Газета Спорт-Экспресс № 208 (3000) от 13 сентября 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 13 сентября 2002 | Шахматы

ШАХМАТЫ

В среду в Государственном Кремлевском дворце победой сборной "Остального мира" завершился матч против российской команды

КРЕМЛЕВСКИЕ ШАХМАТЫ: ШОУ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПРАЗДНИК ДЕМОКРАТИИ

Не знаю, как у жителей Калмыкии, а у меня сложилось стойкое ощущение, что Кирсан Илюмжинов и шахматная демократия неотделимы друг от друга примерно так же, как когда-то Ленин и партия. К чему бы ни притронулся, за что бы ни взялся в мире черно-белых клеток этот неунывающий человек, все у него ладится, все спорится. При этом все вокруг довольны, все смеются. А сам Илюмжинов - улыбается.

Еще со времен московского чемпионата мира ФИДЕ дух свободы от всяческих комплексов и условностей прочно поселился в Государственном Кремлевском дворце. Именно тогда многие знаменитые гроссмейстеры впервые явились столичной публике в образе обычных земных людей, которые могут оставить верхнюю одежду в общем гардеробе, выпить кофе из невзрачного термоса и даже - страшно сказать - покурить с народом у туалета.

Нынешнее соревнование в Кремле довело расцвет демократии до каких-то совсем уж невиданных масштабов. Представьте себе, что в день открытия турнира 13-й чемпион мира Гарри Каспаров, этот Майк Тайсон и Билл Гейтс современных шахмат в одном лице, стоял в очереди к магнитным воротам Троицкой башни точнехонько за корреспондентами "СЭ"! Да не один, а с председателем думского комитета по бюджету Александром Жуковым и, что самое удивительное, с 12-м чемпионом мира Анатолием Карповым...

Эти люди, ассоциирующиеся у простых смертных с блестящими шахматными победами и интригами, с бешеными гонорарами и заграницей, с шикарными лимузинами и охраной, терпеливо дождались своей очереди, удостоились пронизывающего взгляда лейтенанта из кремлевской охраны и неспешно проследовали ко входу во дворец. А сопровождавший их статный и румяный человек в черном костюме оказался вовсе не секьюрити, как можно было подумать, глядя на него со спины, а экс-чемпионом мира ФИДЕ Александром Халифманом. Вот оно - скромное обаяние великих в действии! Вот они - плоды шахматной дипломатии, объединяющей разрозненное и примиряющей непримиримое так же легко, как улыбка президента Калмыкии.

Глядя на шахматную суету в Кремле, вдруг поймал себя на мысли: а что именно происходило в Москве под эгидой ФИДЕ? Матч сборной России с командой остального мира - это ясно. Но как определить жанр столь неординарного события, его статус и значимость для мировых шахмат, а может, и всей человеческой культуры? Ведь то, что открылось взору и слуху постороннего наблюдателя, можно даже сказать - зеваки, не укладывалось в привычные стереотипы. И атмосфера, и дух, и регламент турнира не поддавались идентификации так же, как и сами шахматы - игра, олицетворяющая спорт, науку и искусство одновременно.

ШОУ

Бесспорно, один из доминирующих аспектов матча - театральный. Еще московский чемпионат мира ФИДЕ показал и доказал, что шахматные спектакли, подобно расплодившимся в последнее время в России мюзиклам, обречены на успех. А если show понравилось, оно, как известно, must go on! Поэтому: да здравствуют обворожительнейшие калмычки в национальных нарядах у входа, росту которых позавидовала бы и женская сборная России по волейболу! (Вы ведь не удивлены тем, что девушки были представительницами Калмыкии, не так ли?) Виват Вячеславу Фетисову, принявшему участие в непродолжительном митинге, именуемом официальной частью открытия! Слава то ли танцевальной группе, то ли модельному агентству, сотрудницы которого устроили дефиле в черно-белых нарядах - не торпедовских, а шахматных!

И хотя действо немножко напоминало высококачественный школьный утренник, большинство его участников были, несомненно, искренни в проявлениях своих чувств. Да и можно ли быть неискренним, если со сцены благодаришь за помощь и поддержку самого президента России или министра спорта? С другой стороны, на то оно и шоу, чтобы не загонять зрителей в сосем уж официальные рамки. Тут нужен соответствующий подбор исполнителей. И лучшей кандидатуры, чем Владимир Жириновский, для подобных случаев, ясное дело, не найти.

Вообще-то "СЭ" старается обходить своим вниманием речи политиков. Но здесь - другой случай. В воскресенье Владимир Вольфович почти не говорил о политике - ну разве что напомнил о занимаемой им думской должности и пожалел, что в свое время Фишер не сыграл партию-другую с Саддамом Хусейном. А затем вице-спикер исполнил искрометный гимн шахматам, пропел пламенную оду их старейшине, 91-летнему гроссмейстеру Андре Лилиенталю, прибавив, правда, ему еще 6 лет жизни, и даже пообещал для популяризации замечательной древней игры проиграть Лилиенталю с помощью киндермата. В этот момент (понимаю, что некстати) почему-то вспомнилась нетленка Розенбаума: "Сэмэн такую речь задвинул, что зажурчал весь паровоз горючими слезами!"

Самое интересное, что с Лилиенталем Жириновский действительно сыграл. За несколько минут до начала матча, при невиданном стечении публики, на импровизированном шахматном столике был разыгран острый вариант испанской партии. Завершилась эта историческая дуэль - ходу, примерно, на 7 - 8-м - вничью.

