Газета Спорт-Экспресс № 16 (3103) от 24 января 2003 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 25 января 2003 | Футбол - Мелбет-Первая Лига

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН

ВДАЛИ ОТ ДВУХ РОДИН

Ваит ТАЛГАЕВ. Его ждали давно, с тех пор как два года назад стало известно, что команда из Грозного вновь будет выступать в первенстве России. Тогда главным тренером "Терека" он не стал помешали обязательства, взятые перед другой командой. Но в декабре прошлого года приехал наконец в Кисловодск, где в пансионате "Мечта" базируется грозненская команда.

ИЗ ДОСЬЕ "СЭФ"

Ваит ТАЛГАЕВ

Родился 11 мая 1953 года. Мастер спорта СССР. Выступал на месте последнего защитника. Играл за команды "Химик" Джамбул (1971 - 1975 и 1982 - 1985), "Кайрат" Алма-Ата (1976 - 1979 и 1981 - 1982), "Терек" Грозный (1980). В союзной высшей лиге провел 119 матчей. Выступал за вторую сборную СССР. Заслуженный тренер Казахстана. Возглавлял команды "Химик" Джамбул (1986 - 1992, до 1990-го совместно с Курбаном Бердыевым), "Эрзу" Грозный (1993 - 1994), "Тараз" (1995 - 1997), "Иртыш" Павлодар (1998), "Кайсар" Кзыл-Орда (1999), "Атырау" (2001 -2002). Выигрывал чемпионат Казахстана (1996), серебро чемпионата (1995, 1997, 2001 - 2002), Кубок Казахстана (1998, 1999). В 2000 году возглавлял сборную Казахстана. С декабря 2002 года - главный тренер грозненского "Терека".

В "КАЙРАТ" ПОД КОНВОЕМ

- Вас, можно сказать, уговаривали, уговаривали и, наконец, уговорили возглавить "Терек"?

- Когда в высших инстанциях окончательно решили, что Чеченская республика после шестилетнего перерыва вновь будет представлена в футбольном первенстве России, мне позвонили из Грозного. Но я тогда, уйдя из сборной Казахстана, уже принял предложение стать главным тренером "Атырау". И не имел права подводить людей, которым дал слово. Только после того, как за два сезона добился с "Атырау" определенных успехов, посчитал, что могу сменить обстановку, и принял приглашение "Терека".

- С Казахстаном связана вся ваша жизнь. Не жаль было покидать насиженные места?

- Я их не навсегда покинул. В Джамбуле, которому возвратили историческое название Тараз, остались родные и близкие. Это мой город, я его люблю. Там меня все знают. Помните, как говорил о Джамбуле один из героев фильма "Джентльмены удачи": "Там тепло, там мой дом, там моя мама..." Мои родители, как и все чеченцы, были депортированы Сталиным в Казахстан в 44-м. Казахи относились к чеченцам очень хорошо. Об этом я буду помнить всю жизнь. Вот в Москву, когда тренировал "Эрзу", не любил ездить из Грозного даже по служебным делам. Возникали, например, проблемы с гостиницами: с горем пополам устроишься, а потом люди из соответствующих органов выводят среди ночи из номеров, "ставят к стенке", проверяют по три-четыре часа. Контраст с Казахстаном резкий.

- Когда в 57-м чеченцы получили возможность вернуться домой, ваши родители этого не захотели?

- Поначалу вывешивали дощечку с надписью: "Дом продается". Потом перестали. Мы, дети, подрастали, ходили в школу, надо было дать нам образование. У меня два брата и две сестры. У всех сейчас семьи, живут в Москве, Алма-Ате, Джамбуле. В 80-м родители все-таки вернулись в Грозный - решили провести старость на родине. Их уже нет. Мама умерла еще до начала известных событий. Папу в 94-м перевезли в Джамбул, он умер два года назад. От грозненской родительской квартиры не осталось ничего. Война...

- Первые футбольные шаги вы тоже сделали в Джамбуле?

- Естественно. Там была хорошая ДЮСШ. Потом - команда мастеров. Местный "Химик" играл во второй союзной лиге. Попал туда восемнадцатилетним, в двадцать был уже капитаном команды.

- А в "Кайрате", главной команде Казахстана, стали выступать только в 23. Раньше не звали?

- Почему? Звали. Еще в 73-м. Но меня в Джамбуле все устраивало, да и отсрочку от армии там оформляли. Однако в 76-м, когда "Кайрат", оказавшись в первой лиге, поставил задачу вернуться в элиту, меня под конвоем перевезли в Алма-Ату. Видимо, терпение у руководства "Кайрата" лопнуло: дескать, хватит "уклоняться от воинского долга".

- Неплохая, кажется, тогда была команда?

- Если в 76-м выиграли турнир в первой лиге и вновь завоевали право выступать в высшей - значит, неплохая. Возглавлял "Кайрат" Станислав Каминский, помогал ему Тимур Сегизбаев. Среди футболистов тоже были хорошо известные фамилии - Рожков, Ордабаев, Байшаков, Кисляков, Ионкин, Чеботарев. Шевчук с Зименковым, ставшие потом наставниками команд высшего российского дивизиона. Трагически погибший несколько лет назад Хисамутдинов... В 76-м в "Кайрате", кстати, чуть не оказался Олег Романцев - он приезжал к нам из Красноярска, но на следующий год заиграл в "Спартаке", в первой лиге.

- В высшей лиге вы провели за "Кайрат" 119 матчей, считались ведущим игроком. Предложений от более маститых команд не поступало?

- Приглашали нас с Гостениным в московское "Торпедо". Саша поехал - и заиграл, а я не рискнул. Ума, видимо, не хватило. (Улыбается.) Не знаю почему, но в маститые клубы не стремился. Хотя в конце 70-х даже выступал за вторую сборную СССР, которую возглавлял Геннадий Логофет. Тогда за нее играли Чивадзе, Андреев, Дасаев, Байдачный, Гладилин...

- Александр Гостенин заиграл в "Торпедо" в 80-м. Вы же тот сезон провели в "Тереке". Почему?

- Я уже говорил, что родители захотели провести старость на родине. Но как ехать в Грозный, когда там ни кола, ни двора? А мне "Терек" давал квартиру. Я поговорил с Игорем Семеновичем Волчком, возглавлявшим "Кайрат". Он все понял и отпустил. Через год я вернулся в Алма-Ату, оставив грозненскую квартиру родителям.

ЗЯТЬ НАЗАРБАЕВА

- Первый секретарь ЦК компартии Казахстана Динмухамед Кунаев футбол любил?

- Любил.

- Почему же для ведущей команды его республики 8-е место считалось почетным? В Грузии, например, не говоря уже об Украине, успехом называли как минимум призовое место.

-Так ведь в Грузии мальчишки, считай, с мячом рождались. На Украине - прекрасные поля, инфраструктура. В Казахстане же климатические условия не очень-то способствовали развитию футбола. Республика большая, а игроков растили только в столице и на юге - в Джамбуле, Чимкенте. Север, насколько помню, дал одного Стукашова - он из Караганды. А приезжие... Казахстан не Украина, туда трудно было кого-то заманить. Да и чем? ГАЗ-24 - предел мечтаний.

- В Джамбуле завершилась ваша карьера футболиста и там же началась тренерская. К ней себя готовили?

- Да. Лет с 23, как только попал в "Кайрат", стал вести конспекты по тренировкам и теоретическим занятиям.

- Но работать начали не самостоятельно, а в тандеме с Курбаном Бердыевым...

- Ничего плохого в этом не вижу. Мы с Курбаном были давно знакомы, еще по "Кайрату", и понимали друг друга с полуслова. По-прежнему поддерживаем тесные отношения. Кстати, его семья, как и моя, все так же живет в Джамбуле, простите, в Таразе. Очень рад, что именно Бердыеву удалось воплотить в действительность мечту футбольного Татарстана - вывести "Рубин" в премьер-лигу В 90-м, когда Курбан уехал учиться в ВШТ, я возглавил "Химик", превратившийся после распада Советского Союза в "Тараз".

- Работа с "Таразом" - самая удачная в карьере?

- Годы, проведенные в других клубах, тоже не забудутся. Скажем, Кубок Казахстана, который я завоевал дважды подряд: сначала с "Иртышом", а на следующий год - с "Кайсаром". Или два серебра, которых добился "Атырау" в позапрошлом и прошлом сезонах. Ведь в Атырау (бывший Гурьев. - Прим.С.К.) большого футбола 20 лет не было. Но "Тараз", вы правы, памятен тем, что там состоялись первые крупные удачи.

- Приходилось слышать, что в чемпионате Казахстана все делается для того, чтобы чемпионом непременно стал столичный "Женис"...

- Как можно говорить, что "Женис" тянут "за уши" вверх? Ведь в минувшем сезоне он даже в тройку призеров не попал, а победа в чемпионате заслуженно досталась "Иртышу"! На мой взгляд, чемпионат в Казахстане сейчас "здоров" и в последние два года заметно преобразился. Туда с удовольствием едут футболисты из России. Бюджет некоторых клубов доходит до 5 миллионов долларов. Строятся стадионы, тренировочные базы, укладываются добротные поля. Тянутся в Казахстан и тренеры. "Женис" недавно возглавил Александр Ирхин. Слышал, что собирается вернуться из Греции известный в прошлом нападающий "Кайрата" Евстафий Пехлеваниди - хочет воспитывать футболистов в Чимкенте. В общем, по сравнению с недавним прошлым - размашистый шаг вперед.

- С чем это связано? Не с тем ли, что Казахстан, наконец, стал членом УЕФА?

- Нет, в первую очередь с тем, что ФСК (Футбольный союз Казахстана. - Прим. С.К.) возглавил Рахат Алиев - зять президента Назарбаева. Человек он молодой, энергичный, поработал в силовых структурах, искренне любит футбол. С его приходом в ФСК Казахстан и сумел "прорубить окно в Европу".

- Но, кажется, даже для зятя Назарбаева это было непросто?

- Непросто. Помогло содействие Вячеслава Колоскова.

- В 2000 году вы возглавляли сборную Казахстана. Не жалеете, что это было до прихода в ФСК Алиева?

- Конечно, жалею. Главным тренером национальной команды я стал на конкурсной основе: свои программы предложили семь человек. Остановились на моей кандидатуре. В общем, все на солидном уровне. Но дальше - проза без капли солидности. Сборная была бесхозной. С грехом пополам подготовились к отборочному турниру чемпионата Азии, который проходил в Катаре. За единственную путевку в финальную часть боролись 7 команд. Первое место заняли хозяева, мы уступили им всего очко. Этот турнир оказался для меня первым и последним в роли наставника национальной команды. В тех условиях работать не смог и подал в отставку.

ФУТБОЛ И ВОЙНА

- Ваше первое, еще в качестве игрока, возвращение на историческую родину оказалось кратковременным - один сезон в "Тереке" в 80-м. А тренерскую карьеру в Чечне вы начали, возглавив соперника "Терека" - "Эрзу". Как же пошли против родной команды?

- Так получилось. Надеюсь, ни министр спорта Чеченской республики Хайдар Алханов, который в 93-м был главным тренером "Терека", ни нынешний генеральный директор клуба Роман Садыков, защищавший тогда ворота этой команды, на меня не в обиде. (Улыбается.) В Грозном в начале 90-х образовалось несколько клубов, выступавших в различных лигах российского первенства. Наиболее перспективным - так мне, во всяком случае, показалось - был "Эрзу" (в переводе с чеченского "Орел". - Прим. С.К.), который содержал частный предприниматель. Играли в первой лиге вместе с "Тереком". Сезон-93 был последним, когда лига делилась на три зоны: уже объявили, что в следующем первенстве их объединят. Чтобы попасть в единую первую лигу, в 93-м требовалось финишировать в Западной зоне не ниже 8-го места. Мы закончили турнир третьими. А вот "Тереку" не хватило до заветной цели четырех очков.

- Но ведь "Терек" считался "правительственной" командой - именно его, насколько помню, поддерживал Джохар Дудаев?

- Поддерживал. С "Тереком" была связана вся история грозненского футбола, а тут появляется какой-то "Эрзу". Над нашей командой поначалу посмеивались. Оказалось, зря. Мы мечтали о высшей лиге, но политическая обстановка в Чечне накалилась до предела, и летом все команды республики были вынуждены приостановить участие в российском первенстве.

- И вы сразу вернулись в Казахстан?

- Не сразу. Нужно было сначала устроить футболистов по другим командам. Уехал в октябре. А в декабре началась война.

- В конце 95-го, выиграв с "Таразом" серебряные медали чемпионата Казахстана, вы опять приехали в Грозный. Зачем?

- Именно тогда впервые возникла идея возродить грозненскую команду и чеченский футбол вообще. Мы собрали игроков, нам организовали сборы в Кисловодске. Планировалось, что команда вернется в российское первенство, а домашние матчи будет проводить на нейтральном поле. В общем, работу проделали большую, хотя война продолжалась и футбольные вопросы приходилось решать под бомбежками. Но летом 96-го война разгорелась с новой силой, и проект пришлось отложить. Как оказалось, еще на четыре с лишним года.

НЕКУРОРТНАЯ ЖИЗНЬ

- В конце 2000 года в российском футболе, наконец, вновь появилась команда "Терек". Два сезона отыграла во втором дивизионе, а в прошлогоднем первенстве уверенно завоевала путевку в первый. То есть прогресс налицо?

- Я давным-давно знаю генерального директора клуба Романа Садыкова, на чьих плечах лежит основной груз организационной работы. Находясь в Казахстане, постоянно поддерживал с ним отношения. Общался и с министром спорта Чечни Хайдаром Алхановым, поэтому был в курсе всех перемен. Руководство республики заинтересовано в том, чтобы чеченский футбол возродился. Значит, "Терек" был обязан прогрессировать. Мои предшественники, тренировавшие команду, многое сделали для того, чтобы решить задачу выхода в первый дивизион.

- За российским футболом из Казахстана следили?

- Разумеется. Но в основном за турниром в премьер-лиге. С матчами первого дивизиона сложнее - телевидение их не транслировало. Но из любой сложной ситуации есть выход.

- Какой в данном случае?

- Курбан Бердыев передал мне видеокассеты с записью прошлогодних матчей "Рубина" с различными командами. Да и в наших беседах с ним мы часто касались нужной мне темы. Минувшей осенью был на стажировке в Голландии вместе с российскими специалистами. Много полезной информации получил от Гаджи Гаджиева и Александра Побегалова - они с первым дивизионом знакомы прекрасно. Так что впечатление сложилось довольно цельное: этот турнир, конечно, стал намного сильнее, чем был 10 лет назад.

- А какое сложилось впечатление о футболистах "Терека"?

- Среди них достаточно опытных игроков, но многие после уверенного, а значит, легкого выхода в первый дивизион потеряли, так сказать, мотивацию. А с "облегченным" настроением готовиться к турниру, который гораздо труднее прошлогоднего, недопустимо. Поэтому на первой же встрече предупредил: "Забудьте о том, что "Терек" базируется в курортном городе. Курортной жизни у вас не будет".

- Они вас поняли?

- Кажется, да. (Улыбается.) Впрочем, мне помогает, что из прошлогоднего состава в команде остались игроки, с которыми я знаком еще по "Эрзу" - Гайсумов, Идигов, Цуцулаев... Дени Гайсумов к тому же выступал у меня и в "Атырау" после того, как поиграл в Эмиратах.

- В обновленном тренерском штабе "Терека" тоже появились проверенные люди, помогавшие вам на тренерском поприще в Казахстане, - Владимир Никитенко и Юрий Коньков...

- С Никитенко мы еще за "Кайрат" играли в высшей союзной лиге. Коньков пришел в алма-атинскую команду позже. Вместе не один пуд соли съели. Это опытные специалисты, на которых я очень рассчитываю. Как и на Ису Байтиева, работавшего в штабе в прошлом году.

- Вы максималист?

- Да. По крайней мере, работая в Казахстане, всегда стремился со своими командами к высоким рубежам. В "Эрзу" тоже.

- Тогда как восприняли задачу, поставленную перед "Тереком" руководством клуба: финишировать в предстоящем чемпионате в первой пятерке?

- В любом клубе руководители ставят определенную задачу, а тренер стремится ее выполнить. Нам на сборах нужно основательно наиграть состав, укрепить некоторые позиции. Проследим, как это сделают соперники. Думаю, только перед стартом можно будет сказать, какая из команд на что способна.

- Когда планируете определиться с составом "Терека"?

- С этим затягивать нельзя. После турецкого сбора в начале февраля определю состав процентов на 80. Затем продолжим селекцию по точечному принципу.

- Вы за тысячи верст от Казахстана, вашей второй родины, а историческая родина - в 300 километрах, но для "Терека" пока недоступна...

- Что ж, в выигрыше соперники. Нам труднее, чем им: 21 матч в гостях, 21 на нейтральном поле. Но такова политическая обстановка в регионе, и мы не в силах ее изменить.

- Как вам кисловодский пансионат "Мечта", где базируется "Терек"?

- Уютный. Обслуживающий персонал - внимательный, заботливый.

- И название пансионата для вашей команды, кажется, подходящее...

- Не только для "Терека". Это футбол, но есть более важные вещи. Думаю, каждый здравомыслящий человек в России мечтает о мире в Чечне. Я тоже.

Сергей КАПУСТИН

Кисловодск - Ставрополь