ФУТБОЛ |
Виктор ГУСЕВ БЕЗ МИКРОФОНА |
ТОВАРИЩЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ
Понятная деликатность ситуации не дает мне права обнародовать все детали почти часового разговора, который состоялся в раздевалке российской сборной на таллинской "А. Ле Кок Арене" после печального для нас матча с эстонцами. Приведу лишь фразу одного из раздосадованных участников только что закончившейся встречи: "У Эстонии мы должны выигрывать в любом составе. И в любом состоянии"...
"В любом составе" не получилось. Не знаю, какое впечатление сложилось у вас, уважаемые читатели, но из нещадно продуваемой балтийскими ветрами комментаторской кабины показалось: оставь Олег Романцев на поле после перерыва тех же игроков, наши - конечно, не без труда, поскольку эстонцы, как выяснилось, сильны и обороной, и контратаками, - все же добились бы победы.
Увы, сделать это было нельзя. Не зря же наши тренеры везли в Эстонию 22 футболиста, в том числе трех новичков. Не зря же договаривались с соперником и с судьей из Швеции о неограниченном количестве замен. А необходимость попробовать в деле максимальное число игроков неизбежно превращала результат матча в нечто вторичное. Так же, как, например, для тренера португальской сборной, не скрывавшего своего удовлетворения после... поражения 1:4 от финнов. "Отлично, теперь я знаю, кого не брать на чемпионат мира", - заявил Антониу Оливейра в тот же вечер на послематчевой пресс-конференции.
"В любом состоянии". Думаю, эта часть фразы невольно выдала суть сегодняшнего настроя наших самых опытных футболистов, прилетающих в сборную на товарищеские матчи. Для них, нелегким трудом зарабатывающих свои кровные в Западной Европе, главная задача - насущная. А это, как ни крути, не победа над эстонской сборной. Это зона УЕФА - для одних, национальный Кубок - для других, выход в высшую лигу - для третьих. "Сейчас разберемся с клубными делами, а уж летом в Японии постоим за державу". Нет, эту фразу никто не произносил вслух, но она, как мне показалось, подспудно витала над таллинским лагерем российской команды.
Можно ли, готовясь к важнейшему турниру, играть "в полноги", а потом сосредоточиться и "выстрелить" в нужный момент? Оставим этот вопрос открытым - хотя бы потому, что, как ни теоретизируй, ответ может дать только практика.
Поговорим о другом. Одной из славных вех отечественного футбола стал матч СССР - ФРГ, когда девять лет спустя после конца войны мы, словно продолжая гордое "На Берлин!", обыграли новоиспеченных чемпионов мира. Великими страницами нашей футбольной летописи стали встречи с басками, игры московского "Динамо" в Англии...
Все перечисленные выше матчи были товарищескими.
В ироническом "СССР - чемпион мира по товарищеским матчам" для нас, за все время по большому счету не претендовавших на чемпионство реальное, нет-нет да и прозвучит ностальгическая нотка. Наверное, и поэтому тоже (а не только потому, что тревожно за Японию) сегодня болельщики так строго спрашивают с Олега Романцева. Заметьте: отвечать приходится не футболистам (уверен, большинство тех же испанцев даже не поинтересуется результатом игры в Таллине), а тренеру. В отличие от легионеров он живет в России, и ему доверена команда, каждый матч которой начинается с исполнения национального гимна.
Прозвучит наш гимн и 17 апреля в Париже. В воскресенье оттуда позвонил французский коллега. В связи с предстоящим матчем сборных он интересовался, будет ли в составе российской команды невысокий петербургский форвард, забивший два мяча на "Стад де Франс" 5 июня 1999 года. И сразу же с недоумением прервал мои рассуждения относительно перспектив Панова на чемпионате мира: "Виктор, да при чем здесь Япония? Наших болельщиков сейчас заботит другое. 17 апреля Франции надо брать реванш у России!"
Во все том же 99-м Романцев, поставив перед сборной казавшуюся нереальной задачу, сумел сотворить чудо. "Победа в каждом матче" - тогда этот гордый лозунг нашего тренера прозвучал в унисон настроению игроков, ведь отступать уже было некуда. Тогда же настало время "горящих глаз", которых так не хватало на поле в Таллине.
Откровенный мужской разговор в раздевалке подарил надежду на то, чего не хватало в последний раз.
Берегите себя.