Газета Спорт-Экспресс № 245 (3037) от 26 октября 2002 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 26 октября 2002 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

"ЗЕНИТ": ПРОВАЛЕННЫЙ СЕЗОН

Окончание. Начало - стр. 1

Александр КУЗЬМИН

из Санкт-Петербурга

ТРЕНЕРСКАЯ ЧЕХАРДА

Завершающий этап межсезонья не развеял беспокойства поклонников команды. Февральский сбор "Зенита" на Кипре прошел в целом благополучно (если не считать досрочного отъезда домой из-за недомогания нападающего Кержакова и поражения от венгерского МТК), а вот итоги следующего - в Венгрии - повергли всех в шок: три проигрыша и единственная ничья в спаррингах с далеко не самыми сильными соперниками! Занервничал, чувствуя неладное, и Морозов, попытавшийся наигрывать было либеро Овсепяна на позиции опорного полузащитника.

Оптимизма добавило неожиданное появление в "Зените" вроде бы забивного Ранджеловича. Однако стартовый матч чемпионата против бывшего своего клуба - "Анжи" - югослав провалил, да и его партнеры ничем в Махачкале не блеснули. В результате - 0:2, и после этого поражения, как на днях признался Мутко, ему "многое стало ясно".

"Зенит" лихорадило весь март. В середине месяца экспрессивный Морозов едва не подал в отставку, но тренера уговорили продолжить работу. Однако после упущенного преимущества в два мяча в домашней игре с "Торпедо" и поражения в Самаре 67-летний тренер оказался на больничной койке из-за проблем с сердечно-сосудистой системой. Морозова заменил его ассистент Михаил Бирюков, который постоянно консультировался с ним по вопросам тренировочного процесса. После чего питерский клуб пошел в гору, сведя вничью матч с "Локомотивом" и одержав четыре победы подряд в чемпионате и Кубке России.

Впереди был финальный матч с ЦСКА, но внезапное появление в Москве не завершившего курс лечения и находящегося далеко не в лучшей физической форме Морозова, который взялся лично руководить игрой, наверняка лишило футболистов психологического равновесия. Во всяком случае, "Зенит" проиграл финал в Лужниках безропотно.

Именно тогда Мутко, по-видимому, окончательно понял, что тренер у команды может быть только один. Однако Морозов оказался переведен на куда менее хлопотливую должность советника президента клуба только в начале июля, после полуторамесячной паузы в чемпионате, июньского сбора в Финляндии и победы над "Аланией" в домашней игре. В итоге вторично вышедший из морозовской тени Бирюков принял команду явно не в лучший момент - за пять дней до игры со "Спартаком".

К тому же лишенному должного опыта тренеру явно мешала давящая на психику приставка "и.о." (избавиться от нее за 52 дня самостоятельной работы Бирюкову так и не удалось). А Морозов, более двадцати лет назад пригласивший молодого вратаря Бирюкова в "Зенит", по-прежнему находился рядом, не оставляя сомнений в том, кто именно руководит. Самостоятельно Бирюков никогда бы не рискнул поставить в саратовском матче с "Соколом" 18-летнего голкипера Иванова, который к тому же отстоял накануне за дублирующий состав. Зенитовский штаб с этим решением не угадал, питерцы добились в игре с аутсайдером лишь ничьей, и Бирюков был отправлен в отставку.

"Исторически почему-то так складывается, что у "Зенита" после удачного сезона следует провальный. Исхожу в этом суждении и из своего чемпионского опыта. Подспудно игроки, вероятно, посчитали, что уже многого достигли и остановились в профессиональном росте. Порядка и организации нам тоже не хватило. И ошиблись мы в селекционном вопросе. Слияния коллектива с первыми "настоящими" иностранными легионерами не произошло", - так оценил завершающийся сезон Бирюков.

Третий по счету наставник "Зенита" в текущем сезоне - Борис Рапопорт - был в отличие от Бирюкова сразу назначен именно главным тренером, но, по сути, также стал своеобразным заложником неблагоприятной психологической ситуации в команде. Подсознательно футболисты, судя по всему, продолжали видеть в новом главном прежде всего спортивного директора клуба, невольно воспринимая его как очередного временщика. К тому же многочисленные травмы игроков ограничили Рапопорта в выборе тактических вариантов. Эта же проблема, кстати, существенно мешала и Бирюкову.

После потери двух очков в Саратове "Зенит" окончательно потерял шансы на высокое место в таблице. Оставалась надежда на удачное выступление на международной арене. В глазах не избалованных зрелищем еврокубковых баталий питерских любителей футбола оно вполне могло стать своеобразной индульгенцией за грехи в чемпионате России. Могло, но не стало.

