СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
СТАТИСТИКА Акселя ВАРТАНЯНА |
ОДИННАДЦАТИМЕТРОВЫЙ ХИТ-ПАРАД
ПЕНАЛЬТИ. Что это? Динамичные, насыщенные полярными эмоциями сцены в коротком промежутке между вынесением приговора и приведением его в действие, в экспрессивном исполнении всех причастных к нему лиц - с заламыванием рук, падениями оземь и обязательными массовыми лобызаниями главного героя в заключительном акте.
Что это? Для объявившего приговор - тест на мужество. Острые ощущения, адреналин. В лучшем случае - крепкие словесные схватки, незапланированные рывки на различные дистанции во избежание физического контакта с группой разъяренных преследователей. В худшем - ближний бой с численно превосходящим противником с непредсказуемыми последствиями.
Для стороннего наблюдателя - презабавное зрелище, спектакль, аттракцион.
Для статистика - обычная рутинная работа: ему все равно, что считать, лишь бы считать. Статистик ведет учет назначенных, забитых и незабитых пенальти и после соответствующей обработки полученных данных раскладывает их в спецячейки в зависимости от того, кто, где, когда и т.д. и т.п. На возникшие перед вами вопросы мы и попытаемся сегодня ответить.
СКОЛЬКО?
1. ЧЕМПИОНАТЫ
Вопрос на засыпку. Если честно, положа руку на сердце, - не знаю. Ни одна из существующих на сей счет версий обнажить истину не в состоянии.
По мнению играющих, тренирующих и им сочувствующих, число направленных в их сторону пенальти должно располагаться в приграничной к нулю полосе. Диаметрально противоположного мнения придерживаются по ту сторону баррикад. Версия судейская пульсирует где-то между полюсами, вероятнее всего, в районе, близком к экватору. С истиной она в силу ряда причин (объективных и не только) расходится. Насколько? Смертным знать не дано. Так и останется это вечной тайной, кантовой "вещью в себе".
Не упускают случая выразить особое мнение и общающиеся с населением через средства массовой информации. Над схваткой находятся лишь чопорные, застегнутые на все пуговицы, невозмутимые (по крайней мере внешне), стремящиеся к предельной объективности статистики. Им не положено иметь, точнее, высказывать свое мнение. Они не регистрируют неназначенные и изобретенные на поле пенальти, не обсуждают и не осуждают судейские ляпы, даже совершенно очевидные. Эти махровые бюрократы руководствуются исключительно судейской версией, отраженной по всей форме в протоколе и утвержденной в верхах.
После пространного и столь же необходимого вступления готов ответить на вопрос "Сколько?" Согласно официальным документам, в сезоне-2002 вынесено 64 смертных приговора. Для страны, объявившей мораторий на смертную казнь, вольность непозволительная. Но мы о футболе, где высшая мера еще не отменена. В сравнении с предыдущим десятилетием цифра жалкая, ничтожная - и в абсолютном выражении, и по среднестатистическому показателю. В прошлом году одиннадцатиметровые наказания выносились крайне редко, примерно в каждом четвертом матче: коэффициент (КФ) - 3,77. Никак и в футболе дело идет к поэтапной отмене исключительной меры.
Не так давно я говорил об особенностях прошлогоднего чемпионата. Вот вам еще одна - самый доселе неурожайный по производству одиннадцатиметровых сезон. Об иных отклонениях от нормы, более существенных, поговорим позже.
Рекордные высоты взяты в 1995 году: 117 одиннадцатиметровых, назначавшихся примерно через каждые две с половиной игры (2,58). Российские "ножницы" не очень велики - всего 1,19. В СССР - куда шире: от 1,8 - в 38-м до 9,5 - в 67-м! Поразительный был турнир. В 342 матчах судьи свистнули всего 36 раз. То ли защита работала ювелирно (что вряд ли), то ли судьям некачественный "струмент" выдали - срабатывал через раз. А в рекордном 38-м арбитры на свежем, чистом, еще не загазованном воздухе вовсю включили силу и объем своих легких - примерно 180 пенальти. Точное число в том неблагополучном для статистиков году неизвестно.
