ВЗГЛЯД Игоря ЛАРИНА |
ШЛЕГР И ОГУНСАНЬЯ
Поистине странные события происходили на этой неделе в российских футболе и хоккее. События, которые заставляют предположить, что наши премьер-лига и суперлига базируются в разных странах и развиваются в разных - и абсолютно противоположных! - направлениях.
Судите сами. В суперлиге состоялся очередной прорыв - впервые в истории отечественного хоккея к нам пожаловал действующий обладатель Кубка Стэнли, защитник "Детройта" Иржи Шлегр. Как справедливо заметил мой коллега Максим Лебедев, дальше самоутверждаться уже некуда. Разве что предложить хозяину "Питтсбурга" Марио Лемье обменять акции "Пингвинов" на акции омского "Авангарда" - в соотношении 10 к 1. Или воскресить из пенсионного небытия Доминика Гашека и поручить ему работать с вратарями детской спортивной школы новосибирской "Сибири".
В футболе после проваленной европейской кампании ("Локомотив", согласитесь, вчера мог лишь подсластить горькую пилюлю) все наоборот - ниже падать уже некуда. Несколько недель назад коллеги из отдела футбола поставили задачу-максимум: "Догнать и перегнать Кипр!" Но и она, увы, трудновыполнима.
Глубину пропасти, в которую можно рухнуть, нынешней осенью с точностью до сантиметра и на глазах у всей страны измеряет недавний флагман российского футбола - "Спартак". Вот уж команда, которая все недостатки отечественного спорта усиливает и доводит до абсурда. Здесь легионеров (второсортных - отнюдь не уровня Шлегра!) покупают оптовыми партиями, причем, поговаривают, клуб, заключив несколько лет назад с одной из агентских контор кабальное соглашение, ввиду больших денежных потерь просто вынужден этими закупками заниматься.
В связи с чем характерно летнее приобретение "Спартаком" нигерийского защитника Огунсанья. В прошедшую субботу он впервые в жизни увидел снег и, видимо, находясь в состоянии сильнейшего шока, сыграл против ЦСКА хорошо. А позавчера, впервые в жизни увидев, что такое настоящий футбол, наломал дров в Валенсии.
Вспоминаю, как летом, находясь в Костромской области, удивился реакции на приобретение Огунсанья местных болельщиков. Услышав фамилию новичка, созвучную исконно русским и все еще популярным в северной глубинке именам Агафья или Прасковья, они довольно кряхтели: мол, впервые за 25 лет в "Спартаке" появился воспитанник костромского футбола (напомню, что первопроходцем в конце 70-х годов был Георгий Ярцев)...
Вопрос дня: почему страна, бюджет которой в тысячи раз меньше бюджета США, в хоккее может почти на равных разговаривать с богатейшей лигой мира - НХЛ? И почему эта же страна в футболе рядом с не столь могущественными и преуспевающими по сравнению с НХЛ европейскими лигами является лишь статистом?
Попробуем разобраться. Сразу скажу: дело, убежден, не в руководстве. Согласитесь, что и в ФХР, и в РФС собраны чиновники отнюдь не европейского уровня. Дело и не в том, что в хоккей - дорогую и любимую игрушку многих губернаторов - вкладываются чуть большие деньги.
Наверное, дело в традициях. Уже много десятков лет хоккейные месторождения в России - столь же богатые, как нефтяные или газовые. Теперь, когда российский хоккей встал на ноги, главное, чтобы огромные деньги (по информации американских газет, в Омске Шлегру предложили сумму под миллион долларов) уходили в этих отраслях не столько на проедание, сколько на развитие.
И вот здесь мы подходим к тому, что противопоставлять российские футбол и хоккей вряд ли имеет смысл. Они растут из одной земли, плывут в одной лодке и подвергаются одним и тем же болезням, главная из которых - недуг проедания. Предположу, вскоре в том же Омске пойдут еще дальше и начнут думать: а может миллион Шлегра вложить в детскую школу и через 10 лет получить 10 местных шлегров?
И здесь пример футбольного "Спартака" - как 10 сезонов царствовать на троне и за год все свое богатство проесть - поучителен для любого вида спорта. Поэтому завершаю эти заметки до банальности просто - призывом искать и выращивать своих огунсаний. Не нигерийских и чешских, а костромских и ярославских, омских и новосибирских...