Газета Спорт-Экспресс № 270 (3062) от 27 ноября 2002 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 27 ноября 2002 | Теннис

ТЕННИС

КУБОК ДЭВИСА-2002.
До финала ФРАНЦИЯ - РОССИЯ осталось 2 дня

Андрей ЧЕРКАСОВ

У СЕБЯ ДОМА ФРАНЦУЗЫ - ФАВОРИТЫ. НО САФИН И КАФЕЛЬНИКОВ НЕ СЛАБЕЕ

Первый победитель "Кубка Кремля" (1990, 1991), Андрей Черкасов уже давно не попадает в основной состав сборной, но тем не менее всегда с удовольствием принимает участие в ее подготовке в качестве спарринг-партнера.

С Черкасовым мы разговаривали в понедельник - перед второй тренировкой российской команды. На корте "Берси" тем временем отрабатывали какие-то комбинации Себастьян Грожан и Поль-Анри Матье.

- Андрей, напомните, когда вы дебютировали в Кубке Дэвиса?

- В 1988 году

- А уменьшенные копии Серебряной салатницы, которые вручают его финалистам, в вашей коллекции имеются?

- Одна есть. Я получил ее после матча со шведами в 1994 году, когда был в команде запасным. А в 1995-м перед поединком с американцами подъехал к самому финалу, так как играл на другом турнире. Хотя все предшествующие матчи, которые складывались очень тяжело, был вместе с командой.

- Предстоящий финал тоже не обещает быть легким, не так ли?

- Безусловно. Но все-таки считаю, что нам по силам одолеть французов. Я неплохо знаю Марата и очень хорошо знаком с игрой Жени. Мы с ним часто тренировались и в Германии, где у нас раньше были заграничные резиденции, и на турнирах. По-моему, Кафельников постепенно подходит к своей оптимальной форме.

Конечно, будет очень тяжело. Многое будет зависеть от психологического состояния Евгения. Ведь он не участвовал в турнирах несколько недель, а в финале, как, впрочем, и других матчах Кубка Дэвиса, раскачиваться нельзя - тут каждая игра очень важна. Хотелось бы вообще-то, чтобы ребята уже после двух дней выигрывали - 3:0 и не портили себе нервы (улыбается). Но в принципе счет значения не имеет - важен итоговый результат. Если проиграем в финале, будет обидно.

- Чем отличаются команда 1994 года, из которой остался лишь один Кафельников, и нынешняя сборная?

- Не сказал бы, что между ними существует большая разница. Хотя для нашего капитана Шамиля Тарпищева это первый финал Кубка Дэвиса, он обладает огромным опытом. Как и Женя с Маратом, который, несмотря на молодость, неоднократно хорошо проявлял себя в этом турнире - достаточно вспомнить даже матчи этого года, особенно со Швейцарией и Аргентиной.

В 1994 году сам выход в финал был для нас очень хорошим результатом. Конечно, очень хотелось победить, но все понимали, что обыграть шведов во главе со Стефаном Эдбергом будет крайне непросто. Сейчас же для нас попадание в финал - нормальный результат. Все ожидают от сборной только победы. У нас есть коллектив, нацеленный на результат, и все ребята отдают себе отчет в том, что надо подойти к матчу в оптимальной форме.

Тренировки проходят на высоком уровне. Все выкладываются на 100 процентов. Атмосфера в команде дружеская, никаких конфликтных ситуаций нет. Думаю, у нас сейчас сильнейшая сборная России за всю ее историю. Надеюсь, что она сможет победить.

- Какова ваша роль в общем тренировочном процессе?

- Мы с Кафельниковым хорошо потренировались в Монте-Карло. Женя день ото дня прибавлял, стал лучше двигаться. Конечно, за оставшееся время его игру еще нужно улучшить. Но к матчу, уверен, он будет в порядке.

Кафельников - очень опытный игрок и знает, как готовиться и играть в финале Кубка Дэвиса. Для него такой финал уже третий по счету. Особенного психологического давления быть не должно, ведь играем мы на выезде, и фавориты матча - французы. Правда, я не считаю, что мы слабее. Тот же Кафельников в этом году временами показывал, что по-прежнему способен играть очень неплохо.

- А лично вам в Кубке Дэвиса было легче играть в гостях, когда меньше психологическое давление, или дома при поддержке трибун?

- Я всегда больше любил играть дома. В Москве матчи, как правило, проходили в "Олимпийском", с которым у меня, двукратного победителя "Кубка Кремля", в то время были связаны хорошие воспоминания. Но в принципе, выступая на высоком уровне, я был достаточно устойчив психологически. И для меня не имело большого значения, где играть.

- Каково ваше мнение о французской публике? По-моему, так, как болеют французы, в Европе больше не болеет никто. Они и покрикивают не всегда вовремя, и вообще ведут себя очень экспансивно...

- Согласен. Помню, последний раз я играл в "Берси" против Фабриса Санторо лет десять назад. Пришлось непросто. Если не ошибаюсь, я уступил в первой партии, а потом разозлился и выиграл в трех. Была такая накаленная атмосфера, что уступать ни в коем случае не хотелось. К тому же я чувствовал, что сильнее соперника, на стороне которого были и публика, и судьи. Так же непросто было играть в матче Кубка Дэвиса в Мексике в 1989 году и в Югославии. Но в этом отношении за Евгения и Марата, думаю, не стоит волноваться. Они очень опытные игроки.

