СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
ЛЕГЕНДА |
САГА О СТАДИОНЕ
"УЭМБЛИ".Его сносят. Уходит в историю самый известный и самый авторитетный стадион тира. На нем играли в регби и проводили мотоциклетные гонки, устраивали собачьи бега и рок-концерты. Но "Уэмбли" ассоциируется прежде всего с игрой номер один, которой верой и правдой служил со дня своего создания.
Сыграть на этой арене хотя бы один матч было мечтой любого футболиста. Осуществить ее было непросто. Попасть сюда мог только игрок, добившийся определенных успехов - ведь "Уэмбли" никогда не принадлежал какому-либо клубу а был домашним стадионом сборной Англии и местом проведения финалов Кубка Англии и Кубка Лиги. Пять раз там проводились финалы еврокубков, а в 66-м и 96-м - матчи соответственно чемпионата мира и Европы.
Любой, кто ступал на его изумрудный газон хоть на одну минуту, на всю жизнь унес с собой частичку той неповторимой атмосферы, которую за 77 лет активной жизни стадиона так никто толком и не смог описать словами. Понять Пеле, чьи слова приведены на предыдущей странице, можно. Он мог сыграть на "Уэмбли" в 66-м, если бы его сборная выступила удачнее. Мог приехать и на товарищеский матч Англия - Бразилия в 63-м, и на матч Англия - Остальной мир в октябре того же года, но его не отпустил "Сантос". Великому бразильцу так и остались неведомы чувства, которые посчастливилось испытать примерно четырем тысячам футболистов. Каждый из них с гордостью может сказать: "Я играл на "Уэмбли". Так же, как не побывавший на стадионе-патриархе болельщик никогда не поймет того, кто с не меньшим самодовольством произнесет: "Я был на "Уэмбли".
На прошлой неделе наконец были подписаны все необходимые документы для строительства нового стадиона. Возможно, лучшего в мире по своим дизайнерским и прочим характеристикам. Однако заменить старый "Уэмбли" новому не удастся, как новый современный особняк не заменит старого крепкого дома, в котором вы провели лучшие дни своей жизни.
СТАДИОН ИМПЕРИИ
Уэмбли-парк был любимым местом активного отдыха обитателей английской столицы в течение всего XIX века. Здесь были футбольные и крикетные поля, беговые дорожки, регулярно проводились собачьи бега. В 1889 году сюда проложили и линию метрополитена, а в начале прошлого века парк стал символом единения нации - именно здесь собирались люди, чтобы узнавать об успехах и неудачах британской армии, которая в то беспокойное время билась на нескольких фронтах.
После первой мировой войны правительство Великобритании решило провести выставку Британской империи, дабы показать, что она, пусть и потеряла за несколько лет военных действий в разных частях света изрядную долю своих колоний, по-прежнему остается сильнейшей державой мира. Выставка была намечена на 1924 год, и главным экспонатом должен был стать чудо-стадион на 100 тысяч зрителей, расположенный в центре Уэмбли-парка. Проект архитекторов Максуэлла Эйертона и сэра Джона Симпсона с великолепными башнями-близнецами высотой 126 футов (36,4 метра) по обе стороны главного входа был претворен в жизнь ровно за 300 дней и обошелся в астрономическую по тем временам сумму - 750 000 фунтов стерлингов (среднестатистический англичанин в год зарабатывал 100 - 150 фунтов). Строительство закончилось в марте 23-го - более чем за год до открытия выставки.
Красавца решили назвать "The Empire Stadium" - Стадион Империи. Он настолько впечатлял величавостью, гармоничностью и габаритами, что на выставку, которую 23 апреля 1924 года (в день Святого Георга - покровителя Англии), открыл король Георг V, во многом ради него стали приезжать со всех концов света. Общее число посетителей к октябрю 25-го, когда выставка официально закрылась, достигло 27 миллионов (!), при том, что население Великобритании тогда составляло 20 миллионов.
Единственное, что не понравилось англичанам, - название. После потери многих колоний слово "империя" звучало не совсем прилично. К тому же стадион принадлежал Английской футбольной ассоциации, и шотландцы, валлийцы и северные ирландцы никак не могли взять в толк, при чем тут империя. Между собой все называли стадион просто "Уэмбли". И это имя в отличие от первоначального прижилось навсегда.
Однако еще до выставки арена успела послужить по прямому назначению - все-таки стадионы строят для спортивных мероприятий. 28 апреля 1923 года на "Уэмбли" состоялся первый футбольный матч, вошедший в историю как
ФИНАЛ БЕЛОГО КОНЯ
Это был финал Кубка Англии. В отличие от сегодняшних дней до середины 50-х это соревнование считалось самым престижным, а турнир 1923 года выдался особенно интересным. Еще бы - ведь, помимо шанса получить заветный трофей из рук короля, финалистам выпадала уникальная возможность первыми ступить на поле нового стадиона, а зрителям - первыми попасть на его трибуны.
