ФУТБОЛ |
ЧЕ-2004. Отборочный турнир |
Группа 10 |
ГРУЗИЯ - РОССИЯ |
Виктoр ГУСЕВ БЕЗ МИКРОФОНА |
СТО ДВА С ПОЛОВИНОЙ
Вечерний Тбилиси сверкал огнями бензоколонок и ресторанов. Казалось, что мест для заправки (в первом случае - автомобилей, а во втором - людей) здесь на душу населения определенно больше, чем в любом другом городе, где пришлось побывать. И это при средней зарплате на ту же душу, равной, как говорят, 15 долларам. Парадокс...
"Это - нэ парадокс! Со свэтом - вот парадокс, - сокрушался грузинский коллега, устроивший мне после игры индивидуальную автоэкскурсию по своей столице. - Сам видишь - нигде никаких проблем с электричеством, и только на стадионе... Но разве теперь кому-то что-то докажешь. Будут склонять Тбилиси, как дремучую провинцию, которая и футбольный матч провести не может!"
Если к эмоциональным оценкам произошедшего на стадионе "Локомотив" применима такая штука, как рейтинг, то первое место по частоте услышанного в субботний вечер и воскресное утро от местного населения займет сакраментальное "Сталина на них нет!". Адресовано это прежде всего работникам стадиона, но не только им. На втором месте будет "накаркали", а на третьем - "сглазили".
Со Сталиным, полагаю, все ясно. Что касается "накаркали", оно, видимо, относит нас к предшествовавшим матчу бесконечным разговорам о его возможном переносе на нейтральное поле. А "сглазили" - это по поводу выбора для игры не вечного тбилисского стадиона "Динамо", а новой - "счастливой" - для сборной арены. Действительно, грузины удачно провели здесь несколько международных встреч. Правда, при дневном свете.
В субботней игре, какой она виделась мне из окна, кстати, очень удобной комментаторской кабины, все остальное с самого начала было не так. Включая, увы, и само качество футбола, причем и с той, и с другой стороны. Не вдаваясь в детали, скажу, что в этом смысле, на мой взгляд, переигровка не такой уж и плохой вариант. Согласитесь, есть что переиграть (хотя, вполне возможно, во втором тайме наша сборная прибавила бы). И страшно обидно за Андрея Соломатина, получившего очередную травму. Реальную травму в матче, который в итоге стал мифом.
Так вот, прежде, чем куда-то делся свет, на стадионе "пропал" звук. "Витя, если там техническая накладка, рассказывай что-нибудь, пока не включат гимн", - кричала мне в наушники редактор трансляции из Останкина. Я же с патриотическим упорством продолжал молчать, ведь Москва просто-напросто не слышала, что на самом деле гимн России уже исполняется, но его заглушает совершенно беспардонный рев стадиона. Скажу честно, стало грустно. Как бывает грустно, когда на нашем "Локомотиве" или на нашем "Динамо" часть болельщиков встает только под родную мелодию, игнорируя гимн другой страны.
К сожалению, не успел поговорить обо всем этом с Котэ Махарадзе, который пригласил меня после матча в свой дом-сад в центре города. Едва поздоровавшись с уважаемым хозяином и его милейшей женой Софико Чиаурели, я по звонку из Москвы помчался в тбилисскую студию на прямое включение в экстренном выпуске новостей российского Первого канала.
"Какой позор! Не обеспечили свет! За такую халатность засчитал бы Грузии поражение!" - это единственное, что я услышал от мэтра. Правда, позже в телефонном интервью для телевидения Котэ Иванович явно сменил гнев на милость и больше говорил о дружбе и давних традициях.
И в аэропорту вчера рано утром тбилисцы улыбались: "Не было счастья, да несчастье помогло. Теперь прилетите еще раз". Но с переигровкой, думается, не все так ясно, как хотелось бы нашим гостеприимным хозяевам. Даже не буду останавливаться на печальном эпизоде с автобусом, поскольку сам не видел, а отснятые кассеты еще посмотреть не успел. Возьму лишь финансовую сторону, которая ляжет чрезмерно тяжелым бременем на грузинскую сторону. Начиная, скажем, с оплаты Алексею Смертину нового перелета по маршруту Бордо - Москва - Тбилиси, что еще только цветочки.
...Погруженная во тьму комментаторская кабина и мерцание сотен факелов в черной воронке стадиона. Блокированный грузинскими спецслужбами мобильный телефон. Судорожные попытки, обжигая пальцы огнем зажигалки, набрать на циферблате местного аппарата номер московской студии. Погасший раз и навсегда уже после первого срыва освещения телевизионный монитор. Да, это был самый странный матч в моей комментаторской карьере. Самый странный для нашей сборной.
И сто третий для Виктора Онопко. Вернее, сто второй с половиной.
Тбилиси - Москва