СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА |
ФЕНОМЕН |
ХОРКИНА
Пойму и тех, кто состроит ироническую гримасу или консервативно пожмет плечами, сопроводив мимику и жест ехидным замечанием: за участие в сценическом проекте знаменитая чемпионка Светлана Хоркина имеет прессу пощедрее, чем получает, побеждая на гимнастическом помосте.
Пойму. Однако ни за что с этим не соглашусь. И мне далеко не все близко в этой новой реальности, но ведь быть реальностью она от этого не перестает.
Не собираюсь оценивать здесь игру нашей олимпийской красавицы в спектакле "Venus" и тем более сам спектакль на подмостках МХАТа, вызвавший к себе особый интерес решением режиссера предпочесть профессиональным актрисам действующую звезду спортивной гимнастики. Но думаю, что в решении Сергея Виноградова пригласить на главную роль Светлану - и ждать, между прочим, несколько лет, пока госпожа Хоркина выкроит время для театра, - столько лестного для сегодняшнего спорта, сколько закономерного для большого спорта вообще.
Я не предлагаю закрыть театральные школы и ориентировать режиссеров исключительно на звездную карту спортивных дисциплин. Хотел бы лишь напомнить, что в прошедшие времена к масштабным соревнованиям широкую публику привлекал помимо возможности высоких результатов еще и большой - без преувеличения театр большого спорта. И гимнастику (главным образом, конечно, в женском исполнении) относили к наиболее впечатляющим спектаклям этого театра.
Обмолвившись о щедрости прессы по отношению к Хоркиной-актрисе, не могу не вспомнить замечательного журналиста Станислава Токарева, чьи отчеты о гимнастических соревнованиях не уступали рецензиям лучших театральных критиков. А в портретах любимых гимнасток он, пожалуй, и превосходил коллег, писавших об актрисах. Несправедливо тем не менее было бы не сказать, никак не умаляя литературного дара Токарева, что ему необычайно повезло с натурой.
Драматургия тогдашней женской гимнастики предполагала героинь разного плана. Лариса Латынина, например, обычно выигрывала в многоборье у Полины Астаховой. Но неизбывная печаль в постоянно лирической теме Полины, окрещенной журналистами Русской Березкой, находила в искушенной публике отклик вряд ли менее глубокий, чем бравурность вечной победительницы Ларисы, заражавшей нас оптимизмом.
Биография ленинградской школьницы Натальи Кучинской выразилась на уровне классической балетной партии: сквозь спорт с жестокими канонами его условностей те, кто видел Наташу, могли прочитать незабываемый текст не произнесенного вслух монолога. Рано испытавшая кризис в карьере, Кучинская рвалась в театральный вуз, но понимания в педагогах не встретила: ее артистизм вне гимнастических снарядов никого из них не заинтересовал, и покорившей весь мир индивидуальности применения вне спорта не нашли. И тот, и другой театр сочли тогда несообщающимися сосудами.
Сегодня иная картина: драматический театр для расширения жанровых границ рад заимствовать примечательную фигуру из реального шоу спорта. Заслуга Хоркиной перед спортом, с моей точки зрения, не в сумме чемпионских титулов, а - пусть и в отдельно взятом случае ее личной судьбы - в возвращении в гимнастику Женщины. Знаменитый доктор Сергей Миронов признается, что не представляет, каких же трудов стоит Светлане удерживаться наверху, конкурируя даже не с подростками, а совсем уже ребятней.
Когда-то нашу публику, которая была заметно раздражена тем, что у нас в гимнастике на первые роли вышли бесстрашные девчонки, не вносившие в головоломные программы своих выступлений ни грамма женственности, очаровала олимпийская чемпионка румынка Надя Комэнеч. В рассказе Татьяны Толстой о том времени бард поет: "Тетя Маня, ваши плечи, ваши перси и ланиты, как у Нади Комэнечи, физкультурой развиты".
Конечно, маленькие камикадзе, вернувшие стране высшие награды олимпиад и чемпионатов мира, заслуживают всяческого уважения. И восхищения их отвагой, наверное. Но им не досталось и сотой доли той любви, что испытывали мы к Латыниной и Астаховой, Кучинской, Турищевой, Ким... Боюсь, что фамилии многих последовавших затем звезд гимнастики не затвердились в памяти зрителя.
И вдруг, когда устали, когда отчаялись ждать перемен, когда смирились с физиологической данностью как знаком изменившихся времен в гимнастике, когда интерес к зрелищу угас, явилась девушка с прекрасно удлиненными линиями тела - Светлана Хоркина. Мимо побед и внешности которой не прошли и неравнодушный к плоти журнал "Плейбой", и театр, рассмотревший обнаженные откровения женщины в миг отрешенности перед погружением в ребус упражнения.
Александр НИЛИН