ШВЕЙЦАРСКИЙ ОБМАН

Победа в ответном матче 1/64 Кубка УЕФА над "Грассхоппером" на "Петровском" в принципе дала всем петербуржцам законный повод для локальной гордости. Все-таки единственную (пока) победу в еврокубках для всей России принес именно "Зенит". Но в следующий раунд, как ни крути, вышел все же швейцарский представитель - типичный середняк в европейской клубной иерархии.

Именно поэтому президент "Зенита" после финального свистка первой встречи в Цюрихе, в которой хозяева полностью переиграли гостей, выглядел непривычно растерянным и ошеломленным. В тот момент Мутко, возможно, вспомнил собственное зимнее интервью: "Сможем удержаться на завоеванных позициях - значит, у команды есть характер. Нет - значит, мы слабы".

О том же самом думали на трибуне цюрихского стадиона три сотни болельщиков, отчаянно поддерживавших своих любимцев весь матч. Во всяком случае, на обратном пути в Питер бодрые реплики типа "Порвем "кузнечиков"!" в чартере с поклонниками клуба уже не звучали...

Недоумение от результата было вдвойне тягостным еще и потому, что "Грассхоппер" с необычной легкостью обманул соперника. После просмотра матча "кузнечиков" в национальном чемпионате тренерский штаб "Зенита" пребывал в полной уверенности, что швейцарцы наиболее опасны в центре поля, и постарался максимально укрепить этот участок. А хитрец Марсель Коллер (наставник "Грассхоппера") взял да и сместил игровой акцент на фланги, и "Зенит" оказался бит собственным же оружием.

Очень хотел бы ошибиться в своем предположении, но похоже, что "Зенит" оказался не слишком информирован и о манере игры своего следующего кубкового соперника (имеется в виду уже Кубок России). Против "Лады" в Тольятти питерцам вроде бы пришлось играть "втемную" (никто из тренеров "Зенита" так и не изучил команду Александра Гармашова), а защитник Константин Лепехин честно признался, что перед матчем знал лишь фамилию своего будущего "подопечного" форварда.

В результате уже в дебюте вазовцы умело реализовали домашнюю заготовку. А огромное количество растранжиренных зенитовцами во главе с Александром Кержаковым голевых моментов стало по-своему напоминанием о высоком потенциале питерского клуба, который в текущем сезоне вследствие перечисленных выше причин так и остался нереализованным.

БЮДЖЕТ - В ДЕКАБРЕ, НОВЫЙ ТРЕНЕР - НА МЕСЯЦ РАНЬШЕ

"Матч в Тольятти высветил истинный уровень мастерства некоторых наших футболистов. В этом смысле они дали руководству клуба хороший повод для того, чтобы попрощаться с ними", - такими словами в телепрограмме "Трудная осень "Зенита" оценил провал в Кубке России ("Зенит" стал единственным клубом премьер-лиги, вылетевшим в 1/8 финала) Мутко.

По его мнению, состав "Зенита" необходимо укреплять, и весьма солидно. "Во-первых, нам необходим сильный защитник, умеющий квалифицированно начать атаку. Во-вторых, нужен опытный игрок в середину поля. В Тольятти я лично увидел, что нам необходим и правый полузащитник. Мы не можем больше ждать, чтобы тот или иной игрок годами раскрывал свои способности! Не можем больше позволить себе такой роскоши. И нужен еще как минимум один форвард - в помощь Кержакову. Когда мы не можем позволить себе выйти на игру с "Ладой" с двумя чистыми нападающими - это нонсенс!" - эмоционально восклицал Мутко.

В межсезонье президент "Зенита" намеревается потратить на приобретение новых футболистов 5 миллионов долларов. Разумеется, в том случае, если эту инициативу Мутко поддержат ключевые акционеры клуба. Сейчас в ЗАО "Футбольный клуб "Зенит" происходит своеобразное перераспределение капитала, и на авансцену выходит Банкирский дом "Санкт-Петербург", которому уже в декабре, после завершения эмиссии, видимо, будет принадлежать контрольный пакет акций питерского клуба (хотя и "Газпром" сохраняет в "Зените" прежние позиции).

Причем вышеупомянутая цифра в 5 миллионов, равно как и затраты на детскую футбольную школу и реконструкцию базы в Удельной, не должна, согласно представлению Мутко, затрагивать текущий бюджет клуба. А для стабильной работы "Зениту" необходим годовой бюджет в размере 11 миллионов долларов. Утверждать его будут в конце года.

А вот имя нового главного тренера "Зенита" должно быть названо раньше. Первыми его узнают футболисты, и произойдет это, по словам Мутко, накануне последнего тура чемпионата России-2002. На этот раз "отцы" "Зенита" обязаны угадать с выбором - количество ошибок в завершающемся сезоне лишает их права на новые.