройту" и "Филадельфии", а его ведущий центрфорвард входит в десятку лучших бомбардиров сезона. И в 31 год впервые в своей карьере удостоился приглашения на Матч всех звезд.
СЕЙЧАС БОЛЬШЕ ДУМАЮ О КОМАНДЕ
- Можно ли сказать, что вы проводите лучший сезон в карьере?
- Плей-офф покажет. Если судить по очкам, то укороченный сезон-94/95 в "Виннипеге" получился результативнее, но команде по большому счету это не помогло. Теперь же мы играем уверенно и, полагаю, имеем шанс побороться за Кубок Стэнли. А это гораздо более весомое достижение, чем попадание в All-Star Game. К тому же во времена "Виннипега" и хоккей другой был, и я сам - думал лишь о том, как забить и передачу сделать. Теперь стал гораздо больше учитывать интересы команды и играть на нее.
- Чем объяснить этот перелом в сознании?
- Наверное, тем, что "Чикаго" исторически показывает более оборонительный хоккей, чем тот "Виннипег". В Канаде мы были совершенно раскрепощены, здесь же такой роскоши мне никто не предоставляет. Да и сам с годами, видимо, стал смотреть на хоккей чуть иначе.
- К тому же в "Блэкхокс" вы играете в звене с Тони Амонти, который возвращается в оборону по большим праздникам, и вам волей-неволей приходится за него отрабатывать...
- Можно сказать и так, хотя главным фактором смены моего стиля я бы это не назвал. Шестой год выступаю за "Чикаго", и всегда эта команда делала акцент на оборону. Даже при европейском тренере Сухонене.
- Если посмотреть на себя со стороны, какой Жамнов полезнее для команды - прежний, залихватский, или нынешний, более рациональный?
- Думаю, сегодняшний. Хоккей в НХЛ стал другим, и пришлось соответствовать его новым требованиям.
- Готовы к тому, что в сборной России тоже придется взять на себя значительную долю оборонительных функций? В команде не так много форвардов, знающих в них толк, - Федоров, Николишин, Ларионов да вы...
- Да, готов. Правда, это будет зависеть от того, с кем в звене я окажусь.
- А с кем хотите?
- Это решать главному тренеру.
- Сколько минут игрового времени вас устроит?
- Столько, сколько потребуется команде. В сборной собрались сильнейшие хоккеисты, и каждый из них хочет играть. Но главное - не личные интересы, а общая победа. Она может прийти только в случае, если у нас сложится хороший коллектив. В Нагано он был, но тогда не повезло в финале. Очень хочется, чтобы то разочарование не повторилось.
В СОЛТ-ЛЕЙК-СИТИ К ФЕТИСОВУ
- Вас не задело, что прошлой весной Жамнов не был назван в первой восьмерке российских олимпийцев Солт-Лейк-Сити?
- Нет, я даже не расстроился. Потому что, если честно, в тот момент не собирался ехать на Олимпийские игры. В руководстве федерации хоккея тогда был такой хаос вокруг назначения главного тренера, что я твердо решил ограничить свою олимпийскую карьеру турнирами в Альбервилле и Нагано.
- Слышал, виной тому горький осадок, оставшийся после чемпионата мира в Санкт-Петербурге?
- Да. Если за два года до того, в Нагано, всех все устраивало, то на этом турнире тяжелой была вся атмосфера, за спиной игроков о них распространяли нелепые слухи. Может, руководители ФХР думали, что мы этого не прочитаем? Но даже если бы мы что-то и пропустили, у нас есть родственники и друзья, которые изучают газеты и смотрят телевизор. А нам небезразлична собственная репутация. Да, сыграли мы неудачно, но это не повод для лжи.
- О вас, в частности, прошел слух...
- ...Знаю, знаю, о том, что потребовал бесплатно перевезти жену в пятизвездный отель. Так вот, номер в этой гостинице я забронировал и оплатил за полтора месяца до чемпионата мира. Поселилась она там сразу же и до конца первенства никуда не собиралась уезжать. Зачем кому-то было нужно распространять эту чушь? Наверное, искали причины, почему сборная не играет.
- А почему она не играла?
- Если честно, не хочу об этом вспоминать. Все равно уже ничего не изменишь. Тем более что накануне новой Олимпиады такие воспоминания на пользу, полагаю, не пойдут.
- Верно ли, что вы вернулись в сборную только потому, что ее возглавил Фетисов?
- Да. Как только Славу назначили главным тренером, он сразу мне позвонил. И, откровенно с ним поговорив, я решил поехать на Олимпиаду.
САТТЕР ГОВОРИТ ВСЕ В ГЛАЗА
- Лично для вас жизнь в "Блэкхокс" изменилась после прихода Брайана Саттера?
- Изменилась. Он и времени мне много дает, и, главное, доверяет во всех ключевых ситуациях. А когда чувствуешь доверие тренера, игре начинаешь отдаваться совсем по-другому. Раньше постоянно сказывалось, что меня поменяли в "Чикаго" на Джереми Реника - любимца местных болельщиков, выступавшего за клуб много лет, пользовавшегося огромным авторитетом, а кроме того, прекрасно умеющего вести себя на публике. Шли постоянные сравнения, а поскольку команда играла неудачно и я не мог приноровиться к ее стилю, они были не в мою пользу. Пропускать все это мимо ушей было невозможно.
- Когда подобные сравнения прекратились?
- После прихода Саттера. Он сразу дал всем понять, что полностью мне доверяет и не собирается ни с кем сравнивать. А когда команда начала выигрывать, ностальгия по Ренику прекратилась и в чикагской прессе.
- Чем объяснить стремительный взлет "Чикаго"?
- Тем, что в команду пришел тренер, который любит побеждать в любой ситуации. Для него нет разницы, товарищеский матч это или финал Кубка Стэнли, - его обязательно нужно выиграть.
- Выигрывать любят все.
- Но Брайан, как мало кто другой, умеет завести хоккеистов. Очень эмоциональный человек, часто проводит с игроками, в том числе и со мной, индивидуальные беседы. Они способны воспламенить любого. К тому же Саттер - человек прямой, он не любит разговоры за спиной - ни со стороны тренеров, ни со стороны хоккеистов. Сам высказывается предельно откровенно и того же требует от игроков. Раньше в "Чикаго" я иногда сталкивался с противоположными случаями. Не исключено, что именно такой тренерской честности нам и не хватало.
...Четыре года назад, накануне Олимпиады в Нагано, Жамнов произнес замечательные слова: "Если думать о втором месте, лучше остаться дома или съездить на эти две недели на Гавайи". Транспарант с этой не потерявшей актуальность цитатой стоило бы вывесить на домах в Олимпийской деревне, где будут жить хоккеисты сборной России.