Газета Спорт-Экспресс № 153 (2945) от 11 июля 2002 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 16

Поделиться в своих соцсетях
/ 11 июля 2002 | Шахматы

ШАХМАТЫ

КАК ВЧЕРА СООБЩАЛ "СЭ"

Все партии 4-го тура групповых соревнований отборочного турнира чемпионата мира в Дортмунде завершились вничью

МОРОЗЕВИЧ ВЫЗЫВАЕТ ОГОНЬ НА СЕБЯ

Наступает момент истины. В группе А Борис Гельфанд и Алексей Широв должны выяснить, кто из них более достоин продолжить борьбу за суперпризы мадам Нахед Ожех (1-й - 100 тысяч евро, 2-й - 80 тысяч, потом по 40 тысяч т.д.). Шансы испанца из Риги мне представляются весомее, так как он и с немцем Лутцем, и с конкурентом Гельфандом играет белыми. В группе Б надежды потеснить английского Паука Майкла Адамса не потеряли еще ни москвич Александр Морозевич, ни венгр Петер Леко. Обоим в последних турах предстоит встреча с Майклом. Ох и попьет он у них кровушки... У Леко, впрочем, остается еще возможность попытать счастья белыми фигурами против лидера группы Б Евгения Бареева, которому он порядком "задолжал" в этом году: аж три встречи проиграл, да еще подряд - Вейк-ан-Зее, Кан, 1-й круг Дортмунда.

Были среди ничьих в 4-м туре и типично "гроссмейстерские". В том слегка презрительном смысле этого понятия, который мы привыкли вкладывать, когда представители высшего шахматного эшелона демонстративно избегают риска и слегка дурачат доверчивую публику, изображая борьбу нервов, идей, нездешнюю глубину замыслов... Но кто кинет камень в опытного бойца Евгения Бареева, белыми зафиксировавшего бесцветную ничейку-25-ходовочку с 4-м номером мирового рейтинг-листа Майклом Адамсом? У Евгения в таблице все в порядке: от его "плюс два" соперники должны пытаться что-то отломать, а ему самому какой смысл идти им навстречу?

Гостеприимный хозяин площадки Кристофер Лутц, играя белыми с Борисом Гельфандом, блеснул тактическими фейерверками, у которых в варианте Найдорфа "сицилианки" старая добрая родословная, берущая свое начало от самого Михаила Таля, игравшего так еще в 70-х годах прошлого века. Таль, идя на головоломные осложнения, верил лишь в свою гениальную интуицию и блестящий расчет. Гроссмейстерам нашего времени несколько полегче, ибо им ориентироваться среди тактических рифов помогают компьютеры. Взгляните на позицию, которая возникла после 21-го хода черных в партии.

Красиво, не правда ли? Все под боем. Все висит...

"Висело" еще два хода. После чего на демонстрационной доске была вывешена табличка "Ничья". Негодующие зрители повскакивали с мест: "Ошибка!". Да нет, все поменяли и разошлись с миром. Лишний слон у черных должен справиться с 4 белыми пехотинцами, остающимися на доске после разменного смерча.

Александр Морозевич, как это ему свойственно, очень оригинально разыграл дебют в важнейшем поединке с Петером Леко. Получился какой-то мутант, формально напоминающий "сицилианку", однако трансформировавшейся в некую разновидность дебюта слона... Его автор в тот вечер балансировал на грани поражения после своей очень "творческой" игры. Вот какая позиция возникла на доске после 33-го хода черных.

Далее форсированно возник эндшпиль "без одной" у Александра. И только чудо и фантастическая изобретательность Морозевича помогли ему избежать самого худшего.

Вспомнить свою страсть к этюдным эндшпильным концовкам пришлось и Алексею Широву в партии против Веселина Топалова. Поля соответствия... Тонкие обходные маневры королей... Кинжальные "тычки" пешек (46... h4!) Но спасся Алексей. И теперь он кузнец своего счастья, как говаривал его гениальный земляк Таль.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

4-й тур

Группа А

Ничьи: Веселин Топалов (Болгария) - Алексей Широв (Испания), Кристофер Лутц (Германия) - Борис Гельфанд (Израиль)

Группа Б

Ничьи: Евгений БАРЕЕВ (Россия) - Майкл Адамс (Англия), Александр МОРОЗЕВИЧ (Россия) - Петер Леко (Венгрия).

После 4-го тура

Группа А. Топалов - 3 очка, Широв и Гельфанд - по 2, Лутц - 1.

Группа Б. Бареев - 3, Адамс - 2, Леко и Морозевич - по 1,5.