В финал вышли "Болтон Уондерерс" и "Вест Хэм Юнайтед". Ажиотаж вокруг матча стоял неимоверный. Все билеты были куплены через день после окончания полуфиналов. Желающих попасть на игру было слишком много. За пять часов до матча во всем Уэмбли-парке яблоку негде было упасть. За день до игры какой-то чудак дал объявление в вечернем номере Times с предложением уступить по себестоимости четыре билета и назначил желающим свидание у выхода из метро. По приблизительным оценкам, желающих оказалось более трехсот тысяч! Толпа рвалась к стадиону, и проведение матча оказалось под угрозой. За полчаса до стартового свистка болельщики преодолели решетчатую ограду и вплотную подошли к главному входу, который благоразумно открыли во избежание тотальной давки. Около 150 тысяч человек направились к полю, но тут инициативу взял на себя смелый полицейский Джордж Скоури. Не имея никаких указаний от начальства, он выехал на поле на белом жеребце и в одиночку сумел отодвинуть народные массы за кромки газона, освободив дорогу от раздевалок. Тем, кому не удалось пробиться на стадион, пришлось весь матч простоять за его пределами.
Матч начался вовремя и закончился победой "Болтона" со счетом 2:0. Оба гола навсегда остались в истории. Первый - потому что он первый. А второй - потому что вызвал ожесточенные споры. Мяч, пущенный форвардом "Болтона" Джоном Р. Смитом, попал в перекладину, ударился о землю у линии ворот и отскочил в поле. Судья после долгих раздумий засчитал взятие ворот, несмотря на бурные протесты футболистов и болельщиков "Вест Хэма". Кто бы знал, что перекладина тех же ворот заставит вспомнить этот случай 43 года спустя в самый важный день в истории "Уэмбли" - в финальном матче чемпионата мира 1966 года! Но об этом чуть позже.
ОЛИМПИАДА-48
До сих пор остается загадкой, как "Уэмбли" уцелел во время авиационных бомбардировок Лондона. Говорят, Гитлер намеревался именно на стадионе подписать акт о капитуляции Великобритании, точно так же, как планировал парад на Красной площади. До правды теперь уже не докопаешься, но факт остается фактом - от вражеских снарядов слегка пострадали только южные ворота, а сама арена осталась цела и невредима.
После войны мир, как никогда прежде, нуждался в Олимпийских играх. Вопрос был только в том, где их провести: планета была в жутком экономическом состоянии. Англичане добровольно взяли на себя смелость принять Игры. Довод перед МОК они представили только один: у нас есть "Уэмбли". И стадион справился с блеском, приняв на себя львиную долю олимпийской программы. Через день после закрытия игр Times вышла с заголовком на первой полосе: "Мы справились с Олимпиадой, значит, нам по силам все!" Именно 48-й был впоследствии признан переломным в восстановлении Англии после разрушений войны.
ПЕРЕКЛАДИНА-66
Родоначальники футбола никак не могли понять: как это их национальная команда не может выиграть чемпионат мира. И вот им удалось заманить мировой футбольный форум к себе. Любой другой результат, кроме победы, был бы воспринят в Англии как национальная трагедия. Справедливости ради стоит отметить, что сборная Англии образца 1966 года и впрямь была достойна титула, который благополучно и завоевала.
Знаменитый удар Джеффа Херста на сто первой минуте финального матча с немцами, оказавшийся в итоге победным, вызывает споры до сих пор. Был гол или нет - ответить на этот вопрос так же трудно, как на вопрос о курице и яйце. Не далее как полтора года назад группа немецких программистов отправила английским коллегам подробный компьютерный анализ эпизода, свидетельствующий о том, что мяч линию не пересек. Через неделю они получили столь же мотивированный ответ, доказывающий, естественно, что гол был.
Бессмысленно сейчас принимать чью-либо сторону. Достаточно сказать, что и немецкие, и английские компьютерщики в своих расчетах дошли до того, что вполне серьезно в числе исходных данных учитывали тот факт, что центр поля на "Уэмбли" находится на 15 дюймов выше его краев (такой уклон необходим для эффективной работы дренажной системы; кстати, "Уэмбли" - первый стадион с таким уклоном - в далеком 23-м это "ноу-хау" предложил инженер сэр Оуэн Уильямс). Немцы вообще пытались доказать, что разметка линии ворот в том месте, куда ударился мяч, была на несколько миллиметров тоньше. Споры будут продолжаться вечно - люди любят без конца судачить о легендах прошлого, и с этим ничего не поделаешь. Цитировать отрывки из автобиографии Тофика Бахрамова тоже неуместно. Свою порцию благодарностей от англичан и проклятий от немцев лайнсмен, увидевший то, чего не увидел никто в мире, получил сполна.
За минуту до финального свистка Херст великолепным ударом забил свой третий гол в матче, сотворив единственный за всю историю финальных матчей мировых первенств хет-трик. Этот гол окончательно доказал, что англичане заслужили золото. С чем, кстати, немцы не спорят.
