БОКС |
Виталий КЛИЧКО: СТРАННАЯ ПОБЕДА
В субботу в Дортмунде Виталий Кличко (Украина) победил Лэрри Дональда (США) нокаутом в 10-м раунде и завоевал право на бой с чемпионом мира в тяжелом весе по версии WBC Ленноксом Льюисом. И вроде бы наступило время кричать "ура" - но что-то в горле пересохло, и получается как-то сипло.
ДОНАЛЬД И ГОЛИАФ
Всего за несколько часов до выхода Виталия на ринг в Дортмунде, его жена родила дочь. Профессиональный спорт - бизнес жесткий, и здесь то, что твоя жена рожает, не является достаточно веским основанием для переноса матча. Не ты же рожаешь - значит, шагом марш на ринг. Нелегко драться, когда все твои мысли совсем в другом месте. И все же, к сожалению, далеко не все в этом бою можно списать на неординарную ситуацию, в которой оказался Виталий.
Как и ожидалось, Лэрри Дональд оказался не готов к противоборству с противником намного выше и мощнее себя. Вся техника Дональда строилась как раз на том, что выше должен быть он, и при его 193 см роста так оно обычно и было, но Виталий выше сантиметров на десять, и держать его на дистанции левым джебом не получалось - и не могло получиться. Это старший Кличко держал нужную ему дистанцию своим левым джебом, который периодически находил голову Дональда.
Но вот здесь-то и возникли первые вопросы. Создалось впечатление, что Виталий бережет левую руку (что неудивительно, учитывая, какую операцию на ней он перенес два года назад). Вполне возможно, он так и не избавился от посттравматического синдрома, когда ты все время ждешь, когда же твое слабое место взорвется болью, и страшна здесь не столько сама боль, сколько сопровождающая ее слабость и психологический дискомфорт от невозможности вести бой в привычном ключе.
Впрочем, с Дональда хватило и этого. В отличие от библейского царя Давида, дравшегося с гигантом Голиафом, он не проявил никаких чудес ловкости и нестандартной тактической мысли, которые могли бы привести его к победе. Поначалу Дональд даже не стремился толком ничего предпринять, а просто скакал назад по прямой от любой атаки или даже имитации атаки Виталия. Долгое время бой проходил в одном ключе - и в одном и том же, весьма невысоком, темпе.
Казалось, что один из бойцов, Дональд, не может ничего предпринять, а другой, Кличко, почему-то не хочет. Изредка, когда Виталий доставал американца правым кроссом или левым боковым, того весьма основательно перетряхивало, но удар он явно держал неплохо. Застать его врасплох не удалось, и если уж он видел, что пропускает удар, то откидывал голову или как-то подстраивался корпусом, сводя эффект удара до минимума.
Вообще в этом компоненте, как и многие другие темнокожие бойцы, Дональд был силен, но в остальном...
Во-первых, Лэрри откровенно боялся Виталия, и несколько раундов во всех его действиях не просматривалось никакого плана действий. Единственной задачей, которую Дональд, казалось, ставил перед собой, было "пережить" этот эпизод, а за ним еще этот и этот, ну а там уж и до гонга дотянуть. Обидно другое: Виталий давал ему это делать. Почему, например, несколько раз, видя, что его противник потрясен до основания, он "отпускал" его? Почему не "накатывал", когда американец явно не был к этому готов, и, находясь в очень неустойчивом положении, точно не мог ответить ударом навстречу?
Конечно, как говорил классик, "каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны", но все же эти вопросы возникали.
БЫЛ ЛИ ПЛАН?
Только к середине боя Дональд начал слегка огрызаться контратаками, и иногда они достигали цели. Нет, никакого перелома во встрече не наступило. По-моему, Лэрри так и не выиграл ни одного раунда, но рисунок боя изменился, и создалось впечатление, может быть, обманчивое, что Виталий начал понемногу уставать. И вот здесь вылез наружу план Дональда, если у него таковой вообще не имелся и все не произошло само собой. Похоже, он рассчитывал на то, что Виталий измотает себя в атаках, и он в последних раундах уже сам перейдет в атаку и вырвет победу.
Но было бы чем вырывать. Несколько контратак Дональда дошли до цели, особенно в седьмом и восьмом раундах, самых для него удачных, но старший Кличко выдержал их без больших проблем. Так по крайней мере казалось со стороны. Удар вообще легко держать, когда бьют не по твоей голове.
