Газета Спорт-Экспресс № 69 (2861) от 29 марта 2002 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 29 марта 2002 | Футбол - Мелбет-Первая Лига

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН

ТУРНИР НЕ ДЛЯ БЕДНЫХ

ТРАДИЦИЯ

Если в премьер-лиге на главных ролях - столичные команды, первый дивизион - вотчина регионов, где футбол, переживший в 90-е годы спад, вновь стал спортом номер 1.

Нынешний первый дивизион - удовольствие не из дешевых. Чтобы понять, какие деньги гуляют в этом турнире, приведу слова президента "Нефтехимика" Наиля Гизатуллина. "С нашим бюджетом иную задачу, кроме как уцелеть, ставить перед командой сложно", - признался как-то руководитель нижнекамской команды, которая в прошлом сезоне одно время даже шла в тройке лидеров, наделав шуму длительной беспроигрышной серией. Гизатуллина тогда спросили о возможной борьбе за путевки в элиту, что, вероятно, вызвало у шефа скромного, но не бедного клуба внутреннее раздражение.

ПРО ДЕНЬГИ

Расходная часть бюджета ФК "Нефтехимик" - около двух миллионов долларов. Это самое "около" может в один из сезонов оказаться на четверть миллиона больше искомой цифры, а в другой - меньше ее на сотню-полторы тысяч долларов. Жизнь нижнекамского клуба во многом зависит от благополучия его главного кормильца - ОАО "Нижнекамскнефтехим". Крупнейшему в Европе предприятию нефтехимической промышленности тащить на себе два профессиональных клуба (есть еще тезка из хоккея) не сильно в тягость, но меру на заводе знают.

Нижнекамцы не единственная "заводская" команда. Благополучие "Амкара" зависит от промышленного гиганта, продающего на европейском рынке минеральные удобрения. Есть еще "Газовик-Газпром", у которого за спиной дочернее предприятие РАО "Газпром" - "Спецгазавтотранс". "Лада" - дочка автогиганта. "Томь" тащит на себе "Востоксибгазпром". Вот пять клубов, благополучие которых - это благополучие предприятия, финансирующего футбол из своей прибыли.

Самой богатой из этой группы команд считается "Томь", чей бюджет превышает 4 миллиона долларов. Из них, впрочем, немалые суммы идут на переезды. А вот денег на завершение строительства стадиона у клуба нет. Нет у томичей и приличной базы. Здесь бы команде могла помочь местная власть, но та к футболу относится прохладно.

Иное дело, когда губернатор или мэр - болельщик, как Александр Ткачев в Краснодаре, с которым тесную связь держит президент клуба, главный налоговик края. Сам Ткачев отвел себе роль главы попечительского совета, куда подтянул людей с деньгами и возможностями. Другое дело, что в Краснодаре нет ни крупного морского порта, как в Новороссийске, ни такой громады, как завод "Астраханьгазпром".

В Смоленске, где во главе клуба официально находится глава области Александр Прохоров, такое богатое предприятие имеется. Завод по огранке алмазов, тезка местного клуба, долгое время был его генеральным спонсором. Однако после убийства летом 1997 года благоволившего команде Александра Шкадова ПО "Кристалл" медленно, но верно отошло от ФК "Кристалл". В итоге в феврале этого года смоляне превратились в бюджетную команду со всеми вытекающими из этого "прелестями". Исключительно на деньги налогоплательщиков живут "Воронеж" и "Металлург".

Схем финансирования клубов дивизиона, собственно, всего три. Кроме бюджета и спонсоров это - создание акционерных обществ, некоммерческих партнерств, в которых главное - союз власти и капитала.

Хотя есть, конечно, и исключения вроде ростовского СКА, где благополучие клуба зиждется на энтузиазме бизнесмена Аржаного. Он верит, что рано или поздно к его команде повернутся лицом губернские или хотя бы городские власти. Пока же ростовский клуб наряду со смоленским называют самыми бедными в первом дивизионе.

Проблемы и в Красноярске. Правда, там деньги есть, однако их "Металлургу", ставшему разменной картой в политических играх, пока не дают.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Газовики, нефтяники, автопромышленники, хозяева портов и морских терминалов, энергетики, мебельщики, генералы рынка минудобрений и нефтехимической промышленности, водочные и пивные короли. Все они с охотой вкладывают деньги в турнир, где нельзя выиграть путевку в еврокубки или медали чемпионата. Медали, правда, дадут, но назовут их малыми. Однако и малые формы, выходит, интересны, если суммарный годовой бюджет клубов первого дивизиона составляет как минимум 65 миллионов долларов. Такие деньги элите российского волейбола или футзала могут только сниться, а сравнивать первый футбольный дивизион с аналогами в других видах спорта просто нельзя. Для понимания этого феномена стоит покопаться в истории.

