Газета Спорт-Экспресс № 127 (2919) от 10 июня 2002 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 10 июня 2002 | Бокс и ММА

БОКС

БОЙ С ТЕНЬЮ

Наверное, теперь английская королева наконец-то посвятит Леннокса Льюиса в рыцари. Он сделал то, о чем вместе со всей Британией мечтал уже много лет - победил Майка Тайсона, да еще нокаутом. Но это был грустный триумф, потому что в субботу на ринге в Лас-Вегасе с Льюисом из последних сил сражался не сам Железный Майк, а его тень, которая даже внешне на былого Тайсона была не очень похожа.

СВОЙ И ЧУЖОЙ

Напряжение в зале достигает точки кипения задолго до начала боя. Тысячи людей стоят, будучи просто не в силах сидеть. Многие кричат. В ответ на появление Тайсона раздается дикий рев, по сравнению с которым шум, стоявший здесь раньше, кажется соловьиной трелью. Сразу становится ясно, за кого будут болеть трибуны. Плохой он или хороший, но Тайсон - свой, а британец Льюис - чужой.

Майк абсолютно спокоен и как будто грустен. По сравнению с собой прежним выглядит слегка оплывшим: вроде мышцы те же, но явно тронутые жирком.

Вскоре к рингу направляется и Льюис. Его встречают неодобрительным гулом, на который Леннокс никак не реагирует. Он предельно сосредоточен и слегка нервничает. А кто не нервничал перед боем с Тайсоном? Это же как на танк с одной гранатой лезть.

Между тем на ринге творится нечто странное. Его по диагонали перегородили здоровенные мужики в желтых рубашках, которые призваны предотвратить возможную драку между ненавидящими друг друга боксерами до боя. Это, конечно, часть шоу, как и их ненависть, но ведь, с другой стороны, в январе Тайсон действительно покусал британца, из-за чего бой чуть не сорвался. Так что, как это всегда было с Майком, никогда нельзя с уверенностью сказать, где кончается шоу и начинается зверинец.

Ведущие телеканалов НВО и Showtime, транслирующих этот бой, Майкл Баффер и Джимми Леннон представляют участников поединка, устроив из этой процедуры фрагмент ненаписанной оперы. Больше всего это напоминает дуэт Лучано Паваротти и Пласидо Доминго. Голоса их тонко вибрируют, выдавая не дававшиеся доселе рулады. Похоже, у этих двух самых луженых и самых золотых глоток Америки сегодня свой бой. Я бы отдал Бафферу победу по очкам с приличным отрывом.

Так или иначе, но со своей задачей - довести зал до иступления - они справляются успешно, а ничего другого от них и не требуется. Тайсона объявляют "единственным в своем роде", что соответствует действительности, а Льюиса - "общепризнанным абсолютным чемпионом мира", что тоже так и есть. Официально он владеет только двумя третями титула, по версиям WBC и IBF, а третью, по версии WBA, у него через суд отобрал Дон Кинг, и сейчас она принадлежит Джону Руису, которого за чемпиона держат только члены его семьи, да и то, наверное, не все.

АППЕРКОТ ПРОТИВ ХУКА

Наконец, наступает черед Льюиса и Тайсона сказать свое слово, ради того, чтобы услышать которое десятки тысяч людей собрались в зале и еще десятки миллионов - перед телевизорами. Рефери Эдди Коттон тянет несколько лишних секунд, долгих, как полет над пропастью, прежде чем дает сигнал к началу боя. Его ладонь резко рубит воздух одновременно с ударом гонга.

Тайсон не бросается сразу на противника, как он это делал всегда, он лишь чуть активнее, чем Льюис, который явно нервничает. Майк просовывает сквозь защиту Льюиса пару джебов. Едва ему удается разорвать дистанцию, британец клинчует. При выходе из клинча Льюис достает его несколькими нервными и, судя по всему, не слишком сильными ударами. А через некоторое время Леннокс выкидывает свою главную домашнюю заготовку - мощнейший правый апперкот, который приходится точно в голову Тайсону. Льюис в полной мере овладел этим ударом на удивление поздно - ко второму бою с Холифилдом, в котором завоевал титул абсолютного чемпиона мира, но теперь он наносит этот апперкот так, словно пробивал им себе путь из чрева матери.

Тайсон пытается нанести левый крюк на скачке, которым он стольких своих противников отправил в нокаут. Нет на свете головы, которая может выдержать этот удар, но он идет мимо.

