Газета Спорт-Экспресс № 93 (2885) от 26 апреля 2002 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 26 апреля 2002 | Футбол - РПЛ

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

ЛЕВОФЛАНГОВЫЙ ПРАВША

Андрей КАРЯКА

Разговоры о том, что среди российских футболистов нет достойного кандидата на позицию левого полузащитника сборной, самарские болельщики воспринимают с плохо скрываемым возмущением: а как же Каряка?!

Сейчас редкая газетная статья "с мест" обходится без ненавязчивой просьбы к Олегу Романцеву обратить внимание на того или иного футболиста. Порой мы, журналисты, чуть ли не докладные главному тренеру сборной пишем: "Довожу до вашего сведения, что в городу Х мною замечен футболист Y, который, по мнению широких слоев местной общественности, располагает всеми необходимыми качествами, чтобы вывести вверенный вам коллектив на новый уровень развития..." Можно представить, сколько игроков получали бы вызовы в национальную команду, если бы в сборной все эти пожелания принимались к сведению. Наверное, еще и нескольким иностранцам места бы пришлось выделить...

О левом полузащитнике "Крыльев Советов" Романцеву "напоминать" не надо: любимец самарских болельщиков, что называется, в обойме. Андрей Каряка - фигура для нашего футбола и вправду неординарная. Достаточно вспомнить и его супердебют на старте прошлого сезона, и эпопею с выбором сборной. Наверное, если Каряка и дальше будет прогрессировать, то вопрос о том, кому доверить место на левом фланге полузащиты нашей сборной, рано или поздно отпадет сам собой. Судя по всему, он к этому серьезно готовится...

- Вы на этой позиции с какого времени играете?

- В детстве был нападающим. И забивал, кстати, достаточно много. А на фланг меня поставили в моей первой команде мастеров - запорожском "Металлурге". Там не было высокорослых нападающих, и тренеры ставили нам комбинационную игру - больше низом и в основном через центр.

- Через центр? Наверное, поэтому вы, попав в "Крылья Советов", поначалу и старались обыгрывать соперника именно в эту сторону, а не идти к лицевой линии, чего, собственно говоря, от крайних полузащитников чаще всего и ждут?

- Возможно. Та игра, о которой вы говорите, действительно появилась у меня только в Самаре. А до этого все время тянуло в центр.

- Вы согласны, что правой ногой владеете значительно лучше, чем левой?

- Конечно. Я же правша.

- Может, в таком случае было бы сподручнее поменять фланг?

- Я об этом как-то не задумывался. Не исключено, что оно и в самом деле так. Один такой опыт у меня был, но он оказался неудачным. В прошлом году в Волгограде меня поставили на правый фланг, и ничего хорошего ни у меня, ни у команды не получилось.

- Мне кажется, причина той неудачи - вовсе не в тактической перестановке, а просто-напросто в том, что команда вышла на поле после месяца паузы в чемпионате и была явно не готова к серьезной борьбе...

- Возможно. Но как-то так все складывается, что моя позиция на поле - именно та, которая есть.

- Как вы думаете, в идеале левый полузащитник должен быть ярко выраженным левшой?

- Даже не знаю. Во всяком случае, в голову такие примеры сразу что-то не приходят. Да и вообще сейчас футбол становится все более универсальным, и каждый игрок должен уметь действовать на всех позициях. Возьмите Фигу. С одной стороны, можно назвать его крайним полузащитником, правда же? Но ведь он и в центре играет здорово.

- Тоже, наверное, в Запорожье учился... А если серьезно - какие все-таки игровые качества от вас требуются в первую очередь?

- Физическая подготовка - это главное. Никто ведь столько километров на поле не наматывает, как крайние полузащитники.

- А с техникой это как согласуется? Допустим, совершив рывок метров на шестьдесят - семьдесят и получив мяч, вы всегда готовы исполнить с ним все, что хотите и умеете?

- Нет, конечно. Далеко не всегда. В начале матча непременно чувствуешь себя лучше, чем в конце. Впрочем, это вам, наверное, любой футболист скажет. Известно же: организм может работать на пределе восемь - десять секунд. А потом неизбежно наступает торможение. Вот от того, насколько хорошо ты готов, и зависит: на восьмой секунде оно наступит или на десятой.

- Представьте себе такое упражнение: допустим, в штрафной подвешена консервная банка - там, где должна находиться голова форварда, которому вы намереваетесь сделать передачу. Как думаете, сколько раз из десяти вы в нее попадете в спокойной ситуации и сколько - после рывка?

- После рывка, наверное, половину или чуть меньше. А вообще интересно было бы попробовать.

- А знаете какие-то специальные упражнения, необходимые именно вам?

- После каждой тренировки у нас в команде все работают индивидуально. Я в это время стараюсь больше левую ногу задействовать, "отстающую". А в самих тренировках так и так совершенствуются те навыки, которые нужны именно мне. Я же во всех "двусторонках" на той же самой позиции действую. Не сомневаюсь, что мы работаем правильно - все же видят, как быстро прибавляют игроки "Крыльев" в индивидуальном мастерстве.

- Если бы в сутках было не 24 часа, а 26 и вы бы решили посвятить это время футболу, то на что его с большим удовольствием потратили бы - на совершенствование своих сильных качеств или устранение слабых?

- Наверное, правильнее все-таки работать над недостатками. В футболе больше ценятся люди, у которых нет слабых мест. Хотя, с другой стороны, не уверен, что мне есть смысл много работать, например, над игрой головой. Да, это не самое большое мое достоинство, но ведь и действовать на "втором этаже" крайнему полузащитнику приходится не часто.

- А у вас нет опасения, что, упорно работая над недостатками, можно утратить собственную индивидуальность?

- Не думаю. Уж если кто-то на велосипеде кататься научился, уже не разучится.

- Против какого соперника удобнее действовать - который, как и вы, тяготеет к атаке или того, чья основная задача - не дать сыграть именно вам?

- Конечно, второй вариант гораздо лучше.

- Почему? Обычно о людях, которые "и сами не играют, и другим не дают", отзываются с куда меньшей симпатией...

- У меня другая точка зрения. Во-первых, я сам не очень-то люблю обороняться. Знаю, что это нужно, и установку тренера стараюсь выполнять, но моя стихия - все-таки атака. Когда соперник озабочен только тем, чтобы не дать сыграть мне, у меня появляется возможность заниматься тем, что нравится больше всего. И бегать вдобавок приходится значительно меньше.

- А такая игра, какая была, допустим, у Гуренко в его бытность игроком "Локомотива", вам по душе? Когда человеку отдают на откуп всю бровку?

- Да, это здорово. Мы так в киевском ЦСКА иногда играли, и мне такая схема очень нравилась.

- Не ожидал от вас подобного ответа. Ведь при таком раскладе и бегать нужно несравненно больше, и в обороне отрабатывать.

- С одной стороны, так и есть. Зато простор появляется какой!

- Но "Крылья" по такой схеме не действуют...

- Да, это так. У нас команда исповедует более комбинационный футбол, а подобная игра все-таки проще. К тому же против нас почти все в любом случае действуют от обороны, а это значит, что надеяться на появление на флангах свободных зон не приходится.

- Ну, вы-то и на носовом платке можете обыграть соперника. Этот дриблинг - он из детства?

- Наверное. В то время мы любили повозиться с мячом, и тренеры знаменитой днепропетровской школы это только приветствовали. А вот в мастерах меня техничным футболистом долгое время и впрямь не считали. Только в Самаре все это ко мне и вернулось. В "Крыльях" вообще игра более гибкая, чем была в командах, где я играл прежде. Скажем, мне и раньше довольно часто приходилось выполнять штрафные удары, но везде требовали бить на силу. А в Самаре во главу угла ставят исполнение.

- Как вы считаете, для какого из зарубежных чемпионатов больше подходит ваш стиль игры?

- Трудно сказать... Чтобы заслужить приглашение в сильный зарубежный клуб, мне еще работать и работать. Но если пофантазировать... Для Англии мне не хватает стабильной фланговой подачи, для Италии - умения действовать в обороне. Нет, что об этом говорить, если я своей игрой и в российском-то чемпионате в последнее время не очень-то доволен.

- А с чем вы это связываете? Может, гнетет мысль о том, попадете ли на чемпионат мира?

- От нее никуда не денешься, хоть я и стараюсь думать об этом как можно меньше. Умом-то прекрасно понимаю: если зациклишься - запросто свихнешься от напряжения. Не могу сказать, что мне это удается в полной мере, но пытаюсь настроить себя так: надо просто стараться делать все как можно лучше. А остальное зависит уже не от меня.

Арнольд ЭПШТЕЙН

Самара