СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
ЧМ-2002 |
А БЫЛИ ЛИ МЫ В ЯПОНИИ?
АНАЛИЗ. Каждый крупнейший международный турнир - шаг вперед, когда больший, когда меньший, в развитии футбола. И тема, которая еще долго занимает специалистов. Поэтому уже традицией стали встречи тренеров сборных, на которых вчерашние соперники в своем, кругу обсуждают перипетии минувшего турнира и делятся опытом - как положительным, так и отрицательным.
Конференция тренеров сборных по итогам чемпионата мира-2002 в Корее и Японии, состоявшаяся недавно в Варшаве, была уже пятой, организованной УЕФА. Россию в польской столице представлял директор спортивного департамента РФС Борис Игнатьев. Приглашали и наставника российской сборной Валерия Газзаева, но из-за занятости в клубе он приехать не смог. Игнатьев же по возвращении согласился рассказать об услышанном читателям "СЭ".
"КАРЛИКИ" ДОГОНЯЮТ "ВЕЛИКАНОВ"
- И сама конференция, и прошедшие в ее рамках семинары организованы были отлично, - говорит Игнатьев. - В конференц-зале отеля "Шератон" присутствовали главные тренеры всех клубов польской высшей лиги. Открывали встречу генеральный секретарь УЕФА Герхард Айгнер и президент Польского футбольного союза Михал Листкевич. ФИФА делегировала на конференцию руководителя комитета развития швейцарца Жана-Поля Бриггера, отвечающего за методическую сторону деятельности Международной федерации футбола. Он, кстати, предложил национальным федерациям и клубам обращаться в его комитет, имеющий богатый выбор видеокассет и других пособий по подготовке лучших команд мира к крупнейшим турнирам. Участники конференции минутой молчания почтили память великого тренера Валерия Лобановского.
- Обеспечить представительство, видимо, оказалось затруднительным: за время, прошедшее после чемпионата мира, многие сборные расстались с прежними наставниками.
- Директор технического комитета УЕФА шотландец Энди Роксбург даже привел точную цифру: тренеры сменились в восьми европейских сборных. Тем не менее приехали и некоторые "отставники", и их выступления, раскрывавшие причины неудач возглавляемых ими команд, оказались весьма интересны и поучительны. Всего же в конференции участвовали 11 тренеров из "корейско-японского состава".
- Но проанализированы были, вероятно, выступления всех сборных?
- Прежде всего Роксбург подчеркнул, что слабых команд на уровне чемпионата мира теперь практически не появляется. Бывшие "карлики" стремительно догоняют "великанов". К группе команд-сюрпризов были отнесены сборные Турции, Кореи, Сенегала, США и Японии, демонстрировавшие сбалансированную игру, поставленную, как в лучших клубах. Особо подчеркивалось отличное состояние корейской команды, да и всех, кто имел возможность длительной целенаправленной подготовки к чемпионату мира. Группу не оправдавших надежды составили Франция, Италия, Аргентина, Португалия и Швеция. Главной причиной их неудач Роксбург назвал утрату спортивного духа, моральную и физическую усталость, внутреннюю опустошенность игроков после напряженнейших игр национальных чемпионатов.
САМОЕ ГРОЗНОЕ ОРУЖИЕ - КОНТРАТАКА
- Указал ли чемпионат мира прогрессивные тактические методы построения командной игры?
- Было определено, что 60 процентов команд играли по схеме 4-4-2, а 40 процентов - с тремя защитниками. Почти все, за редким исключением, использовали, как ее назвали, "плоскую" оборону, то есть играли "в линию", что признается наиболее прогрессивным. В обороне обычно участвовало семь полевых игроков, которые обеспечивали компактность, оставляли соперникам минимум времени и пространства. Трое из них держались впереди и организовывали контратаки, которые стали основой стратегии лучших команд прошедшего первенства. После контратак на чемпионате мира было забито 25 процентов голов. Контратакующая игра с использованием большой группы футболистов сегодня разработана детально. Каждый участвующий в контратаке футболист заранее знает, как она будет развиваться, свое место и образ действий в ней. Скорость игры сильно возросла, и чтобы использовать минимум пространства и времени, необходимо иметь в составе двух-трех очень быстрых футболистов. Огромное значение приобретает и первая после отбора мяча акцентированная передача, начинающая атаку, и отрепетированный заранее коллективный маневр с участием конкретных игроков. В то же время очень важна роль солистов в атаке: 20 голов было забито в результате индивидуальных действий, дриблинга.
- Для воплощения этой тактики в жизнь, наверное, двух-трех обыкновенных "бегунков" недостаточно?
