Газета Спорт-Экспресс № 158 (2950) от 17 июля 2002 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 17 июля 2002 | Шахматы

ШАХМАТЫ

ЧЕМПИОНАТ МИРА. Отборочный турнир

БАРЕЕВСКАЯ "ЗАНОЗА" ОКАЗАЛАСЬ ДЛЯ ТОПАЛОВА СМЕРТЕЛЬНОЙ

В 3-м туре полуфинальных матчей претендентов на титул чемпиона мира по классическим шахматам (в рамках объединительного цикла) российский гроссмейстер Евгений Бареев в блестящем стиле переиграл болгарского гроссмейстера Веселина Топалова и перед заключительным, 4-м туром ведет со счетом 2:1. Алексей Широв (Испания) вместе с 3-й партией проиграл венгерскому гроссмейстеру Петеру Леко и матч - 0,5:2,5. Леко - в финале, где его соперником может быть Бареев: в последнем раунде партий с классическим контролем россиянина устраивает ничья.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Дортмунда

СОВЕТ ДОРОГ

Накануне 3-й партии, встретясь со мной в холле отеля "Холидей Инн", Веселин Топалов посетовал:

- Ты можешь вспомнить какой-нибудь супертурнир, где пришлось бы без передышки играть девять туров подряд?

Ничего подобного я вспомнить не смог. И поинтересовался у знаменитого болгарского гроссмейстера:

- А что, игроки не знали о таком сверхтрудном регламенте заранее?

Топалов вяло улыбнулся:

- Знали... Но сам знаешь, как это бывает: тебе предлагают подписать контракт, и ты его подписываешь...

Веселин не стал уточнять, почему он и другие подписывают контракты с такими жесткими регламентами. Но так как я не первый год варюсь в этом котле, то отлично понимаю, чего он не договорил. Так уж, видимо, устроена жизнь, что шахматные профи, когда подписывают контракты с организаторами, смотрят в основном на одну строчку (а может быть, и на две). Вы догадались, на какие? Да, их интересуют в основном суммы гонораров и премиальных. Здесь, в Дортмунде, и те и другие исключительно щедрые. Так что можно предъявлять претензии только самому себе.

Да, организаторы могли бы увеличить продолжительность турнира на пару дней, если бы предусмотрели специальные "окна" для отдыха, как это бывает, скажем, на супертурнирах в Линаресе. Но в Линаресе всегда играет Каспаров. И он - в отличие от более сговорчивых его коллег - умеет настоять на соблюдении мер профессиональной безопасности.

В свое время Борис Спасский называл Бобби Фишера "председателем шахматного профсоюза". Фишер первым из супергроссов стал отстаивать перед организаторами права игроков: освещение, шум в зале и, конечно же, оплата нелегкого гроссмейстерского труда - все входило в сферу интересов "профсоюзного босса".

Кстати, недавно, накануне пражского шахматного саммита, появился интересный проект создания Совета гроссмейстеров. Во время бурных дискуссий в Праге о Совете гроссмейстеров практически не вспомнили - в центре внимания оказался самый важный вопрос: быть или не быть объединению шахматного мира? Но когда с этим вопросом разобрались, пошли разговоры: а что же с Советом гроссмейстеров?

Президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов в разговоре со мной не отрицал, что такой совет создать необходимо (он и раньше существовал, но имел функцию даже не совещательную, а скорее декоративную). Как обычно, президент ФИДЕ добавил: "Все должна утвердить Генеральная Ассамблея ФИДЕ". Вот только не забыть бы в жарких дискуссиях на конгрессе ФИДЕ (он состоится нынешней осенью во время Всемирной шахматной олимпиады в Словении) поднять вопрос о профсоюзе шахматных профи, то бишь о Совете гроссмейстеров.

Если бы такой совет существовал накануне дортмундского отборочного турнира и если бы организаторы были обязаны согласовывать с этим советом условия профдеятельности участников, тогда, может быть, Топалову не пришлось бы жаловаться на сверхжесткий регламент.

ВОПРОС МОДЫ

В какой-то мере Топалов сам себе противоречил, когда, сетуя на усталость, в важнейшей для себя партии - тем более после поражения накануне! - остановил свой выбор на староиндийской защите.

Староиндийская защита! О ней хочется писать стихами! Вспоминаю, как лет 20 назад на чемпионате СССР в Вильнюсе Давид Ионович Бронштейн, которому принадлежит контрольный пакет акций в самых различных классических вариантах "староиндийки", говорил мне, кивая головой на молодежь:

- Они с таким видом развивают слона на g7, как будто сами все придумали. А между тем и я, и Болеславский, и Геллер играли "староиндийскую", когда они (кивает на молодых) еще не родились!

Давид Ионович не сказал: "И как играли!" Великие, заслуженные наши артисты шахматной сцены! Часто ли нынешняя молодежь вспоминает вас?! А хотелось бы, чтоб вспоминали чаще...

Когда в пресс-центре появился молодой французский гроссмейстер Жоэль Лотье - друг и секундант чемпиона мира по классическим шахматам Владимира Крамника, - я спросил у него, что он думает по поводу дебюта, избранного Топаловым против другого тренера Крамника - Бареева.

- Староиндийская защита - хороший, боевой дебют, - сказал Лотье. - Он ничуть не потускнел и не стал хуже со временем. Это вопрос моды - перестали играть "староиндийскую" Каспаров и Гельфанд - остальные тоже не играют. К тому же староиндийская защита требует от выбирающего ее очень большой энергии и умения играть остро, не боясь риска. Это не всем по вкусу.

Топалову данное "острое блюдо" как раз по вкусу. Но хватит ли энергии у утомленного сверхжестким регламентом гроссмейстера, ведь надо рисковать? А каково рисковать, стоя на краю обрыва? Шаг в сторону - и побег в шахматное небытие... Как это проделал в том же туре Алексей Широв, о чем мы расскажем чуть позже.

СТАРОИНДИЙСКИЙ ВЫЗОВ... КРАМНИКУ?

Да... Не случайно Бареева некоторые коллеги называют "хитрым лисом" - умеет он прибедняться, распуская о себе слухи: дескать, он уже ветеран, куда ему, старому и больному, тягаться с молодежью... Однако 36-летний гроссмейстер после ожесточенного поединка с Топаловым был свеж, как нежинский огурчик. А на вопрос корреспондента "СЭ" о ключевых моментах партии сказал буквально следующее:

- Я бы с удовольствием... Но только сам еще толком ничего не понял, настолько головоломный получился миттельшпиль. Одно знаю точно: после 40-го хода у меня было все время "лучше"...

Возможно, Евгений по обыкновению хитрит, но, скорее всего, он совершенно искренен: партия и впрямь получилась головоломнейшая! Немецкие гроссмейстеры, комментировавшие эту партию Бареева с Топаловым (Киндерман, Лутц и другие), высказали мнение, что пока она - самая интересная в дортмундском турнире. Думаю, вы согласитесь с этой оценкой.

Обратите внимание на белую пешку, проскочившую в столь ранней стадии на поле е6. Во многих современных вариантах "староиндийки" в шахматном организме черных торчит эта заноза на е6. Не без умысла, чего греха таить, я поинтересовался у секунданта и друга Крамника Лотье, не напоминает ли эта "заноза" наделавшую в свое время много шума партию Крамник - Каспаров из супертурнира в Новгороде в 1996-м?

Реакция Жоэля была мгновенной:

- Нет, похожая позиция возникла в одной из блицпартий матча Каспаров - Крамник в московской гостинице "Космос". А в Новгороде было немного иначе...

Бареев, как все отлично помнят, входил в тренерский штаб Крамника во время подготовки к лондонскому матчу с Каспаровым. Если Лотье помнит даже блицпартию Крамник - Каспаров, будьте уверены, так же хорошо помнит ее и Бареев. Ведь наверняка в подготовке к Лондону-2000 возникала необходимость быть готовыми и к "староиндийской". Более того, староиндийская тень на какое-то время повисла над Лондоном, когда Каспаров получил страшную пробоину в "Грюнфельде" и отставал в счете...

К чему это я? А к тому, мой дорогой читатель, что Топалов, идя на партию с Бареевым и готовя "староиндийскую", должен был быть готов и к тому, что Бареев "знает все" - и чуть-чуть больше... Безрассудство? Максимализм? Нет, нет и нет! Вера в себя! Вера в свои шахматные идеалы! В свой стиль, в свой почерк! И еще - вызов. Но вот вопрос - правомочен ли этот вызов творческой бригаде чемпиона мира по классическим шахматам? Вот на этот вопрос болгарский тандем Топалов - Данаилов сможет ответить лишь после Дортмунда. Если только... Но не будем загадывать. Потерпим.

Итак, "заноза" на е6 торчала в теле черного войска, как копье, пущенное богатырской рукой. Ее необходимо было вырвать. И причудливым маневром коня f6-e8-c7 черные изготовились к процессу "выдергивания занозы". Но дело оказалось весьма хлопотным. Пока черные занимались профилактикой, белые развили бешеную активность на ферзевом фланге. Взгляните, как удивительно изменилась позиция всего через какой-то десяток ходов!

Конь белых взял на прицел слона на бортовом поле а3 и ладью на поле е1, но что творится на ферзевом фланге! Там белым-бело от белых пешек! Словно снег выпал на черном ферзевом фланге. И вот под этим белым снегом будут погребены надежды черных на спасение.

Отдав "качество", белые прихватили "количество", которое трансформировалось в ладейный эндшпиль "без одной" у черных. Теперь нужны были техника и владение своими нервами. И то, и другое у российского гроссмейстера оказалось на высоте.

СЕМЕЙНЫЙ ПОДРЯД

В предыдущем репортаже я уже описывал трогательную картину выхода на тур 23-летнего венгра Петера Леко. На борьбу с испанским гроссмейстером Шировым он отправляется, эскортируемый женой и тещей (обеих зовут Софьями). Но я пока ничего не рассказывал еще об одном важном члене семьи Леко - тесте!

У шахматной надежды Венгрии (и, как выяснилось, в какой-то мере и надежды Германии - см. предыдущий репортаж о дортмундском фанклубе Леко и его могущественных спонсорах) очень необычный родственник по линии жены. Это гроссмейстер Аршак Петросян, с которым мы очень много общались во времена чемпионатов СССР, так как он был тогда тренером Олега Романишина (а с Олегом мы общались еще больше).

Аршак бывал и в тренерском штабе своего знаменитого однофамильца - Тиграна Петросяна, а сейчас живет в Германии (конкретно - как раз в Дортмунде). Занимается он тем, что тренирует своего зятя - гроссмейстера Леко. Вот такой семейный подряд.

Положение Широва, уступавшего в счете, было нелегким, но перед его глазами стоял пример Бареева, который справился с теми же проблемами блестяще. При этом перед Шировым стояла проблема дебюта: как вы помните, у Леко в "сицилианке", которая неизменно возникает на доске после шировского 1. е2 - е4, есть такой коварный вариант, носящий имя одного из самых лучших современных теоретиков (и очень недурного практика) Евгения Свешникова.

Подмосковный ныне гроссмейстер в начале года показывал мне список выигранных им турниров, и я недоумевал, почему в списке номинантов на шахматного "Оскара" нет фамилии "Свешников"? Штук 10, а то и больше соревнований выиграл гроссмейстер из Подольска в прошлом году, и в этом продолжает список своих побед! Ну что из того, что играет он не в "суперах", а в турнирах более скромных категорий? В "суперы" его не приглашают. И не только его. Но это - другая тема...

Широв прислушался к нашему совету, который мы дали ему в одном из последних номеров "СЭ", и на этот раз сыграл на 3-м ходу "по-испански" - 3. Cb5. Только к чему это привело, вы увидите, когда будете смотреть эту скорбную для рижанина "миниатюру".

Леко был готов к некоторой перестановке дебютных декораций. И не просто готов, а готов прекрасно. Белые вынуждены были оставить надежды на дебютный перевес, их атакующие поползновения были отметены холодно-бесстрастно, приходилось идти в чуть худший эндшпиль после 17... а3 18. b3 h6 19. Фе3 Фd4. Это давало ничью белым, а Широв очень хотел большего... Как говорят в таких случаях: "Так выпьем за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями!" У Широва этакого совпадения - в этой партии и в этом матче - не произошло.

А теперь еще кое-что о "семейном подряде" Леко. Оказывается, Аршак Петросян работает со своим зятем всего полтора года.

- Главное, чему я его учу, это то, чему учила советская шахматная школа, дававшая миру чемпионов, - работать самостоятельно, опираясь не на компьютеры, а на свою голову, - говорит Петросян. - И ты знаешь, я доволен: если раньше для Петера было нормально сделать девять ничьих подряд и выиграть одну партию, то теперь он понял, что можно выигрывать и черными!

После партии Леко сказал, что очень доволен и мечтает сейчас только об одном: хорошенько отдохнуть перед финалом.

Нам бы его заботы...

3-й тур

Евгений БАРЕЕВ (Россия) - Веселин Топалов (Болгария) - 1:0. Алексей Широв (Испания) - Петер Леко (Венгрия) - 0:1.

После 3-го тура

Широв - Леко - 0,5:2,5. Бареев - Топалов - 2:1.