СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
ТЕРРОРИЗМ |
ГЕРМАНИЯ |
ИНОГДА ПРИ ВХОДЕ ПРИХОДИТЬСЯ РАЗУВАТЬСЯ
О страшных событиях Олимпиады в Мюнхене, когда палестинские террористы взяли в заложники израильских спортсменов, а потом их расстреляли, и сегодня в Германии говорят часто.
Тренер "Баварии" Оттмар Хитцфельд, выступавший на Играх-72 в составе олимпийской сборной ФРГ, вспоминает: "После случившегося настроение было ужасным. Показать все, на что способны, мы на поле уже не могли". 29 лет спустя, после трагедии 11 сентября в Нью-Йорке, Хитцфельд, принимая участие в дискуссии по поводу того, проводить ли 15 сентября очередной тур бундеслиги, говорил уже как политик: "Мы не должны позволить террору нас подавить. Терроризм хочет привнести в мир хаос. Этому не бывать".
В том же духе высказался и босс "Байера" Райнер Кальмунд, который, как и Хитцфельд, настаивал на проведении матчей: "Мы должны показать преступникам, что они не смогут поставить цивилизацию с ног на голову". Еще более категоричен был менеджер "Баварии" Ули Хенесс: "Или продолжим играть, или придется вообще заканчивать с футболом".
Впрочем, далеко не все были настроены столь мужественно. Чемпион мира и Европы атакующий хавбек "Шальке" Андреас Меллер заявил, что "теперь вернуться к обычному распорядку будет трудно". За перенос тура выступили менеджер клуба Руди Ассауэр и вратарь Рек, который признался, что "футболистам необходима пауза в несколько дней". Тренер дортмундской "Боруссии" Маттиас Заммер предсказал, что "террористический акт наверняка каким-то образом повлияет на игры".
15 сентября 2001 года тур бундеслиги все-таки состоялся. Однако без инцидента не обошлось. Утром в мюнхенскую полицию позвонил неизвестный и сообщил, что на "Олимпиаштадионе", где "Бавария" должна была принимать "Фрайбург", заложена бомба. Тут же на стадион были отправлены саперы. Они перетряхнули трибуны, но, к счастью, тревога оказалась ложной. Однако болельщикам разрешили заходить на территорию "Олимпиаштадиона" лишь за час до начала матча.
Вообще почему-то именно в Мюнхене чаще всего возникают неприятные инциденты. В апреле нынешнего года, когда я приезжал туда на матч Лиги чемпионов "Бавария" "Реал", первые страницы городских газет кричали о подозрительном белом порошке, который находят то в метро, то в супермаркетах. Помню, после предматчевой пресс-конференции попробовал завести на эту тему разговор с местными журналистами. Последовал быстрый, но не слишком убедительный ответ: "У нас в Германии никогда ничего не было". Несмотря на эти заверения, бродить по улицам Мюнхена мне в тот приезд не хотелось. Хотя вскоре выяснилось, что вся эта история с белым порошком на самом деле не стоит и выеденного яйца.
Вообще в отличие от привыкших к самобичеванию россиян люди на Западе свои ошибки признают крайне неохотно. О самоиронии же говорить вообще не приходится... "Советское - значит, отличное!" - звучал когда-то лозунг в нашей стране. Нечто подобное с заменой лишь первого слова сегодня часто можно услышать от всегда на редкость патриотично настроенных жителей Германии, Австрии, Голландии...
Когда я позвонил в Германский футбольный союз (ДФБ), ведающий в нем вопросами безопасности господин Ханс Флорин рассказал:
- Слава Богу, террористических актов на футбольных стадионах у нас не было. Хотя угрозы взрыва бомб поступали. Звонки в полицию были анонимными и, к счастью, к инцидентам никогда не приводили. Все это, по мнению экспертов, не имело никакого отношения к терроризму.
- Кто следит за безопасностью на германских стадионах?
- ДФБ определил принципы обеспечения безопасности на футбольных аренах во время проведения матчей бундеслиги, второго и третьего дивизионов, встреч на уровне сборных. На мероприятиях работают сотрудники служб безопасности стадионов, футбольных клубов, городских служб и, разумеется, местная полиция.
- Какой конкретный случай угрозы проведению матча в Германии можете вспомнить?
- Его тоже нельзя отнести к терроризму. Лет пять назад в Нюрнберге во время одного из матчей нашей сборной поступил анонимный звонок, автор которого говорил о бомбе на стадионе. Специалисты проверили все, что возможно, и пришли к выводу, что тревога ложная. В итоге игру не прервали, никто из зрителей не был эвакуирован, и матч закончился благополучно.
В профессионализме и служебном рвении людям, занимающимся охраной германских стадионов, не откажешь. Обладая всеми необходимыми журналистскими пропусками и удостоверениями, мне не раз приходилось при входе на стадион раскрывать кофр с фотоаппаратурой перед охранниками, которые к тому же порой на всякий случай просили, чтобы я показал им, как мои камеры работают. А знакомый болельщик рассказал, что однажды при входе на трибуну сотрудники службы безопасности потребовали, чтобы он снял и показал им обувь. Наверное, обижаться на служителей порядка в нынешнем беспокойном мире не стоит - безопасности много не бывает.
В этом плане запомнился недавний матч Лиги чемпионов "Байер" - "Маккаби". За несколько дней до поединка все еврейские общины страны были предупреждены: ехать в Леверкузен на матч не стоит. И это несмотря на то, что для поддержания безопасности к стадиону было дополнительно стянуто свыше тысячи полицейских, а на трибунах "БайАрены" сидело немало хорошо вооруженных сотрудников израильских спецслужб.
- Возможны ли на германских стадионах события, подобные тем, что на днях произошли в московском театральном центре? - спросил я чемпиона мира 1974 года Бернда Хельценбайна.
- На открытой футбольной арене, думаю, нет. Там для проведения подобной акции нужны тысячи злоумышленников. Скорее такое возможно в хоккейном дворце...
- Но на знаменитой "Арене АуфШальке" крыша нередко перекрывается...
- Этот стадион чересчур велик. Не представляю, чтобы там что-то могло случиться. Впрочем, раньше люди себе многого не представляли...
Украинский легионер "Вердера" Виктор Скрипник. конечно, тоже следил за трагическими событиями в Москве.
- В нашей команде все игроки постоянно обсуждали новости из России, - рассказал он. - Ребята с облегчением вздохнули, когда террористы были обезврежены. Но все сожалеют о многочисленных жертвах, которые повлекло за собой применение газа.
- Когда выходите на поле, не опасаетесь, что и на стадионе возможен теракт?
- Совсем не думать об этом не могу. Но такие мысли чаще всего посещают меня дома. Когда же выхожу на газон, ни о чем другом, кроме игры, уже не думаю.
... В Германии, к счастью, все спокойно. Но расслабляться здесь никто не собирается. Хотя бы потому, что несколько человек, участвовавших в теракте 11 сентября, готовились к дьявольской акции в Гамбурге.
Ефим ШАИНСКИЙ |
Франкфурт |