Газета Спорт-Экспресс № 234 (3026) от 14 октября 2002 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 14 октября 2002 | Футбол - Сборная России

ФУТБОЛ

ЧЕ-2004. Отборочный турнир. Группа 10. ГРУЗИЯ - РОССИЯ

МАТЧ ВО МРАКЕ

На 40-й минуте матча Грузия - Россия тбилисский стадион "Локомотив" погрузился во тьму: погасли прожекторы на всех электромачтах. Примерно через 6 минут свет зажегся, но ненадолго. Арбитр отправил команды в раздевалки, и после 45-минутного ожидания было решено переиграть матч в другой день.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

Странные обстоятельства, помешавшие нормально провести матч сборных Грузии и России, вынуждают признать: что бы ни говорили о деполитизированности футбольного противостояния наших стран, полностью отрицать политическую подоплеку случившегося все же нельзя.

Ни в коем случае не хочу сказать, что между грузинским и русским народами в минувшую субботу пробежала черная кошка. Тбилисцы по-прежнему радушны и гостеприимны, в своем подавляющем большинстве желают россиянам только добра и поругивают власти за амбициозность и недальновидность. Уверен: ни у кого из тех, кто пришел в субботний вечер на стадион, и в мыслях не было, что проблемы со светом не дадут доиграть столь долгожданную встречу. В то же время многие из тех, с которыми довелось пообщаться, отвечая на вопрос, не могло ли случившееся быть провокацией, говорили: "К сожалению, могло. У нас тут все не так просто..."

Что же на самом деле случилось на тбилисском "Локомотиве"? Попробуем воссоздать события, воспользовавшись свидетельствами очевидца - корреспондента "СЭ" Мамуки Кварацхелия: он, отмечу, оказался в самой гуще событий не только в роли журналиста, но и в качестве пресс-атташе сборной Грузии, а также офицера по безопасности грузинской федерации футбола.

Так вот, по словам Кварацхелия, первым, кому пришлось отвечать на вопросы ничего не понимающих людей в подтрибунном помещении после того, как свет пропал во второй раз, был наблюдатель за работой судейской бригады североирландец Малколм Моффэтт. Ни делегата УЕФА Рудольфа Бати из Чехии, ни президента РФС Вячеслава Колоскова, ни его грузинского коллеги Мераба Жордания в тот момент возле раздевалок не было - все они находились в VIP-ложе, в непосредственной близости от президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе. Вот только сказать Моффэтту, сами понимаете, было нечего - он, как и все, не знал ни причин, по которым внезапно наступила темнота, ни схемы конкретных действий работников стадиона в возникшей форс-мажорной ситуации.

Разводили руками и второй тренер грузинской команды Муртаз Хурцилава, и большинство игроков, расположившихся в полутемных раздевалках, освещаемых лишь тусклыми лампочками аварийного освещения. Разве что Шота Арвеладзе, которого заменили из-за травмы, то ли в шутку, то ли всерьез понадеялся на перенос матча. Вторая игра давала ему шанс сделать то, чего не удалось в первой, - забить гол.

Вскоре к раздевалкам подошел Колосков, которому для этого пришлось пересечь абсолютно темный стадион, а затем и Батя. Всем была нужна хоть какая-нибудь информация о причинах поломки и приблизительных сроках ее устранения. Но она отсутствовала: директор стадиона сразу же убежал на место аварии, и дозвониться до него не было никакой возможности: в целях безопасности грузинского президента все сотовые операторы Тбилиси на какое-то время отключили мобильную связь.

Надо заметить, что охрана Шеварднадзе вообще сработала безукоризненно - в отличие от других служб. Говорят, число президентских секьюрити достигает тысячи человек, и большинство из них в субботу были на стадионе - если не в непосредственной близости от патрона, то на трибунах, смешавшись с обычными болельщиками. Приплюсуйте к ним примерно три тысячи полицейских и других сотрудников правопорядка, обслуживавших матч, и вам станет ясно: Шеварднадзе и его гостям, российским политикам, вряд ли что-либо угрожало.

Тем не менее ситуация складывалась не очень благоприятно: высокие должностные лица сидели на трибуне в полной темноте, народ начинал разогревать себя сжиганием газет, а данных о серьезности поломки все не было. Наконец кто-то из руководства стадиона озвучил предварительную информацию: сгорел трансформатор, питающий систему освещения, а затем и резервный генератор, который должен был обеспечить автономное питание осветительных мачт (позже грузинские журналисты рассказали о версии, согласно которой генераторный двигатель не был заправлен маслом - потому и проработал всего шесть минут). А через несколько минут под трибунами стал ощущаться явственный запах гари.

Царившие на стадионе суета и растерянность помешали организаторам матча реализовать довольно здравую идею. Примерно в километре от "Локомотива" находится одна из войсковых частей грузинских вооруженных сил. С учетом присутствия на игре Шеварднадзе военные могли бы предоставить осветительные прожекторы и переносные дизель-генераторы хотя бы для того, чтобы вывести зрителей с трибун. Однако никаких усилий в этом направлении предпринято не было.

Более того, когда в 21.30 Колосков и Батя приняли решение не продолжать матч, о чем сообщили президентской охране, зрителям ничего объявлять не стали. Это было сделано для того, чтобы вывезти со стадиона президента и его окружение не через толпу, а через относительно безлюдные выходы.

Вскоре после этого стадион покинули и автобусы с грузинской и российской командами. Но им пришлось прокладывать себе дорогу уже через многотысячный людской поток. Здесь и произошло нападение группы хулиганов на автобусы с игроками сборной России (запечатлевшие этот момент кадры в тот же вечер были показаны по российскому и местному телевидению).

Естественно, столь серьезный прокол со стороны организаторов матча не мог и не должен был остаться без последствий. Вчера в середине дня грузинские власти приняли решение о создании правительственной комиссии, которой предстоит подготовить информацию для официального "разбора полетов" (из-за этого мне так и не удалось посмотреть на злосчастный трансформатор - когда я вчера же во второй половине дня приехал на "Локомотив", там находился министр энергетики Грузии, которому поручено лично возглавить комиссию).

Расследование не будет только техническим. Вчера министр внутренних дел Грузии Коба Нарчемашвили сообщил, что с целью выяснения виновных в случившемся возбуждено уголовное дело по статье "саботаж".

Остается неясным вопрос и с компенсацией затрат сборной России. Вчера в Тбилиси называлась сумма порядка 200 тысяч долларов. Но это - без учета штрафа со стороны УЕФА и компенсаций российским болельщикам, каждый из которых потратил на визит в Грузию не менее полутысячи долларов. Если придется платить и им, то вряд ли грузинскому департаменту железных дорог, которому принадлежит стадион, удастся изыскать столь большие суммы без помощи правительства и президента страны.

Тбилиси