Газета Спорт-Экспресс № 215 (3007) от 21 сентября 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 21 сентября 2002 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Это рассказ о "Гран-при Италии", но о самой гонке вы в этом репортаже не найдете ни строчки. Наш собкор провел ее среди простых болельщиков - вот и решил написать о том, как болеют в Монце.

ОТПРАВЛЯЯСЬ В МОНЦУ, НЕ ЗАБУДЬТЕ ЛЕСТНИЦУ

Хочу пригласить вас на экскурсию - в парк городка Монца, что под Миланом. Парк, надо сказать, огромен: его площадь - почти 7 с половиной миллионов квадратных метров, это идеальное место для пеших, велосипедных и конных прогулок. Тут тихо, воздух чистый - красота!

Но каждый год в середине сентября в парке - столпотворение и сумасшествие, потому как именно здесь расположен знаменитый автодром, где проходит "Гран-при Италии". В минувший уик-энд трасса отмечала юбилей: ей исполнилось 80 лет, и гостей на празднике оказалось множество. В субботу за квалификацией наблюдали 35 тысяч человек. Тех, кто на следующий день следил за гонкой, оказалось аж в три раза больше!

ГОТОВЬТЕ ВАШИ ДЕНЕЖКИ

Со времени самой первой гонки на трассе в Монце (называлась она, как и сейчас, "Гран-при Италии" и состоялась 10 сентября 1922 года) автодром неоднократно менял свой облик. Сколько здесь было соревнований, сколько событий! Недаром трассу давно уже называют легендарной.

До Монцы всего ничего от Милана, и деловой центр Италии бурлит в три сентябрьских дня по-особому наполненный гостями "Формулы-1" и многочисленными посетителями различных выставок, регулярно проходящих в этот период в городе. Гостиниц не хватает, билеты на трибуны автодрома -тоже в дефиците, и потому те, кто собрался в Монцу на "Гран-при", начинают готовиться к поездке заранее: кто за год, кто за полгода, но не позже, чем за месяц - иначе останешься у разбитого корыта.

Правда, на этот раз достать билеты на "Гран-при" оказалось делом не таким уж сложным, однако, возможно, это связано с тем, что Михаэль Шумахер и "Феррари" уже обеспечили себе общую победу. Отмечу, что самые дешевые абонементы на три гоночных дня стоили в нынешнем году 90 евро. Но это - для тех, кто был готов все время стоять. Чтобы попасть на сидячие места, откуда видны гигантские телеэкраны (хочется ведь быть в курсе всех событий), нужно было заплатить не менее 200 евро за два дня - субботу и воскресенье (тренировочные пятничные заезды шли по льготному тарифу - менее 50 евро). Самые дорогие и престижные места на лучших трибунах обошлись их обладателям в 500 евро за уик-энд.

ТУТ БОЛЕЮТ ШУМНО, НО МИРНО

Не знаю, как течет жизнь во время гонок на VIP-местах, а вот среди простых зрителей она бьет даже не ключом, а фонтаном. Особенно это касается воскресенья, когда проходит основная гонка. Но и в субботу - во время квалификации - зрители, среди которых явно, как показалось, преобладали носители тевтонских традиций и представители юга Италии, не скучали сами и не давали гонщикам расслабиться, отмечая каждый круг любимых пилотов какофонией всевозможных дудок и труб. (В плане шумового оформления зрителям не уступают и сами участники "Формулы- 1". На тех трибунах, что расположены рядом с длинными прямыми участками трассы, зрителям приходится пользоваться специальными затычками для ушей: без них рискуешь оглохнуть.)

Спиртного, за исключением пива, тут не продают, что сильно огорчает некоторых наших туристов, зато и пьяных видеть не приходилось. В воскресенье утром, впрочем, на более дешевых трибунах и вокруг них стоял стойкий запах марихуаны, но никаких последствий для окружающих сей факт не имел. Болели все очень громко, задорно, в основном за "Феррари", но без рукоприкладства по отношению к иноверцам. Иногда в воздух взлетали петарды, но в отличие от того, что творится на местных футбольных стадионах, падали они не в толпу, а где-то в лесу.

Тысячи зрителей, стоявшие у дальнего от трассы ограждения (есть еще и ближнее, но за ним находятся фотографы, полицейские и отвечающие за технику безопасности маршалы), пытались отвоевать себе пространство получше, причем не всегда джентльменскими способами, но и здесь как-то обходилось без потасовок.

СМЕКАЛКА ПОХЛЕЩЕ, ЧЕМ У РОБИНЗОНА

В субботу ближе к четырем часам пополудни в район трассы потекли ручейки людей, которых можно было принять за туристов: за плечами у них висели объемистые рюкзаки. И когда к десяти утра в воскресенье на трассу вернулись те зрители, которые ночевали дома или в гостиницах, они обнаружили, что первые ряды вдоль сетки-ограждения потеряны для них безвозвратно.

Самые скромные "туристы" обозначали занятые места небольшими палками, более уверенные в себе люди - толстыми бревнами, добытыми в лесу неподалеку. Ну а кто-то просто бросил свой спальный мешок там, где наутро собирался выстоять гоночную мессу.

Отдельного упоминания за смекалку и упорство достойны те, кто устраивал себе сидячие места буквально на ровном месте. Нет, речь вовсе не об обладателях абонементов на официальные трибуны. Преклоняюсь перед потомками Робинзона Крузо: думаю, этот персонаж был бы счастлив узнать, сколько у него последователей в плане умения не только выжить, но и получить удовольствие в экстремальных условиях.

О тех, кто просто залез на деревья, и говорить не стоит: это в плане комфорта уже прошлый век. Другое дело - деревянные помосты или скамейки, сооруженные... в воздухе между двумя деревьями! Некоторые эстеты умудрились затащить наверх даже телевизоры!