- Атмосфера вокруг них сейчас нормальная?

- По-моему, да. По крайней мере я не заметил, что ребята чем-то раздражены или им что-то не нравится.

- Кафельников и Сафин по сравнению с Грожаном, Клеманом и Санторо выглядят гренадерами. За счет чего невысокие французы играют на таком уровне?

- Действительно, со стороны наши соперники не выглядят атлетами. Но зато они очень подвижны, обладают отличным чувством мяча. С такими цепкими теннисистами очень непросто соперничать, поскольку одного, даже самого сильного удара, как правило, оказывается недостаточно, чтобы выиграть очко. Французы - настоящие универсалы и могут хорошо сыграть на любом покрытии. Например, Клеман в июне на траве дошел до финала на турнире в Росмалене. Это о чем-то да говорит!

В прошлом году Клеман и Грожан играли в полуфинале Открытого чемпионата Австралии - тогда, кстати, в четвертьфинале Клеману уступил Кафельников. Затем Грожан был в полуфинале Roland Garros, финале Masters Cup и выиграл супертурнир в "Берси", причем в Сиднее и Париже он опять-таки обыграл Кафельникова. Сила французов еще и в стабильности - простых ошибок от них ожидать не приходится. Поэтому наши ребята должны стараться играть в свою игру и сами не допускать брака.

Все будет зависеть от того, сумеют ли Женя и Марат подавить своих оппонентов мощью. Если это удастся, появятся хорошие шансы на общую победу.

- А как вы оцениваете перспективы Поля-Анри Матье, который уже в недалеком будущем обещает вырасти в большого мастера?

- Я против него сам играл в прошлом году на турнире в Швейцарии. Матье тогда произвел на меня сильное впечатление. Он владеет всеми ударами и практически не имеет слабых мест. Правда, думаю, никто не ожидал, что он выиграет "Кубок Кремля", а затем еще и турнир в Лионе. После этого пошли разговоры о том, что Матье сыграет и в финале Кубка Дэвиса, но Форже, видимо, решил по-другому. Пока у Поля-Анри нет опыта выступлений за сборную, однако вскоре он наверняка войдет в основной состав и будет не хуже, чем те же Грожан и Клеман. Потенциал у него очень большой.

- В последние годы финалы Кубка Дэвиса часто заканчиваются неожиданно. Например, в прошлом году Франция в Мельбурне обыграла Австралию на траве. В 1999-м - Австралия Францию в Ницце на грунте. До этого тоже случались сюрпризы. С чем это связано?

- Есть множество нюансов, которые могут сказаться на игре. Во-первых, команда, которая выступает дома, испытывает огромное психологическое давление. Во-вторых, финал Кубка Дэвиса - последнее соревнование в сезоне, и трудно бывает сказать, кто в каком состоянии к нему подойдет. Например, Хьюитт в прошлом году играл с французами сразу же после своей победы на Masters Cup, и пик его формы уже миновал. Пусть соперники Хьюитта считались аутсайдерами, зато они сумели в нужный момент психологически раскрыться.

Вообще тогдашний триумф Николя Эскюде явился сюрпризом для кого угодно, только не для тех, кто знаком с его игрой. На быстрых покрытиях он действует очень хорошо. И неудивительно, что победил Хьюитта и Артурса, у которого на траве очень трудно взять хотя бы одну подачу.

- Вы еще продолжаете играть профессиональные турниры?

- Уже практически нет. Начиная с 2003 года наша федерация предложила мне работать с юниорами. Я согласился.

- Чем конкретно собираетесь заниматься?

- Буду старшим тренером группы молодых перспективных ребят 15 - 17 лет.

- И сколько же человек войдет в эту группу?

- Пока трудно сказать - для начала надо посмотреть на кандидатов. Но в любом случае с этими теннисистами я буду работать на протяжении определенного количества недель в году. Будут проводиться сборы, причем необязательно в Москве. Мне интересно потренировать ребят, которые, как говорится, на подходе. Надеюсь внести свой вклад в подготовку резерва для российской сборной в Кубке Дэвиса. То, что до сих пор у нас фактически не было систематической работы с молодежью, плохо. Конечно, тут больше имеет значение финансовая сторона. Ведь некоторые молодые игроки уезжают за границу потому, что находят там спонсоров.

- Какие-то фамилии своих будущих подопечных вы уже можете назвать?

- Пока ориентируюсь лишь по той информации, которую имею с чужих слов. Слышал, что есть Павлюченков, Габашвили, Беккер, Красноруцкий и другие ребята. Сначала надо посмотреть их в деле, провести тестирование, наконец, просто пообщаться. К сожалению, из-за финала Кубка Дэвиса мне не удастся выехать в Америку на Orange Bowl. Но в феврале будет чемпионат Европы в закрытых помещениях. Наверное, перед ним и сборы проведем.

- Шамиль Тарпищев высоко отзывается о вашем тренерском потенциале. Как собираетесь строить свою работу?

- Для начала, повторяю, надо посмотреть на каждого спортсмена индивидуально. Потому что работать с каждым придется отдельно. Всех под одну гребенку стричь нельзя.