- Во-первых, понятие скорости должно включать в себя, помимо быстроты бега, взрывной стартовый рывок, скоростную выносливость. А во-вторых, резко возросло значение скорости передачи мяча. Игра в одно касание со стремительной передачей мяча, благодаря которой поддерживался и контролировался темп игры, принесли успех бразильцам, да и всем призерам чемпионата.
- Но это же принципы игры московского "Спартака", которую многие специалисты признают архаичной!
- Я бы назвал другой пример - "Барселоны", у которой мяч летает от игрока к игроку в ходе высокоскоростной атаки. Это очень сложно в исполнении, но еще большие сложности создает для соперников.
- Сейчас много говорят о важности психологических факторов в современном футболе.
- В этом плане на конференции был особо отмечен фактор первого гола, который на чемпионате мира на 61 процент становился гарантией победы, а в Лиге чемпионов - на 62. Возросла и психологическая нагрузка на тренеров. В футболе сейчас задействованы мощные финансы, и каждый тренерский шаг ведет к приобретению или потере не только очков, но и денег, сопряжен с прессом ответственности не только перед болельщиками, но и перед теми, кто эти деньги вкладывает.
НЕ НАДО БОЯТЬСЯ ПОРАЖЕНИЙ
- Самым большим сюрпризом на ЧМ-2002 стала, наверное, бронза турецкой сборной.
- Для всех, только не для самих турок. Как рассказал наставник сборной Шенол Гюнеш, турки шли к этому успеху с 1992 года, когда национальная федерация футбола стала независимой от государства и нашла спонсоров, вложивших деньги в юношеский футбол. Пристальное внимание было уделено юношеским и молодежной сборной, а также подготовке тренерских кадров и их стажировке в ведущих европейских клубах. На чемпионате мира сборную Турции сопровождала научная группа, которая участвовала в планировании подготовки команды, контролировала состояние игроков, собирала доскональную информацию о соперниках.
- О каких-то собственных приемах, которые принесли успех его команде, Гюнеш не поведал?
- Он рассказал, что стиль игры сборной вырабатывался совместно с игроками. Его основой было тренерское видение игры, но футболисты и тренеры собирались вместе, и каждый игрок высказывал собственное мнение: какой он видит свою игру, как ему удобнее взаимодействовать с партнерами. Все эти мнения суммировались - и выводилась общая игровая формула.
- Наверное, такой подход оказался полезен и с психологической точки зрения?
- Безусловно. Гюнеш вообще постарался перестроить психологию футболистов сборной. Главным недостатком игроков, по его словам, была боязнь проиграть, и именно из-за закомплексованности игроков многое не получалось. Поэтому с первых дней он выдвинул девиз: не надо бояться поражений! Да, что-то может не получаться, но все поправимо. И постепенно команда обрела уверенность, высокий бойцовский дух. Спарринг-партнерами в контрольных матчах турки старались выбирать команды, похожие на будущих соперников в чемпионате мира. К удачным психологическим приемам Гюнеша можно отнести пятидневный отдых с женами, устроенный в разгар подготовки. Накануне чемпионата мира сборная испытывала сильное давление со стороны прессы. Гюнеш воспринял его как неизбежную составляющую часть жизни сборной, встречался с редакторами газет, с руководителями телеканалов, стараясь находить с ними взаимопонимание.
- А как он охарактеризовал стиль игры сборной Турции?
- Быстрота ног, быстрота мысли плюс высокая игровая дисциплина. Готовились они 50 дней, в команде были повар, несколько физиотерапевтов, психолог. Кстати, на семинарах по ходу конференции обсуждался вопрос о сроках подготовки к чемпионату. Пришли к заключению, что оптимальный срок - четыре-пять недель. И что 48 часов перед товарищеским матчем и пяти дней перед официальным, а также освобождения игроков из клубов только на семь игр в год слишком мало для нормальной подготовки. Наиболее подходящие сроки - 72 часа, семь дней, десять игр.
ПРЕДАННОСТЬ ИДЕЕ - ОСНОВА УСПЕХА
- Бойцовскими качествами мало кто мог сравниться со сборной Ирландии, не проигравшей ни одного матча.
- Да, и ее тренер Мик Маккарти особо подчеркнул, что именно бойцовский дух позволил создать гармонию в игре. В команде не было ни одного футболиста, который не выкладывался бы на поле на сто процентов.
- Мало кто верил и в успех сборной Германии, а она добралась до финала.