Первая лига в ее нынешнем виде родилась в СССР в сезоне 1970 года. По спортивному принципу из четырех подгрупп жутко раздутой 2-й группы класса "А" чиновники федерации футбола отобрали 15 команд. К ним приплюсовали четырех неудачников первой группы класса "А", заодно вручив заветные билеты четырем командам из столиц союзных республик - Латвии, Молдавии, Туркмении. Киргизии. В силу того, что российский, таджикский, литовский, украинский и грузинский футбол делегировали в новую лигу своих полпредов без закулисных игр, обделенными оказались только эстонцы, Азербайджан, Узбекистан, Белоруссия и Армения. Впрочем, таллинское "Динамо", из года в год занимавшее твердое последнее место в одной из зон этой самой группы, к этому времени прекратило существование как команда мастеров. Четырем другим, вероятно, доходчиво объяснили, что с них хватит мест и в элитной лиге, где играли минское "Динамо", "Нефтчи", "Арарат" и "Пахтакор".

Правда, "безбилетник" в итоге все-таки отыскался. Им оказался будущий триумфатор, выигравший самый первый турнир. Львовские "Карпаты" в сезоне 1969 года финишировали только шестыми в своей зоне, но при этом выиграли Кубок страны. Крайним в этой двусмысленной ситуации оказался житомирский "Автомобилист". Его оставили без повышения в ранге. Еще один претендент в межсезонье прекратил существование. Куйбышевский "Металлург" слили с тольяттинским "Химиком", предоставив новорожденному тольяттинскому "Торпедо" место в классе "А". Городские спортивные власти были довольны, - их команда прежде играла в классе "Б", звезд там с неба не хватая. Довольны были в Куйбышеве, решив проблему конкуренции двух команд за место под солнцем и деньги.

Весь этот подробный рассказ не имел бы ровным счетом никакого смысла, если бы не ключик, который объясняет причину длительного успеха турнира. Спрятан он именно там, в ныне далеких 70-х. И дело в том, что в отличие от высшей лиги, где в угоду трудящимся из города-героя или ради спасения команды из колыбели революции состав участников чемпионата могли поменять, а формулу турнира подкорректировать, в первой, за исключением первых турниров, всегда был порядок.

После сезона-70 занявший последнее, двадцать второе место ашхабадский "Строитель" не вылетел, а отыграл в турнире еще два года. Зато изгнали "Локомотив" из Тбилиси, который финишировал на пятнадцатом месте. Все эти странности закончились через год, когда лигу покинули пять аутсайдеров, а наверх шагнули оговоренные регламентом два победителя. Так будет и впредь. Жалеть не будут никого. Ни рыбаков, ни мореходов, ни комбайнеров, ни хлопкоробов. Будет меняться лишь количество участников - от 20 клубов до 24, но календарь всегда будет ритмичным, а сам турнир - престижным.

И ЗВЕЗДА С ЗВЕЗДОЮ ГОВОРИТ

С развалом СССР развалилась и первая лига. Первый российский суверенный чемпионат страны прошел по трем территориальным зонам (в советское время подобный эксперимент ставили, но формулу забраковали сразу после первого и последнего такого сезона). Года хватило, чтобы понять: для прогресса нужно выбрать из массы серых команд лучших. Зимой были оговорены квоты от каждой из зон, и восемь лет назад родилась единая первая российская лига.

Ныне это вполне респектабельный турнир, куда не зазорно поехать работать ни отставному тренеру сборной, ни мэтру, который давно все и всем доказал. Морозов, Базилевич, Севидов, Бесков некогда выводили свои команды наверх. Газзаев, Семин, Лобановский, Байдачный, Фоменко, Зелькявичюс, Прокопенко здесь начинали самостоятельную тренерскую карьеру. Садырин, Малофеев, Игнатьев, Кучеревский, Долматов, Шевченко, Ткаченко, Полосин, Яремченко, Волчок, Иванов, Секеч, Антихович - вот неполный список корифеев, которые работали в российской первой лиге.

А этой зимой немало футболистов с именем словно по команде решили поменять элитную лигу на Томск и Астрахань, Краснодар и Казань, Новороссийск и питерское "Динамо". Филиппенков, Лаврик, Минько, Сафронов, Камольцев, Жидков, Шишкин, Шкапенко, Василий Иванов, Файзулин, безусловно, украсят стартовавший вчера турнир. Однако им еще предстоит стать звездами этого непростого соревнования. "В союзные времена в первой лиге уровень был о-го-го какой", - сказал недавно Сергей Андреев, поигравший в российской и союзной первой лиге. Уровень, о котором Андреев отозвался с восхищением, делали люди. Раздаев, Юрчишин, Плошник, Старков, Милевский, Турсунов, Манасян, Колядюк, Пимушин, Борис Гаврилов, Тегляцов - эти фамилии и сегодня помнят болельщики со стажем. Лихая "Даугава" и неуступчивый "Кузбасс", самобытный "Памир" и непредсказуемый "Колос", "Нистру" и "Факел", "Карпаты" и "Кубань" - едва ли не в каждой команде был футболист, которого смело можно было назвать звездой. Их знали в лицо, хотя мало кто из той когорты имел за плечами матчи в элитной лиге.

Российский первый дивизион тоже обзавелся игроками-символами. Парамонова в Перми, Себелева и Жукова из Томска, Соляника из "Кристалла", Галимова, Макиенко и Недорезова из Читы, Анисимова из Астрахани, Заруцкого в Нальчике, Харламова из "Рубина", Ситчихина в "Нефтехимике" с полным правом можно считать "лицами" не только своих клубов, но и всего турнира. Турнира, который нашел достойное место в нашем спорте.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