Газета Спорт-Экспресс № 2 (3089) от 8 января 2003 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 8 января 2003 | Хоккей - Европа

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА

ПОБЕДИТЬ В ШВЕЙЦАРИИ - ДЛЯ Алексея ТРАСЕУХА

После встречи с ЦСКА ярославский "Локомотив" планировал остаться в Москве - сыграть через день с "Крыльями Советов" и лететь в Швейцарию, где 10 января стартует финальный этап розыгрыша Континентального кубка. Увы, планам железнодорожников не суждено было сбыться: сразу же после матча команда села в автобус и отправилась домой. Всего надень - на похороны. Для того, чтобы отдать дань памяти человеку, покинувшему их так внезапно.

Утром 5 января тренера "Локомотива" 34-летнего Алексея Трасеуха нашли мертвым на балконе собственной квартиры. Рядом лежало охотничье ружье - выстрел в упор, точно в сердце...

Вряд ли следует строго судить руководство клуба, мгновенно закрывшее доступ к себе и команде. О чем могут рассказать президент "Локомотива" или пресс-атташе? О том, каким человеком, хоккеистом и тренером был ветеран команды, завоевавший золото одного чемпионата России как игрок, а другого - как тренер? Мы сами это знаем, как знают и все болельщики железнодорожников.

"...Неужели мы больше никогда не увидим Лешу Трасеуха (или просто Тросика, как ласково называли его игроки и болельщики) - человека, который так много сделал для ярославского хоккея! Он был одним из лучших наших хоккеистов, а звено Тарасенко - Трасеух - Зыбин середины 90-х годов останется одним из лучших во всей истории "Торпедо" и "Локомотива", - пишут болельщики на интернетовском сайте ярославской команды. Слова соболезнования и сочувствия приходят из всех хоккейных городов России.

Алексей Трасеух приехал в Ярославль в 1991 году и остался здесь, выходит, навсегда. До этого играл в союзном чемпионате за киевский "Сокол". Провел в составе "Торпедо" 7 сезонов, забросил 64 шайбы, выступал за сборную Украины, откуда был родом. Сухие цифры статистики вряд ли смогут поведать, кем являлся Трасеух для команды. А был он стержнем, объединявшим два чемпионских состава хоккеистов и тренеров. Игроки подходили к нему как к игроку, тренеры - как к коллеге, а вместе получался коллектив, шесть лет подряд оказывавшийся в четверке лучших клубов России.

Он был главным командным оптимистом - таким и смотрит со всех фотографий. Даже с тех, где официоз требовал максимальной сосредоточенности и серьезности. В памяти останется его открытая улыбка, с которой он шел по жизни. И - дымящаяся кружка с чаем, с которой Алексей расставался только во время тренировок и матчей. Мы, журналисты, считали его безотказным - что для отечественных тренеров весьма редкое достоинство.

Вряд ли когда-нибудь станут совершенно ясными мотивы, побудившие Трасеуха свести счеты с жизнью. Шок, который испытала команда, свидетельствует только об одном: в его работе не было изъянов, никто из руководства не предъявлял ему претензий. Игроки уважали его безгранично - иначе и быть не могло, ведь им не один год приходилось вместе выходить на лед и находиться рядом в мгновения триумфа и часы неудач.

"Попробовал бы кто отнестись к нему неуважительно - "деды" загрызли бы. Те, вместе с которыми он стал чемпионом в 1997 году. А таких в команде - добрая треть", - рассказывали молодые хоккеисты, уже не заставшие Трасеуха-центрфорварда, но игравшие под руководством Трасеуха-тренера. Значит, душевная боль - именно она приводит к подобным роковым решениям - пришла с другой стороны. С какой? Об этом остается лишь догадываться, и виной всему, видимо, личная жизнь.

Что теперь остается делать? Впереди у "Локомотива" поездка на финальный этап розыгрыша Континентального кубка. Где любой результат, кроме победы, будет считаться неудачей. Может, следует вспомнить о том, что в подобной ситуации когда-то оказалась сборная СССР. Если совсем точно, то в 1981-м, когда накануне решающей встречи розыгрыша Кубка Канады наши хоккеисты узнали о трагической гибели Валерия Харламова, который был другом для всех и каждого.

Тогда сборная решила, не дожидаясь финала, возвращаться в Москву - на похороны. Ее остановили спортивные чиновники - в те времена это было просто. Что ж, ребята вышли на лед - и сыграли так, как до этого на турнире еще не играли. Они просто разорвали великую сборную Боумэна и Гретцки, команду мечты, которой, по мнению канадцев, у них не было ни до этого турнира, ни после него, - 8:1.

Наверное, именно с таким настроем железнодорожникам следует ехать в Швейцарию. Ведь Континентальный кубок (а главное - неофициальное звание лучшего клуба Старого Света) станет и его - Алексея Трасеуха - наградой. К этому соревнованию он готовился вместе с "Торпедо" и "Локомотивом" долгих десять лет. Во всех своих ипостасях. Хоккеиста. Тренера. Товарища. Ярославца.

Максим ЛЕБЕДЕВ