Эта самая перекладина с 1979 года выставлена в музее "Уэмбли" рядом с мячом, от нее отскочившим, и другими экспонатами. Предприимчивые и остроумные английские туроператоры постоянно включают ее фотографию в буклеты, предназначенные для немецких туристов. Говорят, что все экспонаты музея будут распроданы на аукционах. Их, наверное, раскупят любители паранормальных явлений, ибо перекладина-66 - далеко не единственная загадка, которую уносит с собой "Уэмбли".
ТАЙНЫ СТАРОГО УЭМБЛИ
Англичане, пожалуй, самый суеверный народ в мире. Все, чему невозможно с ходу дать внятное объяснение, они превращают в тайну. "Уэмбли", как всякий уважающий себя английский замок, имеет своих призраков. Главный из них - призрак северной раздевалки. Команды, занимающие ее, выиграли лишь тридцать семь матчей из почти четырехсот, сыгранных за 77-летнюю историю арены. Легенда гласит, что во всем виноват тренер "Вест Хэма", который в перерыве "Финала белого коня" обрушился с проклятиями на несчастливый для его команды стадион. Сборная Англии, конечно же, занимает южную раздевалку, где в 1955 году сотрудники стадиона нанесли на белой стене красный английский крест, сохранившийся и по сей день. В финалах Кубка Англии и Кубка Лиги "фатальную" северную раздевалку занимает команда, чье название идет первым по алфавиту. Сила этой приметы настолько велика, что даже букмекеры корректируют свои котировки, напоминая о "призраке северной раздевалки" своим клиентам.
Вторая тайна - живучесть газона "Уэмбли". Трава на арене приживается на удивление быстро, всякий раз опровергая законы агротехники. Ни снег, ни дождь газону нипочем. Работники стадиона шутят, что, даже если сжечь всю траву "Уэмбли", наутро поле будет таким же зеленым, как в день открытия стадиона. Но стоит хоть одному саженцу покинуть территорию Уэмбли-парка, как он теряет все свои качества. Все, кто хотят иметь такой же газон, берут образец травы с небольшого футбольного поля по соседству - им объясняют, что обижать капризного старика "Уэмбли" не стоит.
Есть еще легенды о том, что футболист, забивший гол левой ногой, обязательно забьет и второй. О том, что травмы, полученные на "Уэмбли", заживают вдвое быстрее обычного. О том, что судья, назначавший пенальти, обязательно сюда возвращался. О том, что, если вы заходите на "Уэмбли" тогда, когда тень от башен-близнецов достигает максимальной длины, то быть вам богатым человеком. И так далее, и так далее. Не стоит ни смеяться над суевериями, ни слишком серьезно их воспринимать. Это легенды. Такие же, как сам "Уэмбли".
Арег ОГАНЕСЯН
НАШИ НА УЭМБЛИ |
Товарищеский матч (№ 61)
22 октября 1958 года
АНГЛИЯ - СССР - 5:0 (1:0) |
Голы: Хейнс, 44 (1:0). Хейнс, 60 (2:0). Хейнс, 82 (3:0). Б. Чарльтон, 86 - с пенальти (4:0). Лофтхаус, 90 (5:0).
СССР: Беляев, Кесарев, Кузнецов, Воинов, Масленкин, Царев, Метревели, Иванов, Симонян, Мамедов, Ильин.
Матч за третье место ЧМ-66 (№ 106)
28 июля 1966 года
ПОРТУГАЛИЯ - СССР - 2:1 (1:1) |
Голы: Эйсебио, 13 - с пенальти (1:0). Банишевский, 44 (1:1). Торрес, 88 (2:1).
СССР: Яшин, Пономарев, Корнеев, Хурцилава, Данилов, Воронин, Сичинава, Серебряников, Банишевский, Малофеев, Метревели.
Товарищеский матч (№ 115)
6 декабря 1967 года
АНГЛИЯ - СССР - 2:2 (1:2) |
Голы: Болл, 22 (1:0). Численко, 42 (1:1). Численко, 44 (1:2). Питере, 72 (2:2).
СССР: Пшеничников, Истомин, Шестернев, Хурцилава, Аничкин, Воронин, Численко, Сабо, Банишевский, Стрельцов, Малофеев.
Товарищеский матч (№ 238)
2 июня 1984 года
АНГЛИЯ - СССР - 0:2 (0:0) |
Голы: Гоцманов, 54 (0:1). Протасов, 89 (0:2).
СССР: Дасаев, Демьяненко, Сулаквелидзе, Чивадзе, Балтача, Алейников (Поздняков, 80), Литовченко, Оганесян, Зыгмантович (Гоцманов, 20), Родионов (Протасов, 87), Блохин.
Товарищеский матч (№ 297)
21 мая 1991 года
АНГЛИЯ - СССР - 3:1 (2:1) |
Голы: Татарчук, 11 (0:1). Смит, 17 (1:1). Платт, 45 - с пенальти (2:1). Платт, 90 (3:1).
СССР: Уваров, Чернышов, Цвейба, Галямин, Канчельскис, Д. Кузнецов, Кульков, Шалимов (Корнеев, 70), Михайличенко, Колыванов, Татарчук (Мостовой, 54).