Газета Спорт-Экспресс № 61 (2853) от 20 марта 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 20 марта 2002 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

Как уже сообщал "СЭ", в прошлую пятницу на встрече с главным тренером "Спартака" Николаем Соловьевым руководство клуба дало понять, что более не заинтересовано в его услугах. О причинах отставки Соловьева и неудачного выступления команды в нынешнем сезоне корреспонденту "СЭ" рассказал президент ГХК "Спартак" Борис Майоров.

Борис МАЙОРОВ

ЛЕТОМ СОЛОВЬЕВ ПОЛУЧИЛ КАРТ-БЛАНШ

НЕУМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ КОЛЛЕКТИВОМ

- Вторую половину регулярного чемпионата команда провела просто безобразно, - начал беседу Майоров. - Всем известны наши проблемы с составом, с уровнем мастерства отдельных игроков. Но ведь этот уровень в целом ничуть не ниже, чем у тех же "Крыльев Советов", сумевших выйти в плей-офф. Не ниже он и уровня "Салавата" и "Амура", которые в итоге обошли "Спартак" в турнирной таблице. Нашей главной проблемой стало неумение тренерского состава управлять коллективом. Других причин я не вижу.

Что касается учебно-тренировочного процесса, нагрузок, умения сочетать отдых с тренировками и играми - здесь к Соловьеву претензий нет. Ошибки, безусловно, были, но не они повлияли на наше плачевное выступление во второй половине регулярного чемпионата. Вот когда тренер не может заставить команду играть по-настоящему - это действительно плохо...

- Год назад таких проблем не возникало, и работе Соловьева была дана противоположная оценка.

- "Спартак" всегда будет благодарен Соловьеву за то, что он решил очень важную и главную на тот момент задачу - помог команде вернуться в суперлигу. Но будем честны перед собой: с тем составом, который у нас был, и с тем уровнем сопротивления, которое нам тогда многие оказывали, мы просто обязаны были в прошлом году уходить из высшей лиги. Так что недостатки Соловьева в работе с командой в тот момент как бы сглаживались результатом.

Суперлига - совсем другое дело, здесь для достижения результата должны слиться воедино "три источника и три составные части": мастерство хоккеистов, работа тренерского штаба и финансовые условия. Если хотя бы в одном звене следует сбой - сразу возникают проблемы. У ЦСКА и "Торпедо" возник финансовый сбой - результат известен. А у "Спартака" проблема - в тренерском звене...

- Действительно ли в команде было лишь 5 - 6 игроков уровня суперлиги, как об этом говорил Соловьев?

- Даже если это так - все равно это его игроки, и делать такие заявления тренер не имеет права. Он должен работать с хоккеистами, доигрывать с ними до конца сезона или переводить в дубль, высказывать претензии им в глаза, но не через средства массовой информации.

У меня как-никак 15 лет самостоятельной тренерской работы, в том числе и за рубежом. Так вот я всегда работал по принципу: если ты взял хоккеиста, то никогда и никому не жалуйся. Работай с ним, старайся выжать из него максимум. И помни: это ты его выбрал, это твой игрок. Хаять подопечного - значит, расписываться в собственной несостоятельности.

В ТРЕНЕРСКИЕ ДЕЛА
НЕ ВМЕШИВАЛСЯ НИКОГДА

- Сейчас многие специалисты говорят, что главную ошибку "Спартак" допустил еще до начала сезона, когда сделал ставку на тех, кто играл в высшей лиге. Дескать, с таким составом в суперлиге делать нечего.

- Эта версия в корне не верна. Правильным было бы говорить, что "Спартак" выходил из высшей лиги, имея состав для суперлиги. Кто из наших хоккеистов, начинавших сезон, не имел опыта выступления в российской суперлиге? Практически все через нее прошли, все знали, что это такое. Ведь и готовился состав в чемпионате-2000/01 не столько для возвращения, сколько для последующего выступления в суперлиге. А в межсезонье пришли Симчук, Канарейкин, Уппер, Зиновьев, Савенко - разве эти хоккеисты не достаточного уровня?

Более того, при комплектовании команды летом тренеру Соловьеву и генеральному менеджеру Хайретдинову был дан полный карт-бланш. За почти трехлетнюю карьеру президента "Спартака" я ни разу не вмешался в сугубо тренерские дела. Бывали редкие исключения, когда мы обсуждали какие-то тактические действия команды, и я мог высказать свое мнение. Но лишь в совещательной форме - без какого-либо навязывания своей точки зрения. Вот и в подбор игроков я тоже по традиции стараюсь не вмешиваться.

- Но отчисленный из команды Клевакин пришел именно к вам...

- А я сказал: "Извини, иди к главному тренеру и с ним разбирайся. Это он принял решение освободить тебя из команды, и подставлять его, навязывать ему свое мнение я не собираюсь".

