ВЗГЛЯД Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ |
СМОТРИТЕ, КТО ПРИШЕЛ!
Новость о том, что двукратные олимпийские чемпионки Сиднея Ольга Брусникина и Мария Киселева вновь приступили к тренировкам, поневоле вызывает вопрос: почему выдающиеся атлеты, завоевавшие за свою карьеру все существующие в спорте титулы и медали и уже покинувшие арену, возвращаются обратно?
Почему уходят - понятно. Кто-то - из желания остаться в истории непобежденным, другие - из-за накопившихся болячек и травм, третьи - соблазненные профессиональными контрактами, четвертые... Да Бог с ними, с четвертыми, пятыми, шестыми... Почему они возвращаются?!
Зачем, вроде бы насовсем уйдя из спорта, вновь выходили на старт олимпийские чемпионы в фигурном катании Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков или американский пловец, обладатель 6 золотых олимпийских медалей Мэтт Бионди? Задним числом, конечно, можно ответить: "Чтобы выиграть еще одну Олимпиаду". И ведь выиграли: Гордеева с Гриньковым - в 94-м, Бионди - в 92-м. Хотя золота им никто не гарантировал. Если фигуристы в Лиллехаммере все-таки добились задуманного, то Бионди ценой неимоверных усилий "зацепил" в Барселоне единственную медаль - и ту в эстафете.
А были и возвращенцы-неудачники. В том же фигурном катании - олимпийские чемпионы Катарина Витт, Брайан Бойтано, Джейн Торвилл и Кристофер Дин. Но вот парадокс: пережив сокрушительное поражение, каждый из них говорил: "Ни секунды не жалею о том, что вернулся".
4-кратный олимпийский чемпион Александр Попов сначала собирался проститься с плаванием в 96-м. Потом - в 2000-м, подчеркивая в интервью, что решение уже принято. Еще после барселонских Игр о завершении карьеры начал подумывать ставший там двукратным олимпийским чемпионом борец Александр Карелин. Но отложил уход на четыре года. Потом, победив в Атланте, - еще на четыре. После Сиднея ушел. А Попов остался.
Можно, конечно, объяснить нежелание спортсмена оставлять привычное занятие боязнью новой, неспортивной жизни. Но ведь тот же Попов получил в Сиднее статус члена МОК, что гарантировало ему как минимум восемь лет активной общественной деятельности, и к тому же он имел долгосрочный рекламный контракт и договоренность о будущей работе с фирмой "Омега".
До сорока лет играл в НХЛ Вячеслав Фетисов, уехавший в Америку в 1989-м "на годик-другой". Продолжает играть его ровесник Игорь Ларионов. Солидный, состоятельный человек. Чего не хватает-то?
Чего недобрала в спорте чемпионка Атланты и Сиднея по спортивной гимнастике Светлана Хоркина, которую были готовы списать по возрасту еще лет шесть назад? Или Киселева, сделавшая за год с небольшим после ухода из спорта головокружительную телевизионную карьеру?
Существует расхожее объяснение: большой спорт - наркотик страшной силы. Мол, звезды возвращаются или не спешат уйти лишь потому, что в обычной жизни им не хватает адреналина. Это действительно так. Но мне кажется, дело не только в этом. Просто выдающиеся спортсмены гораздо раньше и в более полной мере, чем представители любых других профессий, осознали, что значит быть сильнейшим в мире. Адреналин ведь не в какой-то конкретной победе, а в том, чтобы каждый день доказывать всем, и прежде всего самому себе, что ты лучше. Чем тот, каким ты сам был вчера, чем те, кто остался.
В спорте - в отличие от обычной жизни - никакие былые заслуги не позволяют сохранить за собой кресло, то бишь, трон. Ведь даже те, кто ушел, освободив место для более молодых, возвращаются, как правило, запоздало поняв, что преемники не так сильны, чтобы нельзя было продолжать с ними бороться.
Так было всегда. Просто в прежние времена уйти из спорта звезд порой вынуждали независящие от их воли обстоятельства. Четырехкратный олимпийский чемпион по биатлону Александр Тихонов, мечтавший выступить на пяти Олимпиадах, до сих пор вспоминает, как его в тридцать с небольшим выживали из сборной, насильственно освобождая дорогу более молодым.
Иногда, кстати, один только факт возвращения ветеранов пугает потенциальных соперников до такой степени, что они отказываются от борьбы сами. Сдается мне, что, захоти вернуться на ковер Карелин, добрая половина борцов-тяжей тут же оставила бы свое занятие. Пожалел бы трехкратный олимпийский чемпион о подобном решении? Не знаю...