Газета Спорт-Экспресс № 216 (3008) от 23 сентября 2002 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 24

Поделиться в своих соцсетях
/ 23 сентября 2002 | Шахматы

ХОД КОНЕМ Юрия ВАСИЛЬЕВА

ДАВИД ПРОТИВ ГОЛИАФА

Знаменитый библейский сюжет обыгран в названии новой книги Давида Бронштейна, читательская премьера которой состоялась в дни "Матча нового века" в Кремле, где Давид Ионович был почетным гостем. В роли библейского героя в книге выступает сам классик шахмат, тогда как в роли Голиафа - компьютер, играющий в шахматы. Сегодня - в преддверии матча чемпиона мира Владимира Крамника с компьютерной программой "Дип Фритц" - многие мысли Бронштейна, без сомнения, чрезвычайно актуальны. Ведь он был подлинным первопроходцем в игре человека против машины.

Перчатку ЭВМ Бронштейн бросил еще в 1963 году: "М-20" - так называлась первая отечественная шахматная программа. Отметим, что московский гроссмейстер, сыгравший в 1951 году вничью матч на первенство мира с Михаилом Ботвинником, был к тому же одним из самых ценных консультантов у создателей знаменитого IBMовского электронного монстра "Дип Сот", позже переименованного в "Дип Блю". Вот и получается, что Бронштейн заложил кирпич в монумент победы Суперкомпьютера над тогдашним чемпионом мира Гарри Каспаровым. Отдавая дань этому факту, Каспаров спустя годы напишет к "Давиду против Голиафа" восторженное предисловие...

Многие простые любители шахмат время от времени забавляются, играя с компьютером, - и испытывают при этом самые противоречивые чувства. Уступать компьютеру очень неприятно - чувствуешь себя полным дураком. Хорошо еще, всегда можно "в отместку" вырубить своего соперника из электрической сети!

"Компьютеры оказались способными учениками?" - спрашивает у Бронштейна его соавтор, московский журналист Сергей Воронков.

И гений шахмат отвечает: "Они будоражат вашу мысль, фантазию, вынуждают думать на полную катушку, с ними не расслабишься, не сыграешь на авось. Своей игровой раскованностью, независимостью от любых шаблонов они заставили нас усомниться в незыблемости многих заученных в юности стратегических аксиом и правил... К чему скрывать, компьютеры стали хозяевами положения..."

Бронштейн - единственный в мире супергроссмейстер уровня Пола Морфи - посвятил большую часть своей жизни поискам способа борьбы с неизбежным злом, порожденным прогрессом. И вот к какому выводу он приходит:

"Наигравшись за последние годы с разными программами, я отчетливо вижу бессмысленность борьбы с компьютером "на его поле". Кому нужны шахматы, где все просчитано с аптекарской точностью, где нет места ни вдохновению, ни риску, ни фантазии?! Как ни грустно, но "отец кибернетики" Норберт Винер был прав: дни шахмат как интересной игры, видимо, сочтены. Но не надо винить за это компьютер. Шахматисты сами вырыли себе яму, когда вознамерились алгеброй проверить гармонию божественной игры. Началось с кустарного "Хандбука" (первый учебник шахмат. - Ю.В.) , продолжилось в поставленных на научную основу энциклопедиях и логично завершилось тотальными базами данных. Направив шахматы по электронно - вычислительному пути, мы сами отняли у себя радость творчества.

...А может быть, не все так беспросветно? Когда я, как мой любимый Дон Кихот, бросился на борьбу с компьютерными мельницами, то искренне верил, что живой мозг человека неизмеримо мощнее любого электронного монстра!"

Насколько глубока вырытая шахматистами - самим себе! - яма, мы узнаем из двух матчей, которые пройдут с интервалом в два месяца. Первое измерение глубины "ямы" произойдет в Бахрейне со 2-го по 22 октября нынешнего года. Тягаться с электронным Голиафом немецкой фирмы "Фритц" будет 14-й чемпион мира Владимир Крамник. В декабре в Иерусалиме прыжок в пропасть совершит и Гарри Каспаров.

Смешным ребячеством выглядит их пикировка: чей компьютер "круче", чья яма глубже. Яма - она и есть яма. И прыгают в нее нынешние чемпионы за миллион долларов. Таковы призовые фонды матчей в Бахрейне и Иерусалиме. Чтобы не ушибиться, хорошо подстелить побольше "зелени".