Газета Спорт-Экспресс № 184 (2976) от 16 августа 2002 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 августа 2002 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЧМ-2002

ТРЕНЕРСКАЯ БИРЖА: ТОРГИ В РАЗГАРЕ

ТРЕНЕРЫ

На рынке игроков чемпионат мира бума не вызвал (об этом мы подробно рассказали неделю назад). А вот на тренерской бирже - наоборот. Чьи-то акции взлетели, чьи-то обесценились. Но индекс деловой активности - на высоте.

ФУТБОЛ - НЕ АЛЬПИНИЗМ

21 августа в бразильском городе Форталеза сборная Бразилии встретится с командой Парагвая. Матч этот не имеет ни турнирного (игра товарищеская), ни по большому счету и спортивного значения: до конца года тетракампеоны больше ни с кем играть не планируют. Но внимания встреча, несомненно, заслуживает - по двум причинам.

Во-первых, на поле еще раз (и не исключено, что в последний) выйдут все 23 триумфатора ЧМ-2002 плюс их незадачливый капитан Эмерсон, пропустивший турнир в Корее и Японии из-за нелепой травмы, которую он там получил накануне старта. Видимо, о матче с парагвайцами Бразильская конфедерация футбола и договорилась в основном ради того, чтобы герои дальневосточной кампании могли предстать перед родной публикой.

Во-вторых, предстоящая игра станет прощальной для человека, который собственно и сделал героев героями. 14 месяцев назад Луиз Фелипе Сколари принял сборную в один из самых тяжелых моментов в ее истории: Бразилия впервые стояла перед реальной перспективой не попасть на чемпионат мира. Случись подобное, это было бы расценено не иначе как национальная катастрофа. Возглавив команду, Сколари проиграл три из первых своих пяти матчей и был близок к тому, чтобы разделить судьбу уволенных предшественников (кстати, прощаясь со сборной, он не забыл добрым словом помянуть троих коллег, провалившихся до него в этом цикле, сказав, что "у нас четверо тренеров-чемпионов"). Но федерация дала ему шанс - и не пожалела об этом: путевка на Дальний Восток была со скрипом, но завоевана, а на стадионах Кореи и Японии бразильцы выиграли семь матчей подряд.

Последняя из этих побед - 2:0 в финале над Германией - формально и поставила точку во взаимоотношениях сборной Бразилии и Фелипау ("Большой Фелипе", или на английский лад, "Большой Фил" - так часто называют Сколари): контракт у него был подписан до окончания ЧМ-2002. Завершись чемпионат с любым другим результатом - и со Сколари расстались бы немедленно, не сказав и "спасибо". Теперь же президент федерации Рикарду Тейшейра принялся уговаривать победителя остаться. И уговаривал больше месяца - да так ничего и не добился. Параллельно тем же самым занимались федерации Мексики и Чили, озабоченные тем, кому доверить свои сборные, - и тоже безрезультатно.

Мало предлагали? Очень может быть, хотя сам Фелипау говорит, что не в деньгах дело: "За 14 месяцев работы мы с президентом лишь однажды затронули денежный вопрос. Как я могу требовать прибавки, когда Бразилия переживает такие экономические трудности?" Решение уйти он объяснил накопившимися семейными проблемами и желанием поработать с одним из европейских клубов. С каким именно, пока неизвестно, хотя не исключено, что некие закрытые договоренности на этот счет у Сколари уже имеются - не потому ли он так долго и тянул с ответом?

Солидный европейский клуб - а с иным тренеру чемпионов мира связываться как-то неприлично - способен заплатить побольше, чем переживающая не лучшие времена бразильская федерация. Но дело, наверное, действительно не только в деньгах. На уровне сборной вершина достигнута. Успех можно только повторить. Однако траверс - понятие из области альпинизма (так называется покорение двух соседних пиков подряд за одну экспедицию). В футболе выиграть два чемпионата мира кряду не удавалось еще никому со времен итальянца Витторио Поццо (1934, 1938). Из бразильцев это пытался сделать Марио Загалло, но за великой победой в Мексике-70 последовал провал в ФРГ-74.