- Интересным в связи с этим было выступление наставника сборной Руди Феллера и его помощника Михаэля Скиббе. Основные проблемы Феллера были в том, что в Германии в него мало кто верил, и в том, что многие игроки до последнего момента играли в еврокубках и были вынуждены готовиться по особому режиму. Вместе с футболистами тренеры разбирали мельчайшие подробности, влиявшие на выступления немецких команд в крупнейших, в том числе и клубных, турнирах, и выводы переносили на тренировочный процесс сборной. Феллер особо подчеркнул как свое достижение, что запасные игроки - может быть, впервые - воспринимали свое положение как должное, не высказывая недовольства. Тренеры и футболисты четко представляли себе стратегию соперников и на тренировках тщательно отрабатывали систему противодействия. Свою задачу Феллер видел и в том, чтобы изменить подход к игре немецких футболистов, которые, согласно сложившемуся мнению, обязаны своими достижениями исключительно железной дисциплине. Ему удалось развить у них вкус к творчеству в игре. Начали немцы играть с либеро в обороне, но затем перешли на "четыре в линию", а общей схемой выбрали 4-3-3.
- Феллер не высказывал сожаления по поводу того, что в финале из-за дисквалификации отсутствовал один из его ключевых игроков - Баллак?
- Об этом он не говорил. Но вопрос о том, нужно ли учитывать желтые карточки в финальном матче, возник. Прозвучала даже идея вообще отказаться от учета предупреждений, а дисквалифицировать игроков только за удаление. Но в итоге все пришли к выводу: лучше оставить все как есть. А для того чтобы в финале не было подобных потерь, есть воспитательный процесс как часть системы подготовки игроков.
- Интереснее всего, наверное, было бы выслушать наставника чемпионов мира.
- Вместо Луиза Фелипе Сколари выступал автор предыдущей победы бразильцев, на ЧМ-94, Карлос Алберто Паррейра, причем в видеозаписи, с большого телеэкрана. Как ни удивительно, несмотря на, казалось бы, образцовую техническую оснащенность бразильцев, упор он неожиданно сделал как раз на развитие техники игроков сборной, виртуозное владение которой и придает игрокам уверенность. Успех Бразилии Паррейра во многом объяснил тем, что Сколари создал на поле игровые группы, каждая из которых решала определенные тактические задачи. Бразилец также подчеркнул, что все игроки сборной независимо от уровня популярности единодушно были преданы идее выиграть чемпионат. Готовилась команда под сильным давлением прессы, но бразильцы пошли по иному пути, чем турки: старались ограничить общение с журналистами и вообще не читать газет.
СОВМЕЩЕНИЕ НЕВОЗМОЖНО
- А что говорили неудачники чемпионата?
- Сборная Италии, по мнению ее тренера Джованни Трапаттони, потерпела неудачу потому, что ее ведущие игроки не восстановились после национального чемпионата. Не помогли ни тщательное изучение климатических условий Кореи и Японии, ни рекомендации, представленные научным комитетом национальной федерации. Неожиданно Трапаттони признал невысоким технический уровень своей команды, особенно игроков атаки. Среди заданных ему вопросов был и такой: в чем разница тренерской работы в клубе и сборной? "Клуб через победы и поражения формирует единую идеологию игроков, - ответил Трапаттони. - Работа идет каждодневно. В сборную же приходят футболисты с различной философией. Нескольких дней, проведенных вместе, мало".
- Вопрос о совмещении должностей тренера клуба и сборной не возникал?
- Мнение Трапаттони было однозначным: это две разные работы, как же можно их совмещать? Румын Ангел Иорданеску тоже удивился вопросу: "За ворохом дел в клубе я даже не могу представить себе, когда и как можно переключаться на сборную. Да и кто мне это позволит?"
О РОЛИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ
- Французский тренер Роже Лемерр после чемпионата мира сам подал в отставку.
- Лемерр признал: поскольку сборная Франции выигрывала все, что можно, он и не пытался изменить формулу ее игры. Даже отсутствие Зидана, по его словам, можно было компенсировать. Но игроков настигла усталость - как ментальная, так и психологическая, - не было прежнего энтузиазма. Ключи к сборной Сенегала в матче открытия не удалось подобрать потому, что все сенегальские игроки участвуют в чемпионате Франции и тщательно изучили манеру будущего соперника. К тому же, по мнению Лемерра, играть против прежде слаборазвитых футбольных стран сложно еще и потому, что они многому научились, в то время как "великие" по инерции смотрят на них свысока.
- Какие еще полезные для нас мысли прозвучали в выступлениях участников конференции?
