Газета Спорт-Экспресс № 121 (2913) от 3 июня 2002 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 3 июня 2002 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ МИРА-2002

Константин КЛЕЩЕВ

из Йокогамы

КОММЕНТАРИЙ

Весной из панорамного окна ресторана ФИФА в Зонненберге, пригороде Цюриха, открывается чудесный вид на живописное Цюрихское озеро. В его глади отражаются белые облака и голубое небо, и кажется, что такие же белые, как облака, лебеди скользят по воде между островами и лодками. По берегам озера - утопающие в зелени особняки, церкви, рестораны... Даже трудно поверить, что всего в десяти минутах езды отсюда на машине кипит Цюрих, один из самых шикарных городов мира.

Когда Йозефа Блаттера попытались лишить возможности любоваться каждый день озером, обвинив в деспотизме и коррупции, он обиделся. Обиделся всерьез, так как считает, что за четыре года его президентства футбол изменился в лучшую сторону: он развивается даже там, где еще недавно не было полей, он завоевывает страны, где бейсбольные правила знают с колыбели, он сам решает свои проблемы независимо от конъюнктуры мирового рынка. И потому, когда придет время подводить итоги чемпионата - составлять его сборную, определять лучшего игрока, лучшего тренера и т.д., - в одной из категорий необходимо оставить место за Блаттером. Приехав на ЧМ в качестве человека, по которому плачут нары, он покинет его победителем, независимо от того, какая сборная поднимет над головой Кубок мира.

Признаем, что Блаттер обладает видением поля Бекхэма, упорством Виейра и удачливостью Клозе. И даже умеет заставить соперника забивать автоголы. На прошлой неделе на конгрессе ФИФА он сначала осадил своих недоброжелателей, затем вынудил их утвердить бюджет, а потом избрать себя на новый президентский срок. 139 голосов против 56 - это как 8:0 в матче Германия - Саудовская Аравия. Наконец, он неожиданно легко избавился от своего бывшего друга, перебежавшего в стан президента УЕФА Леннарта Юханссона, - генерального секретаря ФИФА Мишеля Зен-Руффинена. "Мы разошлись по взаимному согласию", - так прокомментировал Блаттер известие об отставке человека, которого он еще недавно называл своей "правой рукой и сыном" и которого пообещал уничтожить, если получит новый президентский мандат.

"В ФИФА больше нет кланов", - сказал глава ФИФА. Он прав - кланов нет, есть один большой клан Блаттера, в который входят десятки президентов федераций малых стран, получающих от ФИФА постоянную и серьезную, по их масштабам, - миллион долларов в четыре года - финансовую помощь. Не берусь утверждать, что эти деньги идут прямо в карманы руководителей, но многие из них представляют страны, занимающие первые места в рейтингах коррумпированности. И, кто знает, может быть, уже скоро они потребуют от Блаттера благодарности за свою лояльность.

Впрочем, будущее время здесь неуместно. Если вспомнить 1998 год, то свой первый президентский мандат швейцарец получил во многом благодаря поддержке африканцев, которым пообещал чемпионат мира 2010 года. Смелое обещание, если учесть, что, кроме ЮАР и разве что Марокко, ни одна страна, ни даже группа стран, если следовать моде проводить крупные соревнования совместно, не способна принять у себя турнир такого масштаба.

Что будет, если завтра Африка или Азия "попросят" Блаттера увеличить их квоты в финалах чемпионата мира? Неужели на мировых первенствах нам предстоит наблюдать новые матчи с участием саудовских аравий, чей уровень соответствует в лучшем случае уровню середняка российской премьер-лиги? А ведь многие сборные, оставшиеся за бортом ЧМ, могли бы его если не украсить, то по крайней мере усилить - Голландия, Чехия, Румыния, Украина... Можно назвать еще с десяток стран Европы и Латинской Америки, которые были бы достойны занять место Саудовской Аравии.

Впрочем, окончательное мнение об Азии составим после выступления японцев, которые на прошлом чемпионате мира во Франции не выиграли ни одного матча и забили лишь один гол, и корейцев, для которых четвертое место в группе - привычное.

По поводу Африки все же оговорюсь. Разве по игре Сенегала против Франции кто-нибудь мог догадаться, что одна команда - чемпион мира и Европы, а другая дебютант ЧМ? В Корее и Японии лучшие африканские сборные пока доказывают, что многому научились в последние годы... в Европе. Так, может быть, Европа имеет больше оснований требовать увеличения своей квоты, чем остальные?

Но если это невозможно, то стоит подумать о том, как сделать отбор более тщательным. На чемпионате мира должны быть представлены лучшие из лучших - только в этом случае футбол, как игра и зрелище, будет завоевывать новые страны. А это - в интересах ФИФА.