Не забыли о телевизорах и обладатели домов на колесах, которые разбили свой лагерь в кемпинге рядом с трассой. Забравшись на крыши своих авто и положив ноги на складные кресла, они тянули пиво - и не забывали наблюдать за гонками.

О СТРОИТЕЛЬНЫХ ЛЕСАХ

Весьма порадовали четыре жизнерадостных мужичка. Они принесли с собой здоровенную лестницу - и уютно на ней расположились, словно воробьи на отдыхе. Еще круче выступила группа умельцев, умудрившаяся доставить на автодром целый блок металлических лесов, с которых наблюдать за гонкой, сами понимаете, было очень комфортно.

При этом, что отрадно, все было исполнено с соблюдением норм личной безопасности. Воздушные скамейки и помосты крепились к деревьям крепкими тросами, а металлические леса были выложены по всем законам строительного искусства. Ничем не рисковали и любители промышленного альпинизма. Представьте себе чистильщиков стекол на небоскребах. Представили? Так вот: десятки таких "чистильщиков" умело обосновались за самыми верхними рядами некоторых трибун. Зависнув в воздухе и прикрыв тылы соответствующим снаряжением, эти люди не дали повода билетерам обвинить их в том, что они занимают на трибуне чье-то место.

И до воскресной гонки, и на всем ее протяжении вокруг трассы шла какая-то непонятная неопытному глазу, но чрезвычайно насыщенная жизнь. Толпы людей по-броуновски передвигались во всех направлениях. Кто-то шел за немецкими сосисками или итальянскими бутербродами, которые продавались в больших количествах и повсеместно. Кто-то пытался найти для себя место получше. Девушки, получившие у своих молодых людей краткосрочную увольнительную, со скучающим видом прогуливались в толпе - в надежде немного отдохнуть от многочасового стояния у ограждения.

Говорят, о цивилизованности того или иного широкомасштабного мероприятия нужно судить по количеству... туалетов. С этим у организаторов оказалось все в порядке. Беда была разве что в том, что туалетам отдавали предпочтение в основном женщины да дети, а вот мужчин, которых, естественно, было гораздо больше, гипнотизировал зов природы. Весь лес на протяжении воскресного мероприятия был заполнен Робинзонами Крузо, посчитавшими ниже своего достоинства воспользоваться достижением цивилизации.

БРАЗИЛЕЦ, БОЯЩИЙСЯ ЩЕКОТКИ

Запомнился загадочный персонаж, которого одни зрители сразу же окрестили Тарзаном, а другие - Человеком-обезьяной. Стоило ему перепрыгнуть с дерева на другое в первый раз - он тут же привлек к себе внимание. Но затем последовал еще один прыжок - куда более рискованный, и толпа разразилась аплодисментами. При этом стоит отметить, что заветное дерево находилось уже в запретной зоне - между первым и вторым ограждениями. Ошалевшие от такой наглости полицейские попытались было уговорить Тарзана спуститься с ветки, которая спасла его от падения и травм, но тот гордо выдал какую-то фразу (я ее, увы, не расслышал), от чего полицейские покраснели, а толпа и вовсе пришла в восторг.

До конца гонки полиции так и не удалось договориться с Тарзаном о его возвращении на землю, и в глазах простых смертных он стал настоящим героем.

Окончание гонки ознаменовалось штурмом трассы, который устроили зрители. Больше всего повезло самым первым и настойчивым: им достались обломки столкнувшихся машин и еще какие-то мелкие радости жизни. Тем, кто опоздал, пришлось довольствоваться лишь рассыпанным тут и там магическим гравием.

Какой-то бразилец первым добрался до того пятачка, с которого стартовал его соотечественник, победитель гонки Баррикелло. Завернувшись в национальный флаг, бразилец разлегся на месте старта своего кумира - и затянул веселую песню. Правда, она была прервана группой фанатов "Феррари" в красных париках. Компания принялась щекотать бразильца, и тому пришлось покинуть историческую точку.

ЧЕРЕЗ ГОД НА ТОМ ЖЕ МЕСТЕ

Что еще запомнилось в прошлое воскресенье? Приятно удивило прекрасно организованное транспортное обслуживание автодрома: с поездов, приходивших из Милана и других городов, зрителей быстро доставляли к трассе на многочисленных бесплатных автобусах. Ярким пятном на фоне, казалось бы, занятой гонками и пилотами толпы стали незаурядные "наперсточники", собиравшие вокруг себя немало народу громким зазыванием на четырех языках - итальянском, английском, немецком и французском. Разумеется, не было отбоя от спекулянтов, которые уверяли, что продают билеты по выгодным ценам. Особого успеха спекулянты вроде бы не имели, однако и без заработка не остались.

Своими глазами видел, как русскоговорящая пара вела дискуссию с билетером. Наши никак не могли понять, почему это их не хотят пропускать на хорошие места. В итоге выяснилось, что прав был все же итальянец: на руках у наших соотечественников действительно были билеты на автодром в Монце, вот только на 18 сентября, тогда как гонка "Гран-при" проводилась 15-го...

В 1922 году первую гонку на трассе в Монце выиграл итальянец Пьетро Бордино, выступавший на "Фиате". Спустя 80 лет победу в Монце одержал бразильский представитель "Феррари" Рубенс Баррикелло. Кто выиграет в Монце через год, не имею ни малейшего понятия. Честно говоря, меня это и не интересует. Зато точно уверен, что в середине сентября 2003 года в Монце вновь будет весело и шумно.

Цирк-шапито "Формулы-1" - яркий атрибут итальянской осени. Так было. Так и будет.

Георгий КУДИНОВ

Монца