ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье |
Омари ТЕТРАДЗЕ
НАДЕЮСЬ, ВО ВЛАДИКАВКАЗЕ МОЙ УХОД ПОЙМУТ ПРАВИЛЬНО
Во вторник поздно вечером в редакцию "СЭ" пришел лидер прошлогодней "Алании" Омари Тетрадзе, который поведал о том, что принял окончательное решение покинуть владикавказский клуб.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПОКУПАТЬ НОВИЧКОВ,
ХОРОШО БЫ РАССЧИТАТЬСЯ С ВЕТЕРАНАМИ
- О вас почти ничего не было слышно с момента окончания чемпионата. Что произошло за последние два месяца?
- Все это время пытался найти общий язык с новым руководством клуба - президентом Михаилом Шаталовым и гендиректором Батразом Битаровым. Проблема в том, что клуб задолжал мне за прошлый год довольно внушительную сумму: подъемные, зарплату за два месяца и премиальные за несколько выигранных матчей. По словам Шаталова, у него нет на это денег. Тогда я предложил компромиссный вариант - не претендую на возвращение долга, но при этом становлюсь свободным агентом. В ответ мне заявили, что разрывать контракт не будут, денег не отдадут, однако готовы пересмотреть условия контракта на следующий год.
- В сторону увеличения?
- С этой зимы во Владикавказе о повышении никто не заикается. Естественно, мне предлагали меньшие деньги.
- О том, как непросто вести диалог с новым президентом, мне рассказывал и Алан Кусов, перешедший в ЦСКА. При том что у него было предложение от армейцев, Кусову предлагали урезать зарплату...
- ...Охотно верю в эту историю. За два месяца общения с Шаталовым перестал чему-либо удивляться. С теми же проблемами столкнулся Пагаев, который не выдержал и вчера уехал на сборы с "Анжи". Сомневаюсь, что вернется в команду и Джаба Базаев.
- Может, действительно клубная касса пуста и руководство находится в безвыходном положении?
- В таком случае откуда деньги на приобретение Ментешашвили и Михолала? Было бы, наверное, логично сначала рассчитаться по долгам, сохранить тех, кто верой и правдой служил "Алании" не один год, а потом уже изыскивать средства на новичков. Шаталов же решил пойти другим путем. Что ж, время рассудит - кто из нас прав.
ШАТАЛОВ НАПОМНИЛ О СУДЬБЕ СЫЧЕВА
- Что вы теперь намерены делать?
- Буду ждать ближайшего заседания КДК. Я давно уже написал заявление о расторжении контракта, но с условием, что КДК пока не дает ему хода. Надеялся, что удастся прийти к согласию, поскольку "Спартак-Алания" занимает особое место в моем сердце. Ведь не случайно после нескольких лет выступлений за рубежом я вернулся именно в команду, с которой стал чемпионом России. Мне бы очень не хотелось, чтобы болельщики обвинили меня в рвачестве. Я же никаких условий не ставил, просто просил выполнить условия контракта. Надеюсь, владикавказцы поймут причины ухода.
- Обратной дороги нет?
- Нет, скорее закончу с футболом, чем буду играть в клубе, у руля которого стоит Шаталов. Президент у меня только один - Александр Дзасохов, первый человек в Северной Осетии. У нас состоялась беседа, президент республики уговаривал меня остаться, но я к тому времени уже принял окончательное решение - ухожу. Дзасохов отнесся с пониманием к моим проблемам. А каплей, переполнившей чашу терпения, стал разговор с Шаталовым 4 января, в котором собеседник, мягко говоря, перешел на повышенные тона. Не заслужил я такого отношения к себе. Кроме того, был обвинен в бунтарстве и заговорщичестве .
- Шаталов - новый человек в российском футболе. Что это за фигура?
- Говорит, что в молодости играл в футбол. Шаталов был мэром Владикавказа, потом премьер-министром республики, в конце прошлого года Дзасохов назначил его президентом клуба. Как в свое время Сергея Такоева, при котором тоже случались задержки с выплатой заработанного, но отношения всегда строились на взаимном доверии. Он никогда не позволял себе повышать голос.
- Если Шаталов, может быть, слабо знаком со спецификой нашего футбола, то Битаров на этом деле собаку съел. Он не пытается как-то сглаживать углы?
- Нет. При встрече он мне также заявил: будь я президентом - не заплатил бы. Обязательства, мол, брало прежнее руководство, оно пусть и расплачивается. Фактически новые хозяева клуба подталкивали меня к разбирательствам в КДК, говорили: если хочешь, давай будем судиться. И приводили в пример "дело Сычева". Но это разные вещи - форвард "Спартака" хотел сменить клуб, а я добиваюсь выполнения передо мной контрактных обязательств.
ЗА ГРАНИЦУ БОЛЬШЕ НЕ ПОЕДУ
- Уже знаете, где продолжите карьеру, в случае если КДК удовлетворит вашу просьбу?
- У меня есть несколько вариантов, но я сейчас не хотел бы о них распространяться. Сначала надо стать свободным агентом.
- Это только российские варианты?
- Да, заграница меня уже не интересует. Хотел закончить в "Алании", не по моей вине с этой мечтой приходится расстаться.
- Как в целом оцениваете прошедший после вашего возвращения из Греции год?
- Честно говоря, я шел в "Аланию", рассчитывая найти во Владикавказе ту же атмосферу, те же амбиции, что были в 1995 - 1996 годах. Но попал совсем в другую команду. И хотя обстановка была здоровой, цели - совсем другими. Сейчас вернули клубу имя "Спартак-Алания", но, кроме названия, ничего не изменилось. Огромная пропасть между нынешним "Спартаком-Аланией" и тем, чемпионским. Для меня с тех пор существует только два места - первое и то, с которого вылетают в первый дивизион.
- Владикавказ сейчас, похоже, как никогда близок ко второму варианту.
- Для меня это был бы серьезный удар. Надеюсь, команде удастся решить поставленную задачу - попасть в десятку.
- В прошлом году этого не удалось во многом из-за неудачного старта при Мунтяне. В чем причины неудач украинского специалиста?
- Это тренер высокого класса, к которому не может быть претензий в человеческом плане. Наверное, фортуна отвернулась. В нескольких проигранных матчах должны были побеждать.
- Может быть, Мунтяну не удалось разобраться в тонкостях кавказской души?
- Соглашусь, это была его главная беда. Все-таки к нашему народу необходим особый подход. Надо знать обычаи, психологию, образ жизни, а у Мунтяна такого опыта не было. Пришедший ему на смену Игнатьев оказался более сведущ в этих тонкостях. Скажем, в юношеской сборной он работал с грузинами и осетинами.
ДЗОДЗУАШВИЛИ МЕНЯ ПРИГЛАШАЛ ЕЩЕ В 16 ЛЕТ
- Ваше отношение к новому тренеру владикавказцев Ревазу Дзодзуашвили?
- Мне не приходилось с ним работать, хотя Дзодзуашвили приглашал из тбилисского "Динамо" в кутаисское "Торпедо", когда мне было 16 лет. Сейчас предлагал поехать на сбор и там доказать свою необходимость команде. Но, во-первых, мои возможности вряд ли для кого-то в России являются тайной, а во-вторых, я заметил тренеру, что нам будет сложно работать вместе. Передо мной не выполняются обязательства, соответственно он не сможет предъявлять мне никаких требований. А это уже ненормально.
- В прошлом году вы вернулись совсем не в ту команду, которая осталась у вас в памяти. Может быть, не стоило второй раз входить в реку?
- Ничуть не жалею о том решении.
- Это правда, что около половины матчей сезона вам пришлось играть с воспаленными ахиллами?
- Врачи говорили, что для выздоровления необходима двухнедельная пауза, однако каждый матч был для "Алании" решающим, мы до конца первенства боролись за выживание, поэтому не мог себе позволить пропустить даже один тур. После матча ахиллы воспалялись, готовиться к следующей игре приходилось по индивидуальному графику. В конце концов боль ушла.
- В какой сейчас находитесь форме?
- Сам тренируюсь, иногда играю в мини-футбол. Много сил и нервов отнимает тяжба со "Спартаком-Аланией". Но за свою форму не беспокоюсь - полутора месяцев вполне хватит, чтобы полноценно подготовиться к чемпионату. Именно столько тратят на предсезонные сборы на Западе.
- Вам не повезло с руководством не только во Владикавказе, но и в предыдущем клубе - греческом ПАОК. Так ведь?
- Неудачная полоса началась после той злополучной травмы в апреле 1997 года на стадионе "Динамо" в матче за сборную. Полтора года потом пришлось пропустить, переехал из Италии в Грецию, где начались проблемы с зарплатой. Мне задолжали за пять месяцев, с президентом удалось договориться полюбовно, он дал мне пять чеков. По двум выплаты произвел, а по оставшимся ожидание длится уже больше года. Во время отпуска отправился в Грецию, бывшие одноклубники говорят, что уже семь месяцев не получают зарплату (У ПАОК есть и другие долги. Если клуб не заплатит югославскому "Железнику" 542 тысячи долларов за Сладана Спасича в течение 30 дней, то с него сначала снимут шесть очков, а затем исключат из высшего дивизиона. - Прим. К.А.). Специалист РФС по международным трансферам Сергей Куликов взял мои греческие проблемы под свой контроль.
ХОЧУ ИГРАТЬ ЕЩЕ ЧЕТЫРЕ ГОДА
- В свои 33 вы еще не задумывались над тем, чем будете заниматься после окончания карьеры?
- У меня есть прекрасный пример перед глазами - Станислав Черчесов. Говоря о футбольных долгожителях, чаще всего кивают на Германию, а у нас ведь и свой аксакал есть. До сорока, как Стас, я, конечно, продолжать карьеру не планирую, но еще 3 - 4 года надеюсь поиграть на высоком уровне. А затем попробую себя в роли тренера - уже давно веду записи, конспекты тренировок. Приятно, что в нашем футболе, наконец, дали дорогу молодым специалистам. Рад за моих хороших знакомых - Игоря Шалимова и Ахрика Цвейбу, ставшего тренером-селекционером в "Торпедо-Металлурге". Шалимов же, насколько мне известно, сделал ставку на молодых, значит, имеет возможность не думать о сиюминутном результате, а работать на перспективу. Но ему все равно нужны один-два опытных игрока, которые стали бы связующим звеном между тренером и молодежью, заботились о здоровой атмосфере.
- Уж не на себя ли намекаете?
- И в мыслях не было (смеется). Нет, "Уралан" среди возможных вариантов моего перехода не фигурирует.
- Вы упомянули Черчесова. Не говорили со своим другом после того, как узнали, что им интересуется "Спартак-Алания"?
- Пока не удалось, хотя мне передали, что он мне звонил в московскую квартиру. Кстати, в кабинете Дзасохова во время нашей последней встречи 25 января я сменил как раз Черчесова. А почему бы нам сейчас не набрать номер Стаса и не узнать все из первых рук?
-...Он сейчас готовится к сезону, - говорит Тетрадзе после звонка в Австрию, - хочет еще поиграть. Из владикавказского клуба к нему никто не обращался, а с Дзасоховым они разговаривали, что называется, за жизнь.
Константин АЛЕКСЕЕВ