Газета Спорт-Экспресс № 131 (2923) от 15 июня 2002 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 июня 2002 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ МИРА-2002

Матч № 46

Группа Н

БЕЛЬГИЯ - РОССИЯ - 3:2 (1:0)

ДЛЯ ЧЕМПИОНАТА - ПОТЕРЯ НЕ ИЗ ВЕЛИКИХ

Борис БОГДАНОВ

из Согвипо

В пресс-центрах на тех стадионах, где в этот день нет игры, как правило, немноголюдно. Но вчера на арене в корейском Согвипо журналистов собралось немало: пришли посмотреть предматчевые тренировки сборных Германии и Парагвая. "Парагвайцы тренируются в 15.30. Пойдешь?" - спросил знакомый француз. Вопрос прозвучал по меньшей мере наивно: на этот час на чемпионате мира было назначено событие неизмеримо более важное для меня.

К половине четвертого в главном зале пресс-центра набралось человек пятьдесят. Из полутора десятков телевизоров почти все были настроены на канал, где начинался репортаж о матче Япония - Тунис. И только два - на российско-бельгийскую волну. Перед одним из них не было видно вообще никого, перед другим, в дальнем углу помещения, устроились два единственных неравнодушных зрителя - корреспондент "СЭ" и его коллега из брюссельского Voetbal International Геерт Футре. Бельгиец радостно показал мне зажатый в руке пульт дистанционного управления: "Все, теперь не переключат. Это наш телевизор!"

До начала игры успели переброситься несколькими фразами и прийти к общему выводу: как ни печально, повышенного внимания наши сборные здесь действительно не заслужили. Посмотрели распечатку стартового протокола. "Состав-то у нас явно оборонительный", - прокомментировал корреспондент "СЭ". "Ну а у нас он всегда такой", - откликнулся бельгиец. И оба поняли, что на зрелищность рассчитывать не приходится.

Час сорок пять спустя, поздравив Геерта, я заметил: "Если бы играла не Россия, вряд ли я стал бы это смотреть". "Согласен, - ответил он. - Если бы не Бельгия, я тоже не стал бы".

Кроме нас, ни у кого из присутствовавших события на "Экопе" эмоций до финального свистка так и не вызвали. Кто пошел смотреть тренировку парагвайцев, кто уткнулся в компьютер, кто - тоже довольно вяло - наблюдал за параллельным матчем в Осаке.

На этом фоне мы с Геертом со стороны смотрелись, наверное, странно: все люди как люди, сидят тихо, заняты своим делом, а эти двое то руками всплескивают, то за голову хватаются, то какие-то тирады на никому не понятных языках произносят. Внимательный наблюдатель мог бы по нашему поведению даже определить, как развиваются события в матче. Жестикуляция зрителей футбольной статистикой не охвачена, а между тем количество хватаний за голову и ударов кулаком по столу - тоже показатель, и весьма точный. В первом тайме он оказался явно не в пользу России. Бельгиец то и дело демонстрировал отчаяние по поводу острых моментов, не реализованных его соотечественниками.

Уже на 7-й минуте Геерт подпрыгнул: "Есть!" И, нарадовавшись голу Валема, с иронией в голосе прокомментировал: "Смотри-ка - кто бы мог подумать, что он так умеет!" Бьет Мбо Мпенза - шумный вздох. Мяч в нашей штрафной, его судорожно пытаются вынести оттуда защитники, но он попадает к Мпензе - еще один удар темнокожего форварда. "Господи!" - раздается стон рядом со мной.

Подходят еще двое бельгийцев, мужчина и женщина, оба запыхались, опаздывая к репортажу. "Какой счет?" - "Бельгия ведет один - ноль". Буря восторга, потом вопрос ко мне: "Бельгиец?" - "Нет, русский". - "Ой, извините, не хотели вас обидеть". - "Да ладно, это же только игра..."

Теперь их трое против одного: вздыхают хором, за головы хватаются в шесть рук. И есть от чего - то Верхейен, опередив Онопко, чуть не перебрасывает мяч в сетку через Нигматуллина, то наш вратарь берет удар Вандерхаге, то тот же Верхейен без помех бьет из выгоднейшей позиции и чудом не попадает в ворота. Корреспонденту "СЭ" его команда повода проявить эмоции до перерыва так и не дала. Не считать же таковым первый удар в сторону ворот соперника на 19-й (!) минуте или первый (и единственный до перерыва) удар в створ ворот на 39-й...

Второй тайм. Японцы открывают счет в матче с Тунисом. Бельгийцы склоняются над турнирной таблицей, и в потоке фламандской речи слышится понятное слово "Бразилия". Смысл ясен: если японцы - первые, то бельгийцам играть с бразильцами, чего им, конечно, не хочется. "Не рано ли?" - едва успеваю подумать я, как гол Бесчастных повергает соседей в отчаяние: теперь к бразильцам едем мы! Отчаяние, усугубленное опасными моментами с участием того же Бесчастных и Титова, длится ровно 26 минут, после чего нервы бельгийского трио спасает вышедший на замену Весли Сонк. "Во второй раз не отыграемся", - мелькает предательская мысль - и тут же находит подтверждение в виде третьего гола Вильмотса.

Гол Сычева встречен недовольными репликами в адрес бельгийской обороны, но уже без особого расстройства: до конца около двух минут. В последний раз напугать бельгийцев (но не более) еще успевает Кержаков, потом они чуть ли не вслух считают секунды - и бурей радости встречают свисток судьи. Спохватившись, с извиняющимся видом поворачиваются к единственному болельщику проигравших. "Это только игра..." - повторяет бельгийка мои собственные слова.

Да, всего лишь игра. И она продолжается. Жаль, что без нас. Для нас случившееся - потеря, пусть предсказуемая, но от того не менее горькая. А для чемпионата мира, признаемся честно, потеря не из великих. Впрочем, то же самое сказали бы бельгийцы, если бы в проигрыше оказалась их сборная.