- Поляк Ежи Энгель говорил о том, как счастливы были в Польше уже тем, что сборная едет на чемпионат мира после 16-летнего перерыва. Но при этом именитые легионеры прибыли в сборную уставшими, и в результате не они определяли игру команды, а представители клубов, выступающих в национальном первенстве. Датчанин Мортен Ольсен заметил, что важно не искать для себя какую-то модель в кулуарах той же тренерской конференции, а находить свою игру, руководствуясь в первую очередь национальными традициями. "В датский футбол было привнесено много всего, но я решил идти собственным путем, и это получается, - сказал он. - Поменялся менталитет игроков. Даже получая высокие гонорары за рубежом, они с удовольствием приезжают в сборную и отдают ей все силы".
- Свен-Еран Эрикссон не разочаровался в сборной Англии?
- Он прежде всего отметил уникальный опыт чемпионатов мира, не сравнимый даже с участием в Лиге чемпионов. А про свою команду сказал: "Если бы матч длился 45 минут, мы стали бы чемпионами мира. На второй тайм команды не хватало физически. Времени на подготовку - с 15 июня - оказалось явно недостаточно. И еще: установка на победу у футболистов Бразилии или Германии была гораздо выше, чем у родоначальников футбола".
- Швед Эрикссон готовил англичан, а шведскую сборную на чемпионат мира привезли сразу два тренера.
- Один из них, Ларc Лагербак, выступал на конференции и заявил, что в работе с Томми Седербергом не было никаких проблем. Они друзья, один силен в чем-то одном, другой - в другом, общий язык находили без труда, а главное - футболисты их понимали. "Сборную Швеции тренировать легко, потому что игроки любят свою страну и любят играть за сборную. Вот только игроков хороших мало", - признал Лагербак.
- Брюно Метсю не выступал?
- Нет, зато интересным было выступление Винфрида Шефера, руководившего сборной Камеруна. Он рассказал, что африканские футболисты очень уважительны и дисциплинированы. Если они верят в тренера, то выполняют его указания "от и до". Главная проблема африканских сборных - организационная. Но Шефер видит большие перспективы развития африканского футбола. Его представители быстры, физически сильны, смелы и очень умелы.
- Филипп Труссье поделился секретами успеха сборной Японии?
- По мнению Труссье, в основе успеха японцев - высокое понятие чести и соблюдение иерархии. Даже если тренер не прав, его указания они выполняют беспрекословно.
СУДИТЬ ДОЛЖНЫ ЛУЧШИЕ
- Много нареканий вызвало судейство мирового первенства.
- Общее мнение таково: судить должны лучшие арбитры, без учета географии, политики и других нефутбольных факторов. Судьи из стран со слаборазвитым футболом должны стажироваться в развитых странах, даже проходить тренерские курсы, и только зарекомендовав себя с лучшей стороны, попадать в список для обслуживания игр чемпионата мира. И вообще судьям проходить тренерские курсы полезно. Был отвергнут бригадный метод судейства арбитрами одной страны: судить должны только сильнейшие.
Известный итальянский арбитр Пьерлуиджи Коллина рассказал, что судьи к матчам чемпионата готовились под руководством бельгийского тренера по физподготовке. За 41 день пребывания на чемпионате Коллина судил только три матча. Режим был такой: утром - тренировка, вечером - посещение игры, телепросмотр или методическая работа. Трудно было, по признанию Коллины, между играми поддерживать необходимый уровень концентрации, чтобы не опуститься до состояния туриста. Приходилось и при просмотре "чужих" матчей мысленно воображать себя их арбитром, следить за соблюдением правил. При подходе к судейству, по мнению итальянца, надо анализировать все, в том числе и околофутбольные мотивы, вплоть до политических, как, например, перед игрой Англия - Аргентина. Просмотрев видеоматериалы перед матчем Япония - Турция, Коллина сделал вывод, что и те, и другие в середине поля проявляют максимальную жесткость, и учел этот факт. Рассказал он и о том, как участвовал в проведенном в Италии эксперименте, в ходе которого один матч обслуживали два арбитра - каждый на своей половине поля. По мнению Коллины, судившего эту игру в паре с нигерийским арбитром, от такого судейства - одна путаница.
- Анализировался ли опыт проведения чемпионата мира в двух странах?
- Жан-Поль Бриггер заявил, что координировать ход чемпионата в двух странах было очень тяжело. В том числе и осуществлять допингконтроль. Тем не менее ни одна из 156 проб положительного результата не дала.
- Россия в ходе конференции хоть как-то упоминалась?
- Дважды. Одно упоминание - косвенное, но приятное. Лучшему вратарю чемпионата мира немцу Оливеру Кану был вручен приз ФИФА, носящий имя Льва Яшина. Во второй раз походя коснулся сборной России один из отцов тотального футбола Ринус Михелс, отметив слабое физическое состояние нашей команды. А вообще, прослушав все, что говорилось на конференции, можно было, увы, прийти к заключению, что сборной России в Японии не было...
Павел АЛЕШИН