По частоте наказаний (через каждые 2,1 матча) хорош и заключительный, 54-й союзный турнир. Судейские свистки в 91-м (112 в 240 матчах) слились в единый траурный марш: так арбитры проводили в последний путь советские чемпионаты.
Били в прошлом сезоне средне - 17 промахов в 64 попытках. Пятый в России результат - 73,4 процента. Установленную в первом турнире высокую планку (81,3) удалось превзойти только через девять лет - 82,2. А в 97-м стреляли из рук вон - 68,8 процента (30 промахов в 96 попытках). И опять-таки разница между лучшим и худшим результатами сравнительно невелика - 13,4 процента. В СССР чуть ли не втрое больше - 34,1: от 56 % - в 37-м (реализовано 14 из 25) до 90,1 - в 86-м (64 из 71). В целом в России попадали в цель чаще - 74 раза из 100, в СССР - 73 раза.
Немного занимательной статистики. На отдельных этапах турнирной деятельности некоторых команд случались значительные отклонения от общесоюзной нормы. Бакинские спецы с лета 1982-го по 1988 год включительно, то есть на протяжении шести с половиной лет, пробили без единого промаха 32 пенальти подряд. Самая длинная фатальная серия постигла харьковский "Металлист". В течение такого же временного отрезка его голкиперы не сумели предотвратить ни одного из 29 ударов, направленных с 11 метров в их ворота.
Несколько примеров иного свойства. В 1938 году бакинский "Темп" из девяти пенальти реализовал только два. Чтобы превзойти, если в данном случае уместно это слово, "рекордный" результат, кишиневцам понадобилось четыре года. С 1957-го по 1961 год их берданка из девяти попыток совершила восемь осечек! Один из девяти - всего 11,1 процента вместо 73 среднестатистических!
Ополчившиеся против Бога и дьявола нет-нет да вступали в тайные связи с разного рода магами и колдунами. Работали те весьма квалифицированно. Вот результаты их деятельности. На отдельных турнирных отрезках "Зениту" забили 1 пенальти из 7, московским "Крылышкам" и ЦСКА - 3 из 10, киевлянам - 3 из 13, "Спартаку" - 4 из 16.
Еще одну невероятную историю, похлеще всех вместе взятых, я уже рассказывал. Но, с вашего позволения, повторю хотя бы для тех, кто услышит ее впервые. Она того стоит.
В тбилисском "Динамо" решили устроить "День закрытых ворот". Мероприятие было подготовлено и проведено на высоком уровне. Оно так понравилось организаторам и на нем присутствующим, что растянулось на десять... лет. С 16 сентября 1958 года по 22 августа 1968 года по тбилисским воротам произвели 15 артиллерийских залпов. Артиллеристы - красавцы, большие мастера, при титулах, званиях, наградах. Среди них заслуженные мастера спорта, лауреаты союзных и международных турниров, члены сборной СССР, участники чемпионатов мира и Европы, почетные члены "Клуба Григория Федотова": Борис Батанов, Виктор Серебряников, Валерий Лобановский, Владимир Мунтян, Геннадий Логофет, Эдуард Стрельцов, Эдуард Маркаров... Итог: штанга, мимо, 11 отражено вратарями (Серго Котрикадзе - 6, Рамаз Урушадзе - 5) и только 2 (ДВА) из 15 (!!!) невесть каким чудом прошмыгнули в кем-то заколдованные ворота.
Наши командные серии на советском рынке неконкурентоспособны. Не созрели еще, чтобы их на витрине выставлять. Хотя... У ЦСКА и "Зенита" связи с нечистой силой, видимо, еще с советских времен сохранились. Впрочем, сейчас можно не прятаться. Услуги предлагаются разнообразные: заворожить, присушить, заколдовать, расколдовать... Здесь главное - не ошибиться с квалификацией колдуна. Армейцам и питерцам повезло. Сработали маги отменно. Результат, как говорится, налицо. С 31 августа 94-го по 27 апреля 96-го в ворота ЦСКА попали три раза из 11, а "Зениту" в течение года (с сентября 96-го по сентябрь 97-го) 1 из 9!
2. КОМАНДЫ
Смотрите таблицы. Расположены команды в зависимости от количества пробитых (свои) и направленных в их ворота (чужие) пенальти по убывающей. Что же получается? В любимчиках у арбитