СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
РОНАЛДО |
ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА ФУТБОЛЬНОГО РЫНКА
Нет, все-таки лучше бы Роналдо отправился в Мадрид. И "Реалу" не к лицу терять титул чемпиона мирового трансферного рынка, который он удерживал два года подряд, купив сначала Луиша Фигу за 56 миллионов долларов, а потом Зинедина Зидана за 66 миллионов. И, главное, сам рынок-2002 срочно нуждается хотя бы в одной по-настоящему громкой сделке - иначе какой же это год чемпионата мира?
Но Роналдо на сегодняшний день, несмотря на разговоры, остается игроком миланского "Интера" - хочется ему этого или нет. А значит, никакого намека на прорыв в безнадежном застое, в который погрузился этим летом трансферный бизнес в Европе, пока не предвидится. Такого не было давно. Взгляните на таблицу международных переходов за июль, опубликованную на 3-й полосе этого выпуска "СЭФ", - убедитесь сами. В графе "Сумма трансфера" лишь изредка попадаются хоть какие-то цифры.
Куда чаще там значится: "бесплатно", "обмен" или "аренда".
Наличности на рынке ходит мало. Ничтожно мало. Не деньги, а слезы, если вспомнить, что творилось в прежние годы. Например, в 2000-м, в том же июле, который, как и нынешний, следовал за окончанием крупнейшего турнира - чемпионата Европы. Сравнение потрясает! Оборот ведущего тогда испанского трансферного рынка за июль 2000-го составил 232 миллиона долларов. А за июль 2002-го - 40,7, то есть на полтора десятка миллионов меньше, чем тогда было заплачено за одного Фигу. Но это еще цветочки в сопоставлении с Италией, где эти показатели составляют соответственно 210 и 16,5(!) миллиона (цифры могут быть не абсолютно точными - известны размеры не всех сделок, - но порядок сумм именно таков).
Деньги, которые сегодня крутятся в европейском футболе, возможно, и несопоставимы с футболом американским, бейсболом или заокеанским баскетболом. Но они все равно велики настолько, что в последнее время о них стали говорить как о превосходящих разумные пределы. Слышать это приходилось даже от самих заинтересованных лиц. Например, от Луиша Фигу, объекта предпоследней рекордной сделки. В прошлогоднем интервью "СЭ" после вручения португальцу приза лучшему футболисту мира он на вопрос о сумме своего трансфера ответил: "Лично я платить никого не заставлял, а цену определяет рынок. Хотя астрономические суммы компенсации - глупость".
Безумие, которое на рубеже веков в каждое межсезонье охватывало футбольную Европу, долго продолжаться не могло. И нынешним летом рынок рухнул - в тот самый момент, когда логичным казалось ожидать обратного: после главного соревнования четырехлетия "ассортимент" торговых рядов должен был бы расшириться, а "товар" подорожать. Но, как назло, оказалось, что и кошельки у большинства покупателей отощали, и выбор на прилавках по большому счету остался прежним.
Чемпионат мира во Франции четырехлетней давности богатым на открытия тоже не назовешь. Но все же это был турнир, на котором мир впервые по-настоящему увидел англичанина Майкла Оуэна, французов Тьерри Анри и Давида Трезеге, аргентинца Хуана Себастьяна Верона. Впоследствии все они, естественно, вошли в число наиболее дорогих футболистов на европейском рынке.
В Корее и Японии блистали либо те, кого отлично знали и до этого, либо те, кто силен в конкретной команде и у конкретного тренера. Вспомните десятку претендентов на "Золотой мяч" лучшему игроку турнира: немцы Кан и Баллак, бразильцы Роналдо, Ривалдо, Роналдинью и Роберто Карлос, кореец Хон Мюн Бо, турок Хасан Шаш, сенегалец Диуф, испанец Йерро. Ну и кого здесь можно назвать открытием чемпионата? Хон Мюн Бо? Но, во-первых, его включение в список - в известной степени дань уважения хозяевам, а во-вторых, 33-летний защитник едва ли может представлять существенный интерес для трансферного рынка.
Диуф? Да, игра лидера сенегальцев для многих стала откровением, но открыли его раньше, и контракт с "Ливерпулем" он подписал еще до первого удара по мячу на ЧМ-2002.
Роналдинью? Вот он, пожалуй, имел бы все основания для того, чтобы сменить французский "ПСЖ" на клуб побогаче (возможно, это и произойдет - с деньгами у парижан сейчас туго). Явись он миру не в этом злополучном 2002-м, от покупателей, конечно, отбоя бы не было. Но Роналдинью чуть-чуть опоздал: сейчас конъюнктура не та.
Да, есть еще не вошедший в "десятку" Рио Фердинанд. Он был хорошо известен и до ЧМ-2002, но о нем стоит упомянуть хотя бы потому, что это герой самой крупной на сегодняшний день трансферной сделки нынешнего межсезонья: защитника сборной Англии "Манчестер Юнайтед" приобрел у "Лидса" за 47,2 миллиона долларов. И вполне вероятно, что поднять планку выше до конца заявочного периода в Европе никто так и не сумеет.
Финансовый кризис в европейском клубном футболе совпал с чемпионатом, который по праву назвали турниром сюрпризов. Но его открытиями стали не отдельные игроки, а команды и тренеры. Главные звезды Сенегала, Кореи, США - Брюно Метсю, Гус Хиддинк и Брюс Арена, которые сумели обойти суперзвездных французов, аргентинцев, итальянцев и португальцев, сами звездами первой величины не располагая. Тренеры на рынке тоже не посторонние, и об их судьбах после ЧМ-2002 "СЭФ" обязательно расскажет. Но сегодня - о футболистах. О главном "товаре", который вдруг перестал пользоваться спросом - причем, что самое интересное, независимо от качества.
Борис БОГДАНОВ