Газета Спорт-Экспресс № 137 (2929) от 22 июня 2002 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 22 июня 2002 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ МИРА-2002

Михаил ГЕРШКОВИЧ

ХОТЕЛ БЫ ПОРАБОТАТЬ В КЛУБЕ.
МОЖНО И ВО ВТОРОЙ ЛИГЕ

МНЕНИЕ ОТДЕЛА ФУТБОЛА "СЭ

На встречу с Михаилом Гершковичем хотели попасть многие сотрудники "СЭ". Попали не все - наш гость приехал в разгар рабочего дня, когда редакция, как обычно, напоминала растревоженный муравейник. Зато потом, едва журналисты вышли из конференц-зала, где состоялся разговор со старшим тренером сборной России, их забросали вопросами: "Ну, что он сказал?" Такое, не в обиду другим гостям "СЭ", случается не часто.

Михаил Данилович был в неплохом расположении духа, охотно шутил. С ним вообще, как правило, легко общаться - вспомните хотя бы нашу рубрику "Спросите у Гершковича", которая пользовалась большой популярностью у читателей. Но на этот раз хотелось другого - вдумчивого анализа, разговора о футбольной стратегии и тактике применительно к сборной России-2002, рассказа о том, что же на самом деле происходило за стенами нашей базы в Симидзу и в раздевалках стадионов "Экопа", "Уинг" и "Йокогама". Мы даже вопросы попытались сформулировать таким образом, чтобы собеседник почувствовал: он интересует нас не как представитель тренерского триумвирата Романцев - Гершкович - Павлов, а как серьезный футбольный специалист, знающий, что произошло в Японии, и способный изложить свой, личный взгляд на ситуацию в сборной.

Сознаваться в своих ошибках не любит никто. Да этого и не требовалось. Но и о том, что в России нет классных футболистов, мы слышали уже много раз. И даже согласны с этим. Да, тренироваться в Бору было бы лучше в отсутствие отдыхающих. Но неужели дело только в этом?

"Требуется время для того, чтобы проанализировать наши ошибки и просчеты", - сказал Гершкович. "А что, если бы..." - попытались мы хоть как-то раскачать ситуацию. "Футбол не приемлет сослагательного наклонения", - последовал ответ. Наверное, именно так - обтекаемо, расплывчато - отвечают надоедливым малышам взрослые, пытаясь избежать разговоров о том, откуда берутся дети.

Наивно было бы думать, что опытный тренер Михаил Гершкович в своей работе со сборной и впрямь руководствовался столь поверхностными понятиями и оценками. Может, просто не захотел или не мог быть с нами откровенным. А может, что скорее всего, посчитал некорректным оценивать действия команды, за которую в конце концов отвечал не он.

В любом случае, мы благодарны Михаилу Гершковичу за то, что он не побоялся выступить публично после провала сборной и этой беседой в редакции завершил свой диалог с нашими читателями, длившийся около месяца. К тому же не исключено, что многие найдут в публикуемых сегодня высказываниях старшего тренера ответы на интересующие их вопросы.

***

(О причинах провала сборной.)

- Сборная не вышла из группы, которая объективно была не самой сильной на турнире. Но прежде чем проанализировать случившееся, нужно, чтобы утихла боль от неудачи.

(О просчетах при подготовке.)

- Физическая форма должна была быть лучше. Тем более, как показал ход чемпионата, в климатических условиях Японии и Кореи на первый план вышла именно функциональная готовность. Но "фундамент" закладывается в клубах - у сборной просто нет времени, чтобы подтянуть отстающих.

Правда, перед чемпионатом мира у нас было три недели. Здесь надо тщательно проанализировать, могли ли мы вывести игроков на более высокий уровень. Не стоит забывать и об эпидемии травм, поразившей прежде всего игроков обороны: так не восстановился Даев, пропускали занятия Соломатин, Ковтун, Никифоров, Онопко, Смертин. Эти потери не позволяли нам вести полноценный тренировочный процесс.

(О будущем сборной.)

- У нового тренерского штаба будет, образно говоря, точка опоры. Процентов восемьдесят игроков, выступавших в Японии, должны, на мой взгляд, остаться в сборной. В распоряжении команды база в Бору. Она не специализирована, как у подавляющего большинства национальных команд мира, нам иногда мешают посторонние, отдыхающие, но это лучше, чем ничего. Есть талантливая молодежь - Кержаков, Пименов, Сычев. Самое главное, чтобы не было иллюзий. Люди должны понимать, что без государственной поддержки поднять футбол невозможно.

(О выборе 23 сильнейших игроков.)

- Решение о составе команды принималось не за один час. По некоторым кандидатурам в тренерском штабе были различные мнения. Но в каждом случае кто-то из нас - тренеров - аргументированно убеждал коллег в том, что на чемпионат должен ехать именно этот игрок.

(О том, почему не играл Мостовой.)

- Когда Мостовой прошел компьютерное обследование, был сделан вывод, что на лечение его травмы уйдет 10 - 12 дней. С учетом того, что на протяжении карьеры полузащитник восстанавливался достаточно быстро, мы рассчитывали, что Мостовой сыграет с Японией. Но, видимо, при определении диагноза была допущена ошибка - в Симидзу он тренировался по индивидуальной программе. А заменить его после первой игры мы уже не могли. Слухи о том, что Мостовой не играл из-за проблем с личными контрактами, абсурдны.

(О штрафных и угловых.)

- Конечно, мы отрабатывали стандартные положения, но не могли продуктивно их использовать из-за дефицита исполнителей. К сожалению, в российской команде не было игроков (за исключением травмированного Мостового), владеющих ударом, как Бекхэм, Фигу или Зидан. А у Никифорова удар сильный, только воспользоваться им он, к сожалению, не сумел.

(Об ошибках тренерского штаба при определении стартового состава.)

- Задним числом всегда можно найти какие-то ошибки. Вопрос в другом - как их упредить. При определении состава мы ориентировались не только на личные наблюдения, но и на компьютерное обследование игроков. При прочих равных предпочтение отдавалось тому, кто по результатам тестирования оказывался в лучшем состоянии.

К тому же нас подкосила травма Смертина, которая не позволила полузащитнику "Бордо" выйти на свой привычный уровень. А ведь он ключевая фигура как при игре в защите, так и при переходе от обороны к атаке.

(О базе в Симидзу.)

- Нам не на что жаловаться. На базе в Симидзу команде были созданы идеальные условия.

(О месте России в мировом футболе.)

- При определенном стечении обстоятельств сборная могла выйти из группы. Но если исходить из общего уровня футбола в нашей стране, то здесь Россия уступает большинству участников финальной стадии чемпионата мира.

(О взаимоотношениях сборной и РФС.)

- Федерация действовала согласно договору, заключенному со сборной. Разногласия по разным вопросам случались, но они решались в рабочем порядке. В общем, все, что положено, РФС сделал.

(О Бесчастных и Титове.)

- Считаю, что за сборную они сыграли значительно лучше, чем в этом году за "Спартак". И тот и другой быстро набирали форму, но достичь пика не успели.

(О соперниках по группе.)

- Информации было достаточно. Мы просмотрели множество кассет с матчами японцев, бельгийцев и особенно Туниса. Так что сюрпризов нам соперники не преподнесли. За исключением одного. Имею в виду гол Валема. Раньше он штрафные не бил, только подавал угловые. Штрафные были отданы на откуп Вильмотсу и Гору.

(Об игре Нигматуллина.)

- Нашего вратаря нельзя обвинить ни в одном из четырех пропущенных мячей. Японец Инамото расстрелял Нигматуллина в упор, бельгийцы попали в "девятку" со штрафного, забили с линии вратарской и после рикошета.

(О матче Бразилия - Бельгия.)

- Не стоит идеализировать бразильцев. У них много проблем, особенно в обороне, которыми соперник - будь он поудачливее - вполне мог воспользоваться. Понравилось, как быстро бельгийцы переходили из обороны в атаку. У нас же не нашлось игроков, способных организовать стремительную контратаку.

(О необычном составе четвертьфиналистов.)

- Обилие сенсаций вызвано тем, что на нынешнем чемпионате первостепенное значение имеет функциональная подготовка. Те, у кого она на должном уровне, продолжают борьбу. Особняком стоят бразильцы, которые при очевидных проблемах с "физикой" выезжают на индивидуальном мастерстве Кафу, Ривалдо, Роналдо, Роналдинью, Роберто Карлоса.

Одна из причин краха фаворитов заключается, на мой взгляд, в том, что футболисты, составлявшие костяк сборных Аргентины, Франции, Италии, приехали на турнир уставшими после длинного сезона, который начался еще в августе прошлого года. Из восьми оставшихся сборных (разговор с Гершковичем состоялся накануне первых четвертьфинальных матчей. - Прим."СЭ") я бы поставил на Германию. Правда, с одной оговоркой: если немцев будут нормально судить. Пока же судейство на чемпионате мира оставляет желать лучшего. Меня, например, поразило удаление Тотти в матче с Кореей. Пенальти в том эпизоде, конечно, не было, но и симуляции со стороны итальянца тоже. Получается, что каждое столкновение в штрафной должно заканчиваться либо желтой карточкой "симулянту", либо пенальти.

Самое интересное, что судьи не несут никакой ответственности за свои ошибки. Я это понял еще в феврале на совещании в Токио с участием всех 32 сборных, пробившихся в финальную часть. Руководители ФИФА тогда четко дали понять, что судьи - это каста неприкосновенных. Их безнаказанность - опасная тенденция. Если и дальше так пойдет, то главным действующим лицом футбольного матча будет человек в черном.

Согласен, судьи - обычные люди и тоже имеют право на ошибку. Но некоторые ошибки наводят на мысль о том, что чемпионатом мира дирижирует чья-то невидимая рука. Я далек от мысли обвинять в нашем поражении от японцев судью, хотя японский защитник сам признался, что сбил Семшова. Но лояльность арбитров по отношению к хозяевам видна невооруженным глазом. С коммерческой точки зрения это вполне объяснимо. Со спортивной - нет.

(О современной тактике.)

- Многие тактические новинки для нас неприемлемы из-за отсутствия соответствующих исполнителей. Когда мне говорят, почему сборная не играет с тремя линейными защитниками, я всегда отвечаю: потому что у нас нет игроков уровня Несты, Каннаваро или Мальдини.

(О своем будущем.)

- Прежде всего нужно отдохнуть, прийти в себя. Дальше - посмотрим. Загадывать не хочу, тем более что никаких предложений мне не поступало. Но свое будущее связываю только с футболом. Было бы интересно поработать с каким-нибудь клубом. Причем не обязательно из высшего дивизиона. Можно и во второй лиге трудиться - лишь бы это шло на пользу футболу.

(О сборной образца 1999 года.)

- Может, я ошибаюсь, но мне кажется, что та команда была сильнее нынешней. Если бы обыграли Украину, то могли удачно выступить на чемпионате Европы. В то же время отборочный цикл к мировому первенству сборная провела очень уверенно, выйдя из непростой группы с первого места.

(О том, кто должен прийти на смену Романцеву.)

- Мое мнение: сборной должен руководить отечественный специалист. Желательно, не связанный работой с клубом. К приглашению иностранного тренера отношусь скептически. У меня как у старшего тренера сборной была зарплата 14 тысяч рублей. Скажите, кто из иностранцев согласится работать за такие деньги? А дополнительные средства взять негде. Бюджет РФС - пять миллионов долларов - расписан до копейки. Мог бы помочь генеральный спонсор, но его у сборной нет уже шесть лет.

К сожалению, наши олигархи не хотят помогать футболу. Причем я не могу упрекнуть того же Колоскова в том, что он не пытался с ними договориться. Мы вместе ездили к Чубайсу, сам Колосков вел переговоры со многим крупными нефтяными компаниями. Результат всегда был отрицательным.

Юрий БУТНЕВ, Вячеслав КОРОТКИН