Тем не менее эти сумбурные атаки Дональда скорее успокоили, чем вселили тревогу: подтвердилось то, о чем говорили еще до боя, - мощного разового удара у американца нет. Кроме того, из того испуганного поскока, в котором он проводил большую часть встречи, сильно ударить вообще чрезвычайно трудно.
И все же, думаю, многие здесь вспомнили злосчастный бой младшего Кличко, Владимира, с Россом Пьюритти в 1998 году. Тогда Владимир выиграл едва ли не каждую минуту каждого из первых десяти раундов, а в одиннадцатом получилось, как у Высоцкого: "Вот он ударил раз-два-три и сам лишился сил..."
Нет, было ясно, что Виталий ничего подобного не допустит: слишком уж большой у него опыт, но все-таки усилилось желание, чтобы все побыстрее закончилось.
Видимо, усилилось оно и у Кличко. В девятом раунде он стал работать значительно быстрее, и Дональд сразу потерялся: все пошло не по его плану. Это же Виталию положено было уставать, а не ему.
Конец наступил в десятом раунде, и выглядел он абсолютно логичным. Другое дело, как он наступил.
Дональд явно не знал, что делать с более скоростной версией Виталия, и все чаще принимал удары на голову. Один из них, правый кросс, отправил его на пол - впервые в жизни. По тому, как Лэрри поднимался, было видно, что это уже конец, но Виталию хотелось все закончить здесь и сейчас, сию секунду. Вполне допускаю, что ему просто хотелось поскорее увидеть жену - вполне естественное желание в данных обстоятельствах. Тем не менее надо сказать, что заканчивал он этот поединок некрасиво.
До окончания боя Дональд упал еще четыре раза, из них по крайней мере два от совсем неплохо выполненных борцовских приемов. Один раз это выглядело совсем уж безобразно, когда Виталий откровенно бросил Лэрри через колено. Тут засвистел даже горячо поддерживавший его до того дортмундский зал, а у многих поклонников Кличко наверняка появилось такое выражение лица, как будто им вместо сахара в кофе положили соль.
Однако все закончилось через несколько секунд. После пятого падения Дональда рефери решил, что с него хватит, и остановил встречу. Вовремя, надо сказать, потому что вскоре Дональд упал уже без посторонней помощи.
Победителей не судят, и зал, только что неодобрительно свистевший, встретил победу Виталия теперь уже одобрительным гулом. Промоутер Дональда Дон Кинг, которого сейчас связывают не вполне ясные деловые отношения с чемпионом мира Ленноксом Льюисом, совсем забыл про своего побитого подопечного, как это с ним обычно бывает, и бросился к Кличко.
ПОМОЩЬ ФОРТУНЕ
Виталий победил, но вопросы, как говорится, остались. И главный из них: а что случилось бы, если бы на месте Дональда был Леннокс Льюис? Ведь очень может быть, что через несколько месяцев он там и окажется.
Льюис сейчас никак не может решить, продолжать ему боксерскую карьеру или повесить перчатки на гвоздь. Вроде бы решил продолжить, но только вроде бы. А если так, то ему придется в следующем же бою драться с Виталием, занимающим первую строку в рейтинге WBC, единственной организации, по чьей версии англичанин все еще является чемпионом мира (если, конечно, не считать почти всех поклонников бокса).
Клаус-Петер Коль, промоутер Кличко, сказал после боя, что встреча с командой Льюиса состоится уже в ближайшие дни. Сам Виталий, согласно агентству Associated press, заявил буквально следующее: "Я надеюсь на встречу с Льюисом через три-четыре месяца - и сделаю все от меня зависящее, чтобы бой с ним закончился так же, как сегодняшний".
Сказано смело, если только мои коллеги ничего не переврали. Может быть, через три-четыре месяца что-то и изменится, но сегодня, откровенно говоря, мне даже тоскливо думать о том, что произошло бы, если бы на месте Дональда был Льюис.
Перед боем Виталия Кличко с Лэрри Дональдом я писал, что американцу может помочь только несчастный случай. Если старший Кличко попытается драться с Ленноксом так же, как с Лэрри, то, боюсь, теперь уже ему самому сможет помочь только несчастный случай в виде, например, внезапно обрушившейся на Льюиса "старости". На тридцать восьмом году жизни с боксерами такое иногда случается, но, скорее всего, все-таки не случится.
Так что Виталию и его команде придется много думать о том, как бы помочь фортуне сделать его чемпионом мира. А то у нее самой может ничего и не выйти.
Александр БЕЛЕНЬКИЙ