На клубном уровне в Южной Америке Сколари тоже стремиться не к чему - выигрывал он и золото чемпионата Бразилии, и Кубок страны, и Кубок Либертадорес. Богатые нефтедолларами берега Персидского залива? Да, туда не считали зазорным заглянуть многие тренеры с громкими именами, в том числе и творец предыдущего мирового успеха бразильцев Карлос Алберту Паррейра. Но в биографии Фелипау уже было и это: работал он и в Саудовской Аравии, и в Кувейте. А вот в Европу футбольные дороги его пока не приводили. Если и пробовать, то теперь самое время: пока в тебе видят лучшего тренера в мире, и в работодателях недостатка не будет, и стоимость твоя высока как никогда.

ПАТРИОТЫ

Тренер, выигравший золото, - как говорится, статья особая: перед ним открыты все двери, он не связан никакими обязательствами перед страной, которую вывел в чемпионы, и имеет все основания выбирать свой дальнейший путь как ему заблагорассудится. Но, конечно, право покинуть Корею и Японию с высоко поднятой головой заслужил не только Сколари. Среди тех, кто по итогам ЧМ-2002 тоже может считаться победителем, - немало таких, кто тоже мог бы выбирать, но предпочел этого не делать. Свою тренерскую состоятельность каждый из них доказал. Но не считает, что доказано уже все.

Перед наставником серебряных призеров Руди Феллером вопрос выбора даже не стоял - уж ему-то сам Бог велел остаться на посту. Германия просто не поняла бы своего бундестренера, вздумай он уйти сейчас: команда, в которую никто не верил, остановилась в шаге от вершины, и сделать этот шаг есть все шансы уже через четыре года, когда немцы будут хозяевами ЧМ-2006. Вернувшись на родину в ранге национального героя, Феллер почивать на лаврах не стал - отдохнул месяц и приступил к работе, первым делом окатив своих футболистов холодным душем: "Если кто-то думает, что звание вице-чемпиона мира что-либо гарантирует, его ждет жестокое разочарование. Малейшая расслабленность будет строго наказываться. Бесплатных билетов в сборную у меня ни для кого нет".

Трудно было бы отказаться от продолжения работы со сборной и Шенолу Гюнешу. Вернувшись на чемпионат мира после 48-летнего перерыва, Турция под его руководством сразу попала в призеры, а сам он, по итогам голосования, проведенного официальным сайтом УЕФА, был признан лучшим тренером-европейцем ЧМ-2002. Через два года - европейское первенство, и теперь турки рассчитывают, что Шенол принесет им более высокий результат, чем место в восьмерке сильнейших, добытое на Евро-2000 Мустафой Денизли.

Руководствуясь принципом "От добра добра не ищут", о продолжении совместной работы договорились с нынешними наставниками своих сборных и федерации футбола США, Ирландии, Дании и Швеции. Американец Брюс Арена показал в Корее лучшую сборную Штатов всех времен, команда ирландца Мика Маккарти, лишившись накануне турнира своего лидера Роя Кина, оставила самое приятное впечатление, как и подопечные датчанина Мортена Ольсена и шведского дуэта Томми Седерберг - Ларc Лагербак.

ЗА СЛАВОЙ В АФРИКУ

Примечательно, что из всех преуспевших на ЧМ-2002 остались на своих местах только те, кто работал со сборными своих стран. Ни один из троих тренеров-легионеров, сумевших поднять "темных лошадок" до уровня сильнейших команд мира, контракт продлевать не стал. Такое желание было только у Брюно Метсю, но футбольную федерацию Сенегала не устроило предложенное французом условие: отпустить его на заработки.

- После чемпионата мира, - рассказал он в интервью France Football, - я получил множество предложений - из Турции, Эмиратов, Китая, Японии - и с финансовой точки зрения некоторые выглядели весьма заманчиво. Я остановил выбор на "Аль-Айне" из ОАЭ: там и деньги хорошие (по данным France Football, миллион евро за 10 месяцев. - Прим. Б.Б.) , и чисто спортивные перспективы: перед клубом поставлена задача выиграть Кубок азиатских чемпионов.

О том, чтобы взять 10-месячный перерыв в работе со сборной Сенегала, Метсю договорился ни много ни мало с президентом страны Абдулаем Вадом. "Все равно ближайший крупный турнир - Кубок Африки-2004 - далеко, так что пока команда вполне обойдется без меня", - резонно рассуждал француз. Но позже главу государства убедили в том, что оставлять национальную команду без главного тренера на такой срок нельзя, и Метсю пришлось выбирать. Арабский миллион оказался заманчивее - и с Африкой француз расстался. Возможно, не навсегда: сенегальцы вполне могут позвать его обратно, когда настанет пора подтверждать, что успех "Львов" не был эпизодом. А нет - так очков, набранных и в прямом, и в переносном смыслах в Корее и Японии, Метсю должно хватить, чтобы и год спустя не остаться безработным.

Между прочим, пример соотечественника, поднявшегося с африканской командой из безвестности к мировой славе, оказался заразительным для других французских тренеров. На смену Метсю в Африку прибыли уже трое его коллег: сборную Буркина-Фасо недавно возглавили Жан-Поль Рабье и Франк Танази, а команду Мали - Кристиан Дальже. Имена эти мало кому о чем-то говорят, но запомнить их на всякий случай стоит.

Не исключено, что французский тренерский легион в Африке пополнит кто-то еще, и этим "кем-то" может оказаться хорошо поработавший со сборной Японии Филипп Труссье. Во всяком случае, его, как и бывшего наставника французов Роже Лемерра, в конце июля назвала главным кандидатом на место главного тренера сборной Туниса федерация этой североафриканской страны. Переговоры с обоими уже ведутся.

Впрочем, Труссье не прочь заполучить и китайцы. Они твердо решили, что сборную Поднебесной в обозримом будущем могут доверить только иностранцу, и в их списке первые три места занимают, наряду с Труссье, его соотечественник Эме Жаке, выигравший ЧМ-98 с Францией, и голландец Гус Хиддинк - еще один из тренеров - героев ЧМ-2002.

Сам Труссье, изрядно поколесивший по свету, но никогда не работавший ни с одной приличной командой на родине, мечтал возглавить сборную Франции. Французская федерация, однако, отдала предпочтение Жаку Сантини, и теперь экс-наставник японской сборной взвешивает различные варианты, которых у него немало. В недавнем интервью "СЭ" Труссье сказал, что работать хочет только с серьезной командой. К таковым он относит и своего соперника по групповому турниру ЧМ-2002 - сборную России, но никаких предложений от российской стороны не получал.

Наконец, последний представитель этой категории, Гус Хиддинк, со своим ближайшим будущим уже определился. Сотворив "корейское чудо" и став, несомненно, самым популярным человеком этого года в Стране утренней свежести, он вернулся домой, в родной ПСВ, где прошла немалая часть его карьеры и как игрока, и как тренера. Теперь его корейские поклонники ездят в Голландию, чтобы посмотреть "хиддинковские места", а если повезет, увидеть и самого кумира во время матча или тренировки. Впрочем, скоро им выпадет счастье вновь лицезреть его на тренерской скамейке корейской сборной: Хиддинк согласился исполнять в ней роль консультанта (без отрыва от клубной работы) и в сентябре прибудет в Пусан на исторический матч между сборными двух Корей - Южной и Северной.

БЕЗ ВЗЛЕТОВ И ПРОВАЛОВ

Три тренера-легионера, не ушедшие в отставку и не уволенные после чемпионата мира, - швед Свен-Еран Эрикссон (Англия), немец Винфрид Шефер (Камерун) и колумбиец Эрнан Гомес (Эквадор). Их, в отличие от Метсю, Хиддинка или Труссье, в триумфаторы не зачислишь, но и в провале не обвинишь. Возможно, применительно к Эрикссону, чьи подопечные дошли до 1/4 финала, такая оценка звучит слишком строго, но ведь перед турниром англичан прочили в финалисты и даже в чемпионы. Большего можно было ожидать и от чемпионов Африки. Но смягчающее обстоятельство есть и у них: камерунцев обошли будущие финалисты немцы и великолепные ирландцы. Эквадор занял четвертое место в группе, но обыграл призера прошлого чемпионата сборную Хорватии.

В итоге Эрикссон продолжает работать с англичанами, надеясь добиться с ними большего на Евро-2004. Говоря о результатах чемпионата мира, он даже утверждает, что его команде просто не повезло: "Будь на нашей стороне удача, уверен - мы могли бы стать чемпионами".

Шеферу камерунцы тоже продлили контракт на два года, правда, урезав на 20 процентов зарплату. Эквадорцы же и вовсе предложили Гомесу остаться на посту до следующего чемпионата мира. Колумбиец пока ответа не дал, но президент эквадорской федерации сказал, что готов ждать столько, сколько потребуется.

И, наконец, еще два легионера, чьи результаты можно оценить примерно так же, контрактов возобновлять не стали. Чезаре Мальдини, проработав полгода со сборной Парагвая, подвел ее к ЧМ-2002 в достойной форме, что она и продемонстрировала, в упорнейшей борьбе уступив в 1/8 финала немцам. Но популярности в Парагвае не снискал, постоянно сталкивался с противодействием местных тренеров и прессы, так что в Италию, надо полагать, вернулся с облегчением. Да к тому же с заметно потолстевшим кошельком: по оценкам, доходы Мальдини за время работы с парагвайцами составили около миллиона долларов. Точнее назвать их, вероятно, поможет расследование, начатое правоохранительными органами южноамериканской страны: они полагают, что синьор Чезаре, покидая Парагвай, "забыл" уплатить в его казну положенные налоги. Так что отношения Мальдини с его бывшими работодателями могут иметь продолжение - уже в несколько ином ключе.

В отличие от итальянца, югослава Бору Милутиновича домой (вернее, в Мексику, где он живет последние годы) провожали с почестями. Ни одной из составляющих "триединой задачи" (один гол, одно очко, одна победа), поставленной перед ним федерацией футбола КНР, выполнить ему не удалось. И впервые в своей рекордной карьере Милутинович остановился на групповом этапе. Но благодарные китайцы на него не в обиде. "Милу сделал главное - добыл Китаю первую путевку на чемпионат мира. И нам не приходится жалеть о том, что мы его наняли", - подвел итог президент федерации Ян Вэймин. "Улетая, Милу увез с собой кучу денег и 50 мест багажа. Но нам он оставил воспоминание о большом успехе", - написала одна пекинская газета. Добавим - и бронзовое изваяние, воздвигнутое китайцами в честь югослава еще до начала ЧМ-2002.

ПУСТЬ НЕУДАЧНИК НЕ ПЛАЧЕТ

Ну а что же те, для кого чемпионат мира в Корее и Японии яркой страницей в тренерской биографии не стал? Таковых большинство, но эта категория весьма неоднородна: в нее входят как откровенно провалившиеся фавориты, так и те, от кого в принципе никто особых успехов и не ждал. Домой все они возвращались не в лучшем настроении, хотя реагировали на случившееся с ними и их командами по-разному.

Неудачник номер один ЧМ-2002 - безусловно, Роже Лемерр. Французы ехали на чемпионат, чтобы совершить (если опять прибегнуть к альпинистской терминологии) супертраверс по маршруту "мир - Европа - мир". Выглядела эта задача настолько невероятной, что при всей звездности состава "трехцветных" верилось в ее выполнимость с трудом. Вот в том, что команда Лемерра пройдет далеко и, скорее всего, будет в призерах, никто особо не сомневался. Но никому и в страшном сне не могло присниться то, что произошло со сборной Франции в Корее. Никого из чемпионов мира еще не свергали с трона с таким позором!

Самое удивительное в том, что главный тренер французов так и не подал в отставку. Помню, еще накануне последнего группового матча сборной Франции с датчанами, который для чемпионов мог стать спасительной соломинкой, меня поразили в Лемерре две вещи. Первая - глаза: были они какие-то неживые. Глаза человека, который уже ни на что не надеется. Второе - ответ на вопрос, заданный ему кем-то из французских коллег: готов ли он в случае неудачи взять на себя ответственность за все и уйти в отставку? "Я из тех, кто, берясь за какое-то дело, полностью отдает себе отчет в том, какие могут быть последствия", - сказал тренер. Разве это ответ?

Ни "да", ни "нет" от Лемерра так и не услышали - до того самого дня, когда французская федерация, не дождавшись от него заявления об отставке, вынуждена была сама принять решение о смене главного тренера сборной.

Аргентинец Марсело Бьельса после возвращения на родину тоже надолго замолчал. Уединившись у себя на ферме, он месяц с лишним не подавал признаков жизни. А потом случилось то, чего трудно было ожидать после того, как фавориты номер один чемпионата мира даже не вышли из группы. Тем более в Южной Америке. Аргентинская футбольная ассоциация заявила, что намерена продлить контракт с Бьельсой до следующего мирового первенства! "Другие кандидатуры на этот пост мы даже не рассматриваем", - сказал президент АФА Хулио Грондона. Возможно, все дело в том, что ассоциация задолжала тренеру полмиллиона долларов, и денег, чтобы произвести с ним расчет, у нее нет: как и вся страна, она переживает жестокий финансовый кризис. Но как бы то ни было, новое официальное назначение Бьельсы - дело техники. Удивительно, но аргентинская пресса, не жалующая неудачников, на этот раз ничего против не имеет и уже провозгласила второй срок Бьельсы "Четырехлетием мести".

Остается на посту и Джованни Трапаттони, хотя выход в 1/8 финала для сборной Италии едва ли можно считать успехом. Сколько ни оправдывай поражение от Кореи предвзятостью судей, "Скуадра адзурра" все же была не "убита", а

обыграна. И прежде всего тренером соперников Гусом Хиддинком. А вот следующая жертва корейцев, Хосе Антонио Камачо, в отставку ушел, хотя и оснований жаловаться на судейские происки имел больше, чем итальянский коллега, и продвинулся на шаг дальше. Выступление испанцев, вошедших в восьмерку лучших, к неудачным не отнесешь, но сам Камачо несколько смазал впечатление тренерскими просчетами, допущенными в матчах с Ирландией и той же Кореей.

Не вызывает сомнений и то, что новый тренер будет теперь работать еще с одним из оступившихся фаворитов - сборной Португалии, которой через два года предстоит принимать чемпионат Европы. Известно уже и имя - Мануэл Жозе. Но его назначение состоится только после того, как португальская федерация уладит отношения с прежним наставником - Антониу Оливейрой. Дело в том, что контракт с ним был заключен до Евро-2004, и в случае увольнения он может подать в суд и ободрать федерацию как липку. Поэтому еще 25 июня федерация предложила Оливейре "договориться по-хорошему" (ты уходишь по собственному желанию, мы тебе выплачиваем приличную сумму и расстаемся друзьями), но пока достичь компромисса сторонам не удалось.

В общем, неудачникам плакать некогда. Кто-то, как Оливейра, решает финансовые вопросы, кто-то, как Олег Романцев, мексиканец Хавьер Агирре или хорват Мирко Йозич, всецело занят клубными заботами, кто-то ищет работу. Одним найти ее легче - есть и имя, и репутация, которые в Корее и Японии пострадали, но не настолько, чтобы поставить крест на карьере. Другим - таким, как малоизвестные саудовец Нассер Аль-Джохар, нигериец Адегбойе Онигбинде или тунисец Аммар Суая, - остается жалеть об упущенных шансах сделать рывок наверх. Но в конечном счете устроены будут все: сам факт участия в чемпионате мира для любого тренера - уже приобретение. Даже если в чисто спортивном и карьерном плане оно выглядит как потеря. Во всяком случае, ни от одного из них никто не услышал слов сожаления о том, что он в это ввязался.

Борис БОГДАНОВ