ВОДНЫЕ ВИДЫ |
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ |
Юрий КУДИНОВ
КОГДА ЕЗДИЛ ОТДЫХАТЬ НА МОРЕ,
ВЕСЬ ОТПУСК ПРОЛЕЖАЛ НА ПЛЯЖЕ
Продолжительной беседы с чемпионом Европы сразу после финиша 25-километровой дистанции получиться не могло по определению. В пятницу Кудинов исправно отвечал на вопросы, но при этом так отчаянно дрожал после пережитого пятичасового плавания в ледяной воде, что задерживать его в пресс-центре было бы преступлением. Зато на следующий день спортсмен выглядел отдохнувшим и вполне довольным жизнью. "Отогрелся, наконец", - улыбнулся он на приветствие.
- Как вы воспринимаете марафон? Это спорт, философия, битва за выживание или просто работа?
- Скажу так: работа, которая сильно затягивает. К тому же учтите: 25 километров я плаваю вовсе не потому, что мне так уж нравится именно эта дистанция. Просто пробовал все. И пришел к выводу, что больше всего шансов чего-то добиться у меня именно на 25 километрах.
- Способны ли вы испытывать удовольствие в процессе плавания - или слова "удовольствие" и "марафон" несовместимы изначально?
- Когда идут тренировки, удовольствия никакого. Сплошное преодоление себя - через боль, усталость. Случается, из воды только с посторонней помощью выбраться удается. А вот когда ты победил, приходит внутреннее удовлетворение. И все предыдущие трудности тут же забываются.
- А в каких условиях вы больше всего любите плавать?
- Никогда об этом не задумывался. Нам приходится выступать в разных условиях. При разной температуре. Но, конечно, плыть в воде, температура которой 24 градуса, значительно лучше, чем при 19, это я усвоил быстро.
Если же говорить о состязаниях, то наиболее комфортным получился, пожалуй, чемпионат мира на Гавайях, где я впервые выиграл 25 километров. Не жарко на воздухе и не холодно в воде. Там было очень приятно тренироваться. Под водой красоты сплошные, вода прозрачная...
- Соревноваться в таких условиях, видимо, тоже веселее?
- Как только дан старт, мне все безразлично становится: холодная вода или теплая, чистая или водоросли плавают. Вижу только соперников и тренера - что он с лодки жестами показывает.
- Вам когда-нибудь приходилось терять контроль над собой на дистанции?
- Разве что в самом начале карьеры. Первый чемпионат мира - в Австралии в 98-м - страшно тяжелым получился. Дистанция была не очень хорошо размечена. В какой-то момент я остался один и понял, что не имею ни малейшего представления о том, в какую сторону плыть. Неуютно было.
- Насколько важен опыт в вашем виде плавания?
- Опыт - великая штука. Важно точно знать, на какой финишный рывок ты готов, когда его начинать, кто из соперников наиболее опасен, кого и где следует караулить, как держать направление... Например, на своем первом чемпионате Европы в Севилье я решил, что лучше отойти в сторону от группы и плыть отдельно. Это было тогда моей главной ошибкой. Плыть в группе значительно легче. Да и ориентироваться проще.
- До выступления в Севилье, если не ошибаюсь, вы вообще постоянно в бассейне плавали?
- Да. В 1996-м отобрался в юношескую сборную на дистанции 1500 метров и участвовал в первенстве Европы. Готов был хорошо, но перегорел - сдали нервы. Лишь после понял, что виноват был сам. Стартовал в последний день соревнований, а до этого с утра до вечера торчал в бассейне, болел за других - все эмоции и растерял. Тем более впервые вообще попал на турнир такого уровня. Занял в результате только седьмое место с очень плохим результатом. В 97-м тоже отобрался в юношескую команду. И параллельно - во взрослую на открытой воде. Тогда собственно и сделал выбор в пользу марафона. Пятое место на чемпионате Европы - вполне приличный результат для дебюта.
- Среди турниров, на которых приходилось выступать, у вас есть любимые?
- Одинаковых не бывает, каждый по-своему интересен. Вода разная, где-то ядовитые медузы плавают, где-то рыбы хищные.
- Страшно не становится от такого окружения?
- На дистанции все это отходит на второй план. После австралийского чемпионата мира я только дома уже прочитал, что там какие-то акулы вместе с нами плавали. И что кто-то нас от них охранял. Хотел бы я посмотреть, какая тварь сунется близко к трассе, на которой такая рубиловка идет.
- Есть ли в марафоне какой-то внутренний кодекс поведения, неписаные правила честной игры?
- Не сказал бы. Каждый сам за себя. И борьба предельно жесткая. Если что и сдерживает - так лишь риск оказаться замеченным судьей. За грубость сначала предупреждают - желтый флаг показывают, а потом и снять с дистанции могут. Но таких, кто может ударить намеренно, в марафоне немного.
- Если бьют вас, уходите в сторону или даете сдачи?
- Уходить нельзя - это уже проверено неоднократно. Не ответишь - в следующий раз охотиться начнут намеренно. Так что с тактической точки зрения надо давать сдачи.
- Есть страна, в которой бы вы хотели побывать?
- Не плавал лишь в Африке, где в сентябре чемпионат мира будет. Не могу сказать, правда, что меня это как-то особенно привлекает. Сам чемпионат - да. А где он проводится - дело второстепенное.
- Как часто, с вашей точки зрения, можно плавать марафон?
- Смотря как плавать. Репутацией рисковать, сами понимаете, не хочется. Значит, каждый раз нужно стараться выиграть. Думаю, летом, когда набрана форма, мне вполне по силам соревноваться каждый месяц.
- Сколько веса вы теряете за время заплыва?
- Полтора-два кило, несмотря на то, что на дистанции нас подкармливают. И еще несколько дней после выступления вес гореть продолжает.
- Тренируетесь вы тоже в открытой воде?
- Нет смысла. Лишний раз поплавать в волнах, конечно, можно, но когда уже есть опыт, ничему новому не научишься. В бассейне гораздо проще понять, что происходит с техникой, скоростью.
- Скажите уж честно, что моря и озера терпеть не можете - в силу специализации.
- Ну почему? В прошлом году мы с женой отдыхать на море ездили. Правда, сам я даже не купался. Окунусь у берега - и на песок. А в этом году отпуск нескоро - в октябре. Боюсь, никуда поехать не получится - дочка совсем маленькая.
- С появлением в вашей семье ребенка тренироваться и выступать стало легче или тяжелее?
- Тяжелее стало уезжать из дома.
- Что заставляет вас продолжать плавать? Все титулы уже выиграны - так к чему стремиться?
- Во-первых, мне очень нравится ощущение, что я могу соревноваться с кем угодно. Доказывать самому себе, что способен выигрывать любые соревнования. Во-вторых, плавание - моя профессия, за которую платят деньги. И наконец, больше всего удовольствия мне доставляет осознание того, что свою работу я делаю лучше всех в мире. Не так много людей на земном шаре могут сказать о себе такое.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