Льюис много клинчует и каждый раз, пользуясь огромным преимуществом в росте, наваливается на Тайсона, капля за каплей выдавливая из него силу.

Раунд идет к концу, а ни одного серьезного удара Майк пока не провел. Он вязнет в защите Льюиса, как в болоте. Вот вскользь проходит его левый хук, но Леннокс и носом не ведет. Гонг. Раунд за Льюисом. Хотя британец только начал справляться со своими нервами, он все-таки нанес несколько чувствительных ударов, чего не скажешь о его противнике.

В целом первый раунд боя с Тайсоном напоминает его же первый раунд боя с другим нокаутером - Дэвидом Туа. Та же, может быть, излишняя осторожность. И то же постепенное овладение собой. Страх Ленноксу ведом, однако он умеет его контролировать, а Кас Д'Амато, приемный отец и первый наставник Майка, считал, что такой страх только полезен.

Второй раунд. Тайсон начинает с налета, но вновь вязнет в защите Леннокса. Рефери делает замечание британцу за то, что он держит соперника. Тайсон дважды пытается провести левый крюк на скачке и дважды это не получается. Зато сколько сил потрачено вхолостую. Льюис проводит правый апперкот в голову и вяжет ему руки.

Наконец, Льюис вспоминает о своем джебе, которым устанавливает удобную для себя дистанцию. Тайсон снова пытается достать его левым крюком на скачке и снова не достает. Льюис опять проводит правый апперкот. Иногда кажется, что этот удар просто сорвет противнику голову с плеч. Если Майк не найдет какое-то противоядие от этого кошмарного апперкота, все может кончиться очень скоро.

Льюис наносит еще один удар снизу, на этот раз по корпусу. В паузах он все время клинчует, и рефери опять делает ему замечание. А вот апперкот Льюиса достигает цели. Джеб, еще джеб - тоже точно. Тайсон пытается достать Леннокса правым кроссом. Одного такого удара чуть меньше двух лет назад хватило, чтобы заставить Анджея Голоту сначала рухнуть на пол, а потом бежать с ринга, поджав хвост. Но сегодня у Майка другой соперник, и удар идет мимо.

Льюис стал держаться ближе к Тайсону. Он наносит очередной правый апперкот, после которого следует левый хук. Пауза - и еще один апперкот. Безусловно, раунд за Льюисом. Более того, становится ясно, что, если Тайсон каким-то чудом не свалит Льюиса в ближайшие пару раундов, тот его дожмет.

БЕСПОМОЩНЫЙ ПЕРЕВЕРНУТЫЙ МАЯТНИК

Сидя в углу, Тайсон выглядит очень подавленным. Это не монстр. Это усталый боец средних лет, и только. Правда, со следами былого величия. Льюис дерется не с Железным Майком, а с его тенью.

Третий раунд опять начинается с броска Тайсона и клинча. Льюис чуть ли не в первый раз пытается использовать свою давнюю коронку - правый кросс. Не безрезультатно. Бой идет в прежнем ключе: стоит Майку разорвать дистанцию, как Леннокс клинчует. Тайсон предпринимает робкую попытку стать собой прежним. Он начинает двигаться вперед, слегка раскачивая корпус вправо и влево, как перевернутый маятник. Неужели это тот самый Тайсон? У него же ничего не получается. Он пропускает не слишком сильный, но точный правый кросс Льюиса.

Британец уходит на дистанцию и наносит один джеб за другим. В клинче Тайсон, оказавшись чуть ли не под мышкой у Льюиса, бьет по почкам справа. Зал его не одобряет, а судья молчит. Леннокс наносит еще несколько джебов, а в клинче наваливается на американца всем корпусом.

Тайсону удается нанести один удар вскользь, зал приветствует его, а зря. Льюису вскоре удается очередной неплохой удар справа. Леннокс окончательно расслабился. Он начинает опускать левую руку, оставляя себя открытым для атак Тайсона. Он его больше не боится. Раунд за Льюисом. Похоже, Тайсона не спасет и чудо. Он уже выдохся.

Четвертый раунд. Тайсон опять начинает очень резво, но его удары не достигают цели, и он быстро устает. В ответ Льюис наносит очень мощный правый кросс. Дальше раунд проходит полностью под его диктовку. Леннокс постоянно бьет и слева, и справа. Основную ставку Леннокс теперь делает на кросс, но он наносит также удары и вразрез, и сбоку. У Тайсона не получается ничего. Это избиение становится монотонным.

В самом конце раунда Льюис проводит правый кросс, Тайсон сгибается под ударом, а Льюис придавливает его сверху всей тяжестью своих многочисленных килограммов. Тайсон падает! В сущности, это нокдаун, однако Леннокс перехитрил сам себя: рефери трактует ситуацию в пользу Тайсона, он считает, что тот упал от давления корпусом, а не от удара, и выносит Льюису предупреждение, на которое тот реагирует с тем же пренебрежением, что и Вовочка из анекдота на требование училки Марьванны выйти из класса. Ну и что, что теперь выигранный раунд будет считаться равным? Он все равно побеждает. Гонг прозвучал, и Вовочка-Леннокс идет "из класса", а точнее, в свой угол с видом победителя. Тайсон встает с большим трудом.

Раунды с пятого по седьмой проходят в том же духе. Майк изредка пытается провести левый крюк на скачке, просто левый крюк и правый кросс, но не достает. Все, что ему удается, это поставить небольшой синяк Льюису под левым глазом, в то время как у него самого кровь хлещет из нескольких рассечений и носа, все лицо отекло.

Леннокс же бьет на выбор. Иногда создается впечатление, что он просто отрабатывает разные удары. Убедившись, что правый апперкот проходит, начал бить правый кросс, изредка пользуется и левым хуком. Очень удачно, кстати, так как этого удара Тайсон от него явно не ждет. Когда есть желание остаться на дистанции, отбивается от Майка хлестким джебом. Непонятно, как Тайсон под этой бомбардировкой держится на ногах. На него просто жалко смотреть. Иногда возникает ощущение, что Льюис зарывается, но его здесь некому наказать. Конец близок.

ФИНАЛ ЭПОХИ ЖЕЛЕЗНОГО МАЙКА

Он наступает в восьмом раунде. Тайсон вспоминает, что у противника есть не только голова, но и корпус и, даже к некоторому удивлению Льюиса, несколько раз досаждает ему ударами по нижнему этажу, но и только.

Ближе к концу раунда Льюис неожиданно наносит очень сильный апперкот левой. Тайсон от него приседает, он не касается пола ни рукой, ни коленом, и в принципе Льюис имеет право его добить, что он и пытается сделать, но ему преграждает дорогу рефери, который открывает Майку счет и тем самым спасает его от нокаута. Однако ненадолго.

Тайсон встает, и почти тут же Льюис обрушивает на него правый апперкот, затем правый боковой, еще один правый апперкот, еще удар справа. Тайсон пытается нанести отчаянный правый кросс, но отчаянные удары в большинстве своем летят мимо цели, и этот не стал исключением. Оказывается, Льюис был начеку.

Тайсон смещается чуть-чуть влево, а Льюис, возможно, видя это движение, чуть ли не со всего маху наносит страшный правый боковой навстречу его движению. Майк как бы зависает в воздухе. Льюис уже по привычке слегка придавливает его корпусом. Мог бы и не стараться. Тайсон все равно бы упал. Рефери считает. Это нокаут.

После боя было, как всегда, сказано много и красиво. Льюис и Тайсон подошли друг к другу. Вмешательства желторубашечников не понадобилось. Ничего, кроме большого уважения, они, похоже, друг к другу не испытывали. Чуть позже, когда Леннокс давал послематчевое интервью, Майк подошел к нему снова. Думаю, своими словами, обращенными к Льюису, он вышиб не одну слезу по всему миру.

Тайсон сказал, что все его предматчевые заявления ничего не значат, он просто "продавал билеты". Майк извинился перед Льюисом, сказал, что относится с огромными уважением и любовью как к нему самому, так и к его матери, которая стояла рядом. Пожилая дама с чувством расцеловала его, а Майк все говорил что-то с большим чувством и какой-то сиротской искренностью. Благодарил Льюиса за то, что тот дал ему шанс, когда все остальные в этом шансе ему отказывали, говорил, как хорошо к нему относится, снова и снова просил о матче-реванше...

Дай нам Бог всем, если придется потерпеть поражение, принять его так, как Майк Тайсон в этот нелегкий для себя день 8 июня 2002 года.

Я всегда болел за Льюиса, с того самого дня, когда почти 13 лет назад он стал олимпийским чемпионом, и очень рад, что он победил. Но и Тайсон стал частью моей жизни. И вот он, похоже, сходит со сцены. Грустно. Мы все знаем, что ничто не вечно, но неприятно, когда нам об этом так грубо напоминают.

Александр БЕЛЕНЬКИЙ