Газета Спорт-Экспресс № 238 (3030) от 18 октября 2002 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 18 октября 2002 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

ЧЕ-2004. Отборочный турнир. Группа 10

РОССИЯ - АЛБАНИЯ - 4:1

ДАВАЙТЕ БЕЗ ФАМИЛЬЯРНОСТЕЙ

Окончание. Начало - стр. 1

РЕКОРД МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Вернемся, однако, к крепкому рукопожатию - иначе говоря, к тому, что сборной и Газзаевым уже достигнуто. И тут для убедительности не обойтись без цифр. Восемь голов в двух стартовых матчах отборочного цикла - это, к сведению уважаемых болельщиков, повторение абсолютного рекорда сборных СССР/России, установленного в квалификации к ЧЕ-68 (тогда были дома же повержены Австрия - 4:3 и Греция - 4:0).

Статистика свидетельствует и о том, что связывать "римейк" рекорда со слабостью албанцев не просто некорректно, а категорически неверно. С 23 сентября 1993 года по минувшую среду (то есть в течение более чем девяти лет) Албания провела почти полcта официальных матчей четырех с лишним отборочных турниров - и, представьте, пропустила четыре мяча лишь в одном из них! Да и то октябрьская встреча 1997 года в Германии с действующим чемпионом Европы закончилась поражением албанцев со счетом 3:4. Так что ни о какой девальвации достижения сборной Газзаева не может быть и речи - тем более что, начиная с квалификации к ЧМ-86, наши сборные в двух дебютных матчах забивали максимум пять голов.

Еще один вопрос исторического порядка: гарантируют ли нам две стартовые победы благополучный финиш? В восьми случаях из девяти так и происходило - единственным исключением, лишь подтверждающим правило, стал отборочный цикл ЧЕ-84. Но не стоит забывать, что до некоторых пор из группы напрямую выходили по две команды. Введенные же в 90-х стыковые встречи, по любопытному и, возможно, характерному совпадению, не являются сильной стороной восточноевропейских сборных. Можно вспомнить и наш собственный печальный опыт Неаполя-97, и три неудачных "стыка" кряду сборной Украины, и прошлогоднее поражение чехов от бельгийцев. Восточной Европе почему-то сподручнее выходить на мировую или европейскую авансцену гладким бегом, без дополнительных барьеров.

В любом случае все нынешние достижения и рекорды - сугубо местного, а точнее, временного значения. Стоит потерпеть одно выездное поражение, скажем, от сверхсерьезно настроенной Швейцарии - и о восьми голах в первых двух матчах никто и не вспомнит. Как не вспомнили в конце 83-го (как раз того самого цикла-исключения) о том, что в мае того же года командой Валерия Лобановского была, казалось, истреблена грозная Португалия - 5:0. Но потом одна лишняя ничья по ходу европейского марафона - и скромные 0:1 в Лиссабоне за счет пенальти, назначенного за нарушение вне пределов штрафной, оставили сборную СССР за бортом ЧЕ-84. А главному тренеру и всему его штабу чиновники Спорткомитета официально выдали "волчий билет" на работу со сборными страны (правда, два года спустя так же стремительно о нем и забыли). Обо всем этом не стоит забывать.

ГЕРОИ НОВЫЕ И СТАРЫЕ

За несколько дней до матча в Тбилиси в резиденции российской сборной в Бору у автора этих строк состоялся занимательный короткий диалог с Сергеем Семаком. Зная, что капитану ЦСКА, человеку напрочь лишенному зазнайства и рисовки, можно задавать вопросы любой степени остроты, я поинтересовался:

- Не обидно, что многие считают вас хорошим клубным игроком, не способным заиграть на уровне сборной? И не ставите ли вы сейчас цель разрушить этот стереотип?

- Считаю такое "клеймо" несправедливым, - ответил Семак. - Думаю, что любой футболист, хорошо и стабильно играющий в клубе, способен уютно почувствовать себя и в сборной. Все, что ему для этого нужно, - тренерское доверие. Действительно, раньше у меня в сборной игра не шла, но, вспомните, от звонка до звонка я провел за нее считанные матчи. Теперь же чувствую, что мне доверяют, что не посадят на лавку за одну-две ошибки. И играю с другим настроением.

Эти слова Семака я вспомнил в тот момент, когда цеэсковский "полунападающий" забил четвертый мяч в игре с Албанией. Сомневаюсь, что в прежней сборной, в окружении прежних лидеров он решился бы на дриблинг и удар с 20 метров - теперь же у него не было на этот счет ни малейших сомнений. И если в трех с лишним десятках официальных матчей за сборную у него значился один гол, то в среду Семак этот показатель утроил.

Вряд ли даже среди недоброжелателей армейцев есть болельщики, не уважающие Семака, - редчайшего по нынешним временам примера преданности клубу. Семак стал таким же олицетворением ЦСКА, каким был для поклонников "Спартака" до вынужденного расставания с ним Андрей Тихонов (да и остается по сей день, судя по стадионному плакату "Тихонов навсегда" и шквалу поздравлений с недавним днем рождения на спартаковской страничке в Интернете). В Волгограде для Семака наступил момент преодоления былых комплексов - и рады этому в России, думаю, все.

Точно так же, как рады голу Виктора Онопко. Защитнику, достигшему возраста Христа, пришлось завоевывать тренерское доверие заново. Можно представить, как трудно было поначалу и Онопко, и Газзаеву. Первому - после многих лет работы со специалистом, который доверял ему безгранично, перестроиться на нового тренера и новый футбол. Второму - преодолеть в себе навязанные общественным мнением (в том числе и нами, журналистами, - кто не ошибается?) стереотипы об игроке, с которым ему никогда прежде не доводилось работать.

Если бы таких стереотипов не было, Газзаев не заменил бы Онопко на второй минуте товарищеского матча со шведами. То была замена прощания, а не чествования - тем более что и на исполкоме РФС, представляя программу работы со сборной, главный тренер предложил провести именно торжественные проводы недавнего капитана.

Честь и хвала обоим, что вовремя поняли: прощаться рано. Старинную поговорку-жалобу "Если бы молодость знала, если бы старость могла" ветеран Онопко и молодые Игнашевич с Нижегородовым помогают друг другу опровергнуть. "Молодость знает" за счет опыта Онопко, "старость может" за счет энергии и скорости его наследников. А незабываемая сцена во втором тайме матча с Ирландией, когда капитанская повязка по какой-то невероятной цепочке вернулась к Онопко, у сентиментальных болельщиков и вовсе могла выбить слезу. Она, эта сцена, доказала: если человек бесконечно предан своему делу и не жалуется на судьбу, то ему все по плечу.

Игорь РАБИНЕР