ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье |
Александр ПРОСВЕТОВ
"Спартак" издавна славился атакой. Это в обороне он мог недорабатывать, что несколько странно, учитывая следующее обстоятельство: тренирует его в последний период, длящийся уже более десятилетия, человек по своей предыдущей профессии - футбольный защитник. И пусть знатоки говорят - причем не без оснований, - дескать, не хватает команде надежности фундамента, бесшабашный спартаковский стиль многим импонирует.
Дело вкуса, наверное, но есть в этой самобытности красно-белых нечто такое, что брало иной раз серьезные крепости. Что-то в нем от русского характера, безудержной удали, размаха московского купечества: любить - так королеву. И пусть твердят специалисты, что самый хороший счет - 1:0, а когда - 4:3, команды обычно расписываются в собственном непрофессионализме, в памяти болельщиков чаще остаются (значение матчей как фактора, влияющего на память, в данном случае отбросим) как раз 4:3. Вроде того, например, что явили 10 июля прошлого года в Петровском парке "Спартак" и "Зенит".
И был фантастический решающий гол Сычева, влепившего мяч в "девятку" с угла штрафной и потом побежавшего к зрителям демонстрировать надпись на нижней майке: "Кто мы? Мясо!" А потом Дмитрий утешал опечаленного Кержакова почти так, как тот его после проигранного на Ч М-2002 матча Бельгии.
О Сычеве вспомнил не случайно. Вряд ли кто-то будет оспаривать факт, что с его уходом атака "Спартака" прошлогоднего образца потеряла в остроте. Были, правда, у не слишком удачного, по меркам команды, финиша после летнего всплеска и другие причины. Отсутствие Титова - очевидный минус для атаки. С его потерей у "Спартака" стало существенно меньше комбинационной мысли. Чувствовалось, нет последнего паса, который традиционно был фирменным знаком "Спартака". Нетто, Гаврилов, Черенков - всех и не перечислишь.
Может, и Данишевский будет смотреться при Титове по-другому. Пока же в матчах на турнире Efes Pilsen и контрольных играх он выглядел действительно "электричкой", как прозвали его болельщики: стремительным и, увы, расточительным в концовках. Наш футбол знал игроков-бегунков. Это спартаковец Валерий Рейнгольд, например, на которого Данишевский даже внешне похож, динамовец Геннадий Еврюжихин - за сборную СССР, между прочим, человек выступал, так что далеко не последним в национальном чемпионате был. И все же, хотя их скорость не могла не производить впечатления, злые языки иногда давали им характеристику: мол, "всадник без головы". Безусловно, скоростью трудно управлять. Но если не будет эффективности, то зачем он, этот безумный темп, нужен?
Павлюченко, еще более поразивший нехваткой эффективности на турнире в Турции, затем в манежных матчах, напротив, поклонников "Спартака" обнадежил. Подставлял то ногу, то голову в самый нужный момент. Как Герд Мюллер. Вот только соперники из второго российского дивизиона не тянут на мерило, по которому устанавливают истинный уровень мастерства. Впрочем, бывшему волгоградцу и карты в руки. За молодежную сборную он выступал убедительно, хотя в "Роторе" его и в дубль в воспитательных целях ссылали. Но в парне, несомненно, что-то есть.
Именно в нем, умеющем играть головой, надо полагать, спартаковское руководство видит преемника Бесчастных. Как мог бы выглядеть лучший снайпер сборной России в "Спартаке"-2003 после не слишком задавшегося прошлого сезона, бог весть. Но даже когда игра у Бесчастных не очень-то шла, подкупало его очевидное неравнодушие - к результату конкретного матча, к судьбе клуба. Это был один из лидеров в коллективе, что уже ценно. Теперь же...
В самом начале сезона-2002 Олег Романцев считал нападение самой беспроблемной линией "Спартака": не нуждающийся в характеристиках Бесчастных, блеснувший Сычев, широко разрекламированный Василюк, неплохой вроде бы Фло и суперперспективные Данишевский с Сониным. И ведь использовал тренер в ряде матчей такой козырь, как игра в три нападающих, что выглядело поистине революционным ходом. Что-то он теперь применит?
Вы готовы сказать, что это обязательно будет связка Данишевский - Павлюченко или в группу атаки войдет еще кто-то: Сонин, Торбинский, оставивший для начала приятное впечатление Кинк или неизвестное нам пока приобретение? Ответа нет. Но, может быть, он уже есть у Романцева?