ФУТБОЛ |
ЯПОНСКИЙ КОМПЬЮТЕР ДОКТОРА ЗУРАБА ДАЕТ ДОБРО
Александр ПРОСВЕТОВ |
из Симидзу |
Окончание. Начало - стр. 1 |
ОТБОЙ КАРПИНУ СЛЕДУЕТ УСТАНОВИТЬ В 23.00
Что за тесты на выживание в японских условиях проходили наши футболисты перед отлетом из Москвы? Об этом я расспрашивал врача сборной Зураба Орджоникидзе.
- Мы исследовали общее состояние игроков, проводили биохимические анализы и общие анализы крови, чтобы выяснить, нет ли у кого-то воспалительных явлений, - сказал наш доктор. - Проверяли печень - это очень важно при высоких нагрузках, делали кардиограммы - до и после нагрузок, брали лактат, то есть смотрели степень закисления организма, проверяли уровень гемоглобина. Если он повышен, то возникают подозрения на употребление эритропоэтина или его более активного аналога дарбепоэтина, а это при сегодняшнем внимании к проблеме допинга крайне необходимо.
- Кто всем этим занимался?
- Бригада состояла из девяти человек. Это сотрудники руководимого мною Научно-практического центра спортивной медицины. Возглавляла группу доктор Анастасия Михайлова, специалист по функциональной диагностике. Естественно, помогали в работе и мы с Юрием Васильковым, два врача сборной, а также массажисты Юрий Соколов и Николай Ларин.
После этих слов Зураб Гиевич извлек из папки цветные картинки с графиками и столбцами.
- Это распечатки компьютерной программы "Динамика Омега-100", которая позволяет определять функциональную и психоэмоциональную готовность игроков, степень адаптации организма, состояние нервной системы, биологически активные и пассивные часы. Вот, к примеру, сведения на Карпина. Из них следует, что наибольшая активность у него наступает в полдень и вечером, после 16 часов, а отбой ему целесообразно установить в 23 часа.
ПИМЕНОВ - ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
Или взять Измайлова. У него очень высокие, почти стопроцентные показатели. Если точнее, то его интегральный показатель состояния здоровья был равен 99 процентам. Чуть-чуть подвел коэффициент регуляции центральной нервной системы. У Пименова - вообще полные сто процентов. У Сычева - 90, у Кержакова - 86. Это тоже хорошо. У Ковтуна - 59 процентов. Но мы знаем, что Ковтун был травмирован, не тренировался, потому это нормально. Сейчас у Юры показатели уже выше, чем были в Москве. Я постоянно слежу за данными игроков с помощью компьютера, сравниваю их с предыдущими, взятыми еще на Родине.
- Любителей футбола в нашей стране волнует состояние Александра Мостового. Как у него дела?
- Мостового обследовали уже в Японии. Идет процесс заживления. Появился рубец. Наша задача, чтобы он получился не очень жестким. Мостовой проходит курс физиотерапии, делаем ему электростимуляцию поврежденной полусухожильной мышцы. Вчера он ходил со скоростью семь километров в час. Это весьма много. Обычно в подобных случаях недели две не передвигаются. Впрочем, Мостовой получает вобензим. Это содержащий ферменты папайи, ананасов и японских фруктов препарат, который способствует заживлению тканей.
- Как футболисты перенесли перелет? Завершилась ли адаптация?
- Она еще продолжается. Обычно в первый день после длительного перелета, связанного со сменой часовых поясов, люди активны. Во второй более или менее. А вот на третий день начинается спад. Потому как раз сегодня, в понедельник, нагрузку в ходе тренировок сократили до минимума. Завтра она будет повышена. Кроме того, нашим "испанцам", которые отыграли трудный сезон, было решено дать меньше, чем прочим, упражнений, чтобы они не перенапрягли опорно-двигательный аппарат. Вообще непросто переходить с одного поля на другое. Здесь земля пожестче, чем в Москве. На такую смену обстановки организм моментально реагирует. Как следствие, из подкорки идет указание суставам и мышцам. Возможны травмы. Посему нагрузки дозируем. Под особым наблюдением находятся Мостовой, Даев, Соломатин, Никифоров.
СТОПРОЦЕНТНОЕ ЗДОРОВЬЕ БЫЛО В МОСКВЕ У ДЕВЯТЕРЫХ
- Почему Никифоров, который сегодня тренировался в общей группе, в воскресенье занимался по индивидуальному плану?
- Особых проблем нет. Только перегрузка мышц. Как и у Соломатина.
- Перед чемпионатом мира 1998 года французы в последний момент отчислили шесть человек, как мы теперь четверых. Одним из показателей служила степень веры в победу. Приглашенный в команду психолог якобы опрашивал футболистов на тему, сомневаются они или нет в конечном успехе. У нас не выявляли пессимистов?
- Нет. Врачи не диктовали тренерам, кого отсеять, а кого оставить. Руководители сборной исходили из игровых качеств.
- Но вы же представили им сведения о состоянии здоровья футболистов. Разве это не оказало влияния на выбор?
- По медицинским показателям отсеянные четверо в худшую сторону не отличались. Они у всех были примерно одинаковыми. С другой стороны, уверяю вас, что, даже если Зидан заявит Роже Лемерру, что не верит в победу, он его не отчислит.
- Был ли еще у кого-то, помимо Пименова, стопроцентный интегральный показатель?
- Таких, как он, на протяжении заключительного московского сбора нашлось в общей сложности девять человек.
- Как оцениваете психологическое состояние сборной?
- Как неплохое. И оно будет еще лучше. Только не надо сейчас загружать игроков лишними вопросами.