При комплектовании состава летом меня интересовала лишь стоимость того или иного хоккеиста. Не буду скрывать: кое от кого нам пришлось отказаться по причине неподъемной для "Спартака" цены. Но если ты, тренер, игроков взял, то не имеешь морального права заявлять, что кто-то там плохой и что с такими хоккеистами мы ничего не выиграем.

Далее. Несколько раз в газетах Соловьев вскользь упоминал о неких условиях, при которых, дескать, невозможно работать. Это, не скрою, тоже задело: в каких условиях невозможно работать? У нас устойчивое финансовое положение, мы никому ничего не должны, зарплату все получают вовремя. Я не понимал, что Соловьев имел в виду, говоря: в "Спартак" за его громкое имя люди не пойдут, им еще надо платить.

Согласен, мы не можем платить столько, сколько платят "Локомотив", "Авангард", "Магнитка". Но у нас, повторю, вполне устойчивое финансовое положение.

- Тренер в первую очередь имел в виду затянувшуюся реконструкцию спартаковской базы.

- Команда живет в 40 - 50 минутах езды от Дворца спорта, в военном пансионате на берегу Клязьминского водохранилища. Для Москвы это нормальные условия. Нельзя идти у игроков на поводу, тренер должен поставить вопрос жестко: будет так, а не иначе. Очевидно, этого сделано не было, и хоккеисты стали роптать - в надежде изменить ситуацию либо организацию тренировочного процесса. Я всегда говорил всем тренерам: сейчас не советские времена, но спрос с хоккеистов должен быть жесткий. А то несправедливо получается: весь третий круг пешком ходят по площадке, а зарплату получают ту же. Неужели не ощущают ответственности перед болельщиками, перед руководством, в конце концов - перед самими собой?

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С АГАРКОВА

- Затянувшееся пике "Спартака" началось с того, что в состав по разным причинам перестали попадать ветераны. Неужели их роль в команде была столь велика?

- Скорее, искусственно преувеличена. К примеру, Игорь Болдин провел всего 17 матчей, остальное время болел...

- Однако эти матчи пришлись на феерический первый круг.

- Но тогда играла вся команда. Великолепно действовало первое звено, был устоявшийся состав практически во всех звеньях. Партнеры хорошо изучили друг друга. А затем...

Началось все с того, что тренеры вдруг увидели Агаркова в роли центрального нападающего и... переформировали буквально все звенья, за исключением первого. Хотя мне было ясно, что Агарков - форвард не объемный и эту функцию выполнять не может. Кто такой центральный нападающий? Это челнок, выполняющий куда больший объем работы, покрывающий во время смены куда большее расстояние, чем его крайние коллеги.

Крайнему нападающему играть сложнее: с одной стороны - мешает борт, с другой - защитник. Центральному в этом плане легче, но он должен участвовать и в созидании, и в разрушении. Он - и третий форвард, и третий защитник одновременно. По данному компоненту Агарков никак не подходил на роль центрфорварда.

Когда я об этом сказал тренерам, мне ответили: дескать, центр - именно он. Спорить не стал - любое мнение имеет право на жизнь, да и не вмешиваюсь я в тренерские дела. Если президент станет навязывать свое мнение - это будет не президент, а еще один тренер. И неизвестно, поможет он или больше навредит.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛАХ
ВРЕДЯТ НАШЕМУ ХОККЕЮ

- Скажите честно: в третьем круге, когда поражения пошли одно за другим, не появлялось желание взять тренерские бразды правления в свои руки?

- Еще вернувшись из Финляндии, я решил, что с тренерской работой завязываю. Мне 64 года, и я не хочу уподобляться очень мною уважаемому, но 72-летнему Виктору Тихонову, и кого-то тренировать.

Почему? Хоккей - очень консервативная игра. За 100 с лишним лет никто ничего нового почти не придумал: один вратарь, два защитника и три нападающих. Были и есть неуклюжие попытки изобрести полузащитников или кого-то там еще - это пытался сделать, и светлая ему память, Анатолий Тарасов, сейчас шведы что-то пытаются, Бог им в помощь. В мировом хоккее существует 4 - 5 тактических схем и 2 - 3 их модификации. Поэтому хоккейный тренер вынужден из года в год повторять одно и то же. Так вот я повторяться устал...

- Но ведь изменяются правила. Например, убрали красную линию...

- И ничего хуже для хоккея придумать было нельзя. Мы совершенно разучились играть в средней зоне. А у советского хоккея это была одна из сильнейших сторон. Их всего-то было две: игра в атаке и в средней зоне. Тогда партнеры здорово взаимодействовали между собой, помогали тому, кто владеет шайбой. Сейчас у нас в средней зоне игры нет, она пропала. Потому что как минимум один нападающий, а то и два, как угорелые, несутся к синей линии и там встают в ожидании паса - без дела и без шайбы. Наконец игроку делают эту вожделенную передачу на 40 метров, он стоя принимает шайбу, а перед ним защитник. И что нападающий без скорости может сделать?

Мой хороший друг и тренер с большой буквы Анатолий Богданов, ныне работающий в Финляндии, год назад выступал в Калгари с исследованием о целесообразности отмены красной линии. Он привел массу статистических данных, изучено было все, что можно, - и какие оказались выводы? Динамика игры не изменилась, результативность не улучшилась, зрелищности не прибавилось.

Факт, на мой взгляд, характерный: в финале Олимпиады-2002 встретились две команды, чьи чемпионаты так и не приняли это изменение в правилах. Как играли - так и играют, а мы радуемся бронзе как выдающемуся успеху российского хоккея.

ИНОСТРАНЦЕВ ИЗ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
В "СПАРТАКЕ" НЕ БУДЕТ

- Кто из хоккеистов останется в "Спартаке"?

- Долгосрочные контракты у половины игроков. По нашим прикидкам, менять придется около трети состава. Если точнее, то две пятые.

- А финансовые возможности позволят?

- Будем искать деньги, от этого никуда не деться. И будем увеличивать фонд заработной платы на будущий сезон. Хоть я категорически против этого - нас тем не менее вынуждают обстоятельства. Все познается в сравнении. К примеру, средняя заработная плата хоккеиста в Финляндии составляет 50 - 55 тысяч долларов в год. Из этих денег он платит солидные налоги, доходящие до 45 процентов. Причем жилье игрока, транспорт - это его, а не клубные проблемы. Руководство клуба совершенно не интересует, живет хоккеист в комфортабельной квартире или ютится в собачьей конуре, ездит на тренировки на "Мерседесе" или на трамвае.

50 тысяч долларов в год - это чуть меньше 5 тысяч долларов в месяц. За такие деньги я не только не найду для "Спартака" приличного игрока - со мной никто разговаривать не станет. Если я хочу укомплектоваться для решения каких-то серьезных задач, надо вести разговор о сумме, превышающей "среднефинскую" в 4 - 5 раз.

- Может, лучше тогда в Финляндии игроков поискать?

- Это сделать можно, но в итоге получится еще дороже и будет много мороки. Приглашаешь иностранца - его надо обеспечить хорошими бытовыми условиями и транспортом. Медицинская страховка тоже стоит недешево. А еще возникнут языковые проблемы: русский язык за месяц не выучишь. Нет, иностранцев из дальнего зарубежья в "Спартаке" не будет.

В ЧЕШСКИЙ ХОККЕЙ ИГРАЕТ ТОЛЬКО ВУЙТЕК

- Как думаете, пойдет ли на пользу российскому хоккею, если чемпионом страны станет "Локомотив", а точнее - его чешский тренер?

- Пойдет - это встряхнет наш хоккей и наших тренеров. В нынешнем сезоне ярославский клуб показывает самый современный и мощный хоккей, самую сбалансированную игру, четко переходит от обороны к атаке - без воробьевского примитивизма.

Тренера Петра Воробьева я уважаю, у него свое кредо, свои правила, он исповедует свой хоккей - это даже интересно. Пусть это не совпадает с моими взглядами, однако имеет право на жизнь. Но он ничего не разрешает своим подопечным. Шайбу из зоны не выбросил, а тебе гол забили - минус 600 долларов из зарплаты. Игроку это надо? Да он в следующий раз, только шайбу завидев, вынесет ее так... Любая воробьевская команда действует только на оборону, только на разрушение. А ведь уже давным-давно выработана формула: если делать упор только на разрушение - ни одного игрока не воспитаешь.

- Зато результата добьешься. Например, как ярославское "Торпедо" Воробьева или чехи, выигравшие три чемпионата мира.

- А кто сказал, что чехи действуют исключительно от обороны? Они играли так очень давно и только против сборной СССР, обладавшей великолепной атакой. У них тогда другого выхода не было, потому что сыграть от атаки - означало получить двузначный счет не в свою пользу.

Сейчас они действуют совсем по-другому. И вообще - кто это вдруг решил, что ледовый примитивизм Воробьева хоть отдаленно напоминает чешский хоккей?! Чешский хоккей - это "Локомотив" Вуйтека, для которого оборона - необходимый, но отнюдь не главный источник достижения победы.

Нынешний тренер "Локомотива" приезжает в Россию, смотрит матчи и удивляется: "А почему все играют от обороны? Вы же так никогда не играли!" Мы разучились показывать атакующий хоккей. У нас почти не осталось специалистов, умеющих ставить такой хоккей. В том-то и беда.

Максим ЛЕБЕДЕВ