СПОРТ

При всей нетрадиционности прошедшего турнира спортивная составляющая в нем, несомненно, присутствовала. Да еще какая! После того как сборная мира с первых же туров повела в счете, с лиц представителей российской команды исчезли улыбки, а строгие костюмы сменились одеждами для настоящей шахматной битвы - свитерами свободного покроя, пуловерами или черными в белый горох рубашками, как у молодого гроссмейстера Александра Грищука. Жаль, что в итоге это не помогло: кто-то из наших выступил в свою силу, кто-то явно провалил турнир, но прыгнувших выше головы в российской команде не оказалось точно.

Конечно, можно утешаться и тем, что 25-минутные партии многие считают чем-то вроде игрушечных, излишне осовремененных шахмат. А еще тем, что в команде остального мира на три четверти "бывший наш народ". Но тогда будет иметь место нестыковочка: перед началом турнира о матче "русские против почти русских" мы говорили с гордостью, а теперь приходится упоминать о том же в оправдание. Дескать, мы их породили, а они нас...

Впрочем, спортом в Кремлевском дворце пахло не только по шахматным причинам. Скажем, вид закованного в гипс Пети Свидлера отсылал нас к футболу: учебно-тренировочная игра в мяч во время сборов в Звенигороде заставила трехкратного чемпиона России сражаться со сборной мира на костылях. Кроме того, среди аккредитованных на турнире журналистов присутствовал Дмитрий Сватковский - олимпийский чемпион по весьма далекому от шахмат современному пятиборью.

Ну и конечно, болельщики! О Викторе Корчном и Борисе Спасском, появившимся в ГКД во второй день турнира, не говорю. Знаменитые чемпионы мира не столько поддерживали кого-то из участников, сколько наслаждались творческими аспектами игры, которой посвятили всю свою жизнь. А вот бородатый старик в стареньком пиджаке, тренировочных штанах с пузырями на коленях и кроссовках явно отдал последние деньги за то, чтобы приобщиться к почти недосягаемому для него миру больших шахмат. Или девочка не старше 10 лет, с маленькой магнитной доской на коленках, вдумчиво и серьезно разбирающая позиции, анализирующая схватки 23 великих мастеров и одной мастерицы - Юдит Полгар!

Кстати, о женщинах. Оценивая выступление кое-кого из российских участников - скажем, Александра Мотылева (1 очко из 6) или Вадима Звягинцева (0,5 очка из 4), подумалось: а не стоило ли тренерам нашей сборной пригласить в команду юную шахматную принцессу Александру Костенюк? Тем более что в Кремлевском дворце она все равно присутствовала - с папой и мамой, обворожительная, улыбчивая и общительная. Хуже, чем некоторые члены российской сборной, она выступить, конечно, могла - например, набрать ноль очков. Но, во-первых, вероятность подобного конфуза была совсем не велика (Костенюк все же не Курникова современных шахмат, а вице-чемпионка мира). А во-вторых, это же имидж, господа!

Представьте: за шахматными столиками - 11 умнейших российских мужчин и одна женщина. Фотоагентства и телеканалы тиражируют зрелище на всю планету. Планета всматривается, удивляется и начинает уважать нашу шахматную школу еще больше. Да и как не уважать, когда такие леди в стране российской есть!

Сборная мира в этом вопросе оказалась менее консервативной, включив в свой состав Юдит Полгар. Понятно, что венгерская шахматистка уже давно и успешно участвует в крупнейших мужских турнирах. Но по соотношению "женственность/мастерство", при всем уважении к Юдит, наша Саша, согласитесь, ей вряд ли уступит.

АНТУРАЖ

В заключение - несколько строк о том, что, может, и не помешало гроссмейстерам играть, зато осложнило задачу болельщикам - смотреть и журналистам - работать. Матч транслировался на двух огромных экранах и нескольких установленным в зале компьютерам в режиме нон-стоп. Позиции демонстрировались минуты 2 - 3, а затем сменялись показом других партий. Наверное, для знатоков предмета типа Жоэля Лотье или 12-летнего дарования Сергея Карякина это было весьма удобно. (В ответ на просьбу корреспондента "СЭ" Юрия Васильева оценить шансы сторон в одной из дуэлей юный Карякин важно и с пониманием дела заметил: "Позиция - игровая"). У менее же искушенных калейдоскоп партий вызывал определенные сложности с осмыслением. В частности, в попытках применить на деле свои скудные аналитические способности в условиях частого переключения картинок автор этих строк столкнулся с серьезной проблемой - сонливостью.

Кроме того, в первые дни в зале было довольно душно. Рассмотреть самих гроссмейстеров из задних и даже средних рядов зрительского зала не представлялось возможным. Может, стоило рассадить их на сцене, за что, кстати, ратовал патриарх шахмат Давид Бронштейн?

О буфетных ценах ничего хвалебного сказать тоже не могу, поэтому лучше о них вообще не говорить. Чтобы сходить в туалет, всем, кроме участников, приходилось преодолевать - по меткому выражению американского писателя-фантаста Аркадия Львова, родственника гроссмейстера Макса Длуги - "14 этажей вниз". В пресс-центре был подключен всего один телефон. Да еще и совмещенный с факсом, а потому вечно занятый. Второй и последний факс в последний день турнира навечно оккупировал самоуверенный американец, не привыкший, видимо, в условиях развитого капитализма к дефициту этих аппаратов. А в остальном, прекрасная маркиза...

Не исключаю, впрочем, что последняя глава навеяна досадным поражением российской команды. Ведь когда наши побеждают - будь то шахматы, футбол или любой другой вид спорта - и на духоту внимания не обращаешь, и за бутерброд отдать любые деньги, и даже в туалет готов вприпрыжку сбегать. Через сколько хочешь этажей.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