Газета Спорт-Экспресс № 137 (2929) от 22 июня 2002 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 22 июня 2002 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ МИРА-2002

МНЕНИЕ Павла АЛЕШИНА

НЕПРИКАСАЕМЫХ ТОЖЕ БЬЮТ

А говорят, что в зрелом возрасте футболисты не поддаются учебе. Еще как поддаются! Это могут подтвердить, например, очевидцы недавнего матча "Химки" - "Спартак" (Нальчик), после окончания которого дружный химкинский коллектив гонял по полю арбитра Ключникова почище, чем на чемпионате мира португальцы - аргентинца Анхеля Санчеса по ходу игры с Кореей. И действительно, какое право имел ростовчанин назначить в ворота хозяев пусть и стопроцентный пенальти, если еще в первом тайме отменил правильный, по их мнению, гол в ворота гостей? Так что ЧМ-2002 еще в разгаре, а некоторые его эпизоды, похоже, уже стали примерами для подражания на российских стадионах. К сожалению, эпизоды не самые симпатичные...

Нынешнее мировое первенство - как никогда бескомпромиссное, напряженное, непредсказуемое, ровное по составу участников. И, может быть, поэтому - самое сложное для судейства. Словно предвидя такой характер борьбы за мировую корону, ФИФА загодя произвела на свет целый ворох рекомендаций, наложила табу на разговоры игроков с судьями, сурово напомнив: обращаться к арбитру во время матча имеет право только капитан команды. До сведения футболистов этот параграф, надо полагать, тоже довели, однако сплошь и рядом случаются эпизоды, когда капитану не пробиться к судье, отгороженному от него плотным кольцом разъяренных "рядовых". Если раньше перед лицом арбитра воздевали к небу руки, таращили глаза, старались переубедить словом, пусть и не всегда печатным, то теперь пошли в ход и силовые методы. Все тот же Анхель Санчес в матче Португалия - Корея пострадал от рукоприкладства Жоау Пинту, которого, естественно удалил с поля. Когда же другой известный португалец Руй Кошта обеими руками одновременно начал охаживать судью по щекам, трибуны замерли в тревожном ожидании: что это, изощренная форма мольбы о пощаде или, наоборот, разминка перед нанесением нокаутирующего удара?

Искусству мимики и жеста уругвайца Дарио Сильвы или сенегальца Анри Камара могли бы позавидовать, наверное, актеры знаменитого японского театра "кабуки". Неподдельное возмущение потерпевших вызывает назначение почти каждого штрафного. Словно на Библии, они клянутся в своей невиновности, хотя в отдельных эпизодах телевидеоповтор порой демонстрирует аж тройное нарушение правил. И в то время, как борьба ФИФА с показушными падениями игроков вроде бы достигла апогея, симуляция расцвела пышным цветом. Высшим пилотажем по этой части стал номер бразильца Ривалдо, которому после свистка попали мячом в колено, а он рухнул, как подкошенный, схватившись за лицо, спровоцировав таким образом удаление турка Хакана Унсала. И хотя мировое общественное мнение тут же разжаловало великого по прежним представлениям бразильца из футбольных рыцарей, судья-то попался на его удочку.

Каждое очередное четырехлетие между чемпионатами мира все больше приближает их к шоу. Взять хотя бы сенегальские или камерунские народные танцы у углового флажка после каждого забитого гола. Но они как раз носят безобидный характер, в какой-то мере даже служат разрядке страстей. Элементы стриптиза тоже постепенно проникают на футбольные поля - в виде сорванных с себя игроками маек. Далеко не все участники ЧМ отличаются кембриджским или оксфордским воспитанием, в результате чего дело доходит и до неприличных жестов, особенно выразительных в исполнении мексиканца Бланко. А ведь в свое время немца Эффенберга выдворили с ЧМ-94 только за поднятый на виду у всех средний палец... Теперь же подобное чуть ли не в порядке вещей.

Можно посочувствовать ведущему этой второсортной шоу-программы - арбитру, выступающему по совместительству еще и в роли вышибалы. Дается она ему с трудом, потому что только успевай доставать карточки за грязные подкаты сзади. Если еще всерьез карать и за лицедейство (то бишь симуляцию) или за нарушение этических норм, неровен час, матч придется прекратить раньше времени. Тем более странно, что, проявляя либерализм, арбитры нередко попадают пальцем в небо: как, например, эквадорец Морено, удаливший с поля после явно непреднамеренного падения в корейской штрафной итальянца Тотти. Хотя, положа руку на сердце, следует признать: форвард "Ромы" не случайно слывет одним из лучших иллюзионистов в мировом футболе, что он не раз демонстрировал на ЧМ-2002. И все же в игре с Кореей это был не тот случай.

Можно, конечно, и дальше сокрушаться по поводу падения нравов у нынешнего футбольного поколения, но нельзя не признать, что отчасти это реакция игроков на некачественное, а порой и одностороннее - в пользу хозяев с молчаливого согласия ФИФА - судейство. Хотя даже президент ФИФА Йозеф Блаттер, не дожидаясь окончания чемпионата, уже выразил недовольство работой арбитров. Единожды солгавший вызывает недоверие, а вспоминать его фамилию недосуг, вот и чешут игроки всех судей под одну гребенку. Трудно найти среди нынешних арбитров такого неподступного авторитета, какими еще недавно слыли венгр Пул, французы Кинью и Вотро, бразилец Арппи Филью, итальянец Казарин...

Выход из положения видится в выводе арбитров из касты "неприкасаемых". В их отборе и назначение на мировые первенства не по географическому признаку, а по профессиональному - прежде всего с учетом квалификации и моральных качеств. А, может быть, уже пора использовать и современные технические средства для оценки спорных ситуаций по ходу игры. Иначе как бы не пришлось уже на следующем чемпионате вводить институт телохранителей, готовых в любой момент броситься на поле, чтобы защитить арбитра от расправы.