Газета Спорт-Экспресс № 108 (2900) от 18 мая 2002 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 18 мая 2002 | Футбол - Сборная России

ФУТБОЛ

КАНДИДАТ В СБОРНУЮ РОССИИ - Андрей АРШАВИН

Андрей АРШАВИН

ГОТОВ ВСЕГДА ПРАЗДНОВАТЬ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ В СБОРНОЙ

В свои неполные 21 Андрей Аршавин, по меткому выражению Юрия Морозова, может считаться ветераном. В сборной он - один из немногих стопроцентных дебютантов. В считанные дни талантливому петербуржцу предстоит, едва перезнакомившись с большинством футболистов, постараться наладить с ними игровые связи и убедить тренеров в своей необходимости сборной. Задача - из разряда сверхсложных. Но Аршавин петербургские болельщики это отлично знают - препятствий не боится. Даже наоборот: иной раз словно бы специально ищет их в штрафной соперника...

В ПАРЕ С КЕРЖАКОВЫМ БУДЕТ ЧУТЬ-ЧУТЬ ЛЕГЧЕ

- О вызове в сборную я узнал в Москве, после матча с "Торпедо-ЗИЛ", - говорит Аршавин. - Нам с Кержаковым эту приятную новость сообщил начальник зенитовской команды Юрий Гусаков. Воспринял я ее достаточно спокойно. Я ведь прекрасно понимаю: это приглашение - лишь один небольшой шаг в сторону осуществления мечты поехать на чемпионат мира и быть там полезным сборной России.

- Со старожилами сборной вам придется знакомиться в цейтноте.

- Футбольный мир достаточно тесен, и я много слышал о том, что новичков в сборной ожидает самый доброжелательный прием. Поэтому не вижу здесь проблемы. К тому же я знаком с Измайловым, Пименовым. Неплохо знаю и Кержакова (смеется). То, что нас вызвали вдвоем, в какой-то степени подспорье. Чуть легче будет переносить физические и - главное - психологические нагрузки.

- Кержакову-то, видимо, будет значительно проще. Конкуренция среди четырех вызванных в сборную нападающих не будет такой сумасшедшей, как среди десятка с лишним приглашенных полузащитников.

- Я стараюсь не думать об этом. Предпочитаю лишний раз вспомнить слова Романцева: "Шанс будет у каждого из 27 вызванных в сборную футболистов". Вот я и постараюсь использовать предоставленный мне шанс. И, естественно, желаю того же Кержакову.

- В случае, если Романцев возьмет вас на чемпионат мира, вам придется кое-чем пожертвовать.

- Чем именно?

- Днем рождения. Придется праздновать его вдали от родных и близких.

- Разве это жертва? (Улыбается.) Я как-то прочитал, что Егор Титов не очень любит праздновать свой день рождения на сборах, вдали от дома. А мы с ним в один день родились - 29 мая, только Титов на пять лет раньше. Я же, наоборот, готов с огромным удовольствием всякий раз отмечать день рождения именно в расположении сборной. Лишь бы меня туда приглашали. Кстати, в прошлом году свое 20-летие я встретил как раз в сборной. Только в молодежной. Газзаев от имени команды подарил мне футбольный мяч.

- Кого вы считаете фаворитами мирового первенства?

- Предположу, что на титул чемпионов мира будут в первую очередь претендовать Бразилия, Франция и Аргентина.

- А как может выступить сборная России?

- Из группы она наверняка выйдет. А дальше загадывать сложно.

В НАЧАЛЕ СЕЗОНА ФУТБОЛ ВЫЗЫВАЛ АПАТИЮ

- Приглашение в сборную признание ваших зенитовских заслуг. А вы сами удовлетворены сейчас уровнем игры за клуб?

- В начале сезона я чувствовал себя удручающе и не понимал, что со мной происходит. Почему-то вдруг навалилась громадная усталость. Не хватало сил на вторые таймы, появилась какая-то апатия, даже равнодушие к футболу. Ничего подобного раньше никогда не испытывал. Всегда рвался выходить на поле, а тут... Ломал голову и не находил внятного объяснения. Слава Богу, что это состояние быстро исчезло, оставив лишь малоприятные воспоминания. И сейчас я вновь получаю удовольствие от футбола. К тому же постепенный набор формы мной совпал с подъемом игры у команды. После ничьей с "Локомотивом" мы одержали четыре победы подряд - с учетом кубковой игры в Раменском. Жаль только, не удалось продлить эту приятную серию в финале. Но винить в поражении от ЦСКА мы можем только самих себя.

- Чем объяснить, что уже к началу мая вы уже забили за "Зенит" столько же, сколько за весь минувший год - четыре мяча?

- Нет тут никакого секрета. Просто за нас - Кержакова, Астафьева и меня - ребята в обороне отрабатывают. Мы же втроем не отходим назад. Концентрируемся на атаке и потому обязаны забивать. А "золотой" гол в кубковом полуфинале в Раменском стал самым важным в моей недолгой пока карьере.

- И, наверное, самым памятным?

- Не стал бы отвечать так.

- Может, таковым вы считаете свой первый "официальный" мяч за "Зенит"?

- Вот как раз его-то я и не помню (улыбается).

- Зато вам могут его напомнить в Воронеже. Забив в апреле прошлого года "Факелу", вы подбежали к центральной трибуне стадиона, повернулись к болельщикам спиной и указали им на собственную фамилию на футболке.

- Было такое. Почему-то захотелось, чтобы поклонники "Факела" запомнили мою фамилию. Но не думаю, чтобы они сделали это. В минувшем сезоне им хватало своих забот. А бурная радость в тот момент захлестнула еще и потому, что до этого мяча я не забивал почти год - со времени московского матча со "Спартаком" за дубль "Зенита".

- От игроков вашего амплуа болельщики ждут прежде всего не забитых мячей, а результативных передач. Вы ведь всегда играли на позиции "под нападающими"?

- Сколько помню себя в футболе. Как в семь лет отец привел меня в "Смену", так на ней и играю. И у первого тренера Виктора Виноградова, и позже, когда стал заниматься у Сергея Гордеева.

- Когда Гордеев стал регулярно привлекать вас, 16-летнего, к играм за мужскую команду на первенство города, не комплексовали?

- Нет. Освоился довольно быстро. К тому же вместе со мной на поле выходил мой ровесник по фамилии Донос. Вдвоем было легче адаптироваться.

- Через год, к моменту выпуска из "Смены", вас начали усиленно зазывать в мини-футбольный "Зенит".

- Я сразу отказался от этого предложения и никогда не жалел. Очень не люблю играть на маленьких площадках - пространства свободного не хватает. Как, между прочим, и при игре на фланге, где возможность для маневра ограничивает бровка.

- В юношеские сборные вас никогда не вызывали?

- Нет. И это невнимание к моей игре тренеров сильно огорчало. Одноклубник Костя Лобов туда вызывался регулярно, а я - ни разу.

В УНИВЕРСИТЕТЕ ТАКУЮ ПРИЧИНУ СОЧТУТ УВАЖИТЕЛЬНОЙ

- Ваш зенитовский приятель Кержаков пошел по традиционному для петербургских футболистов пути, поступив в Академию физической культуры имени Лесгафта. Вы же удивили всех, выбрав Университет технологии и дизайна. Как продвигается обучение?

- Спасибо, вроде бы все в порядке. Заканчиваю второй курс.

- Но в случае поездки на чемпионат мира о своевременной сдаче летней сессии придется забыть.

- Думаю, преподавательский состав сочтет такую причину моего отсутствия на экзаменах уважительной и перенесет срок сдачи.

- А профессора и доценты знают, что студент Аршавин играет - и очень неплохо - в футбол?

- Конечно, знают.

- Скажите честно: вы пользуетесь при этом определенными льготами у преподавателей?

- Честно? Стараюсь не пользоваться. Иногда получается, иногда - нет.

- Чем в свободное от футбола и учебы время любите заниматься? Есть ли хобби - музыка, книги, телевизор, компьютер...

- Из названных вами четырех вариантов предпочту пятый.

- ???

- Я терпеть не могу сидеть дома. Куда приятнее встретиться с приятелями и сходить в кино. Или обсудить с ними последние футбольные новости. Круг моих близких друзей давно сформирован, и все они имеют к спорту самое непосредственное отношение.

- Вы разрешаете друзьям критиковать свою игру?

- Что значит - "разрешаю"? Только тот человек, который честно скажет тебе всю правду в лицо, и будет твоим другом. Мнения друзей, которые способны в две секунды опустить меня с небес на грешную землю, для меня чрезвычайно важны, и я очень ими дорожу.

- А как вообще относитесь к критике?

- Если она, что называется, по делу - абсолютно нормально. Но очень раздражает, когда игру берется оценивать дилетант.

- Не хочется вступить с подобным оппонентом в спор?

- А зачем? Все равно ничего не докажешь. Тем более если человек настроен к тебе откровенно предвзято.

- Вам не мешает ваша популярность в Санкт-Петербурге?

- Да я как-то ничего подобного не ощущаю. Сейчас, правда, на метро не езжу (улыбается). Общаюсь с привычными для себя людьми - мамой, родными и, естественно, друзьями. Все они - главные мои болельщики. И я приложу все возможные усилия, чтобы дать им лишний повод порадоваться за меня.

Александр КУЗЬМИН

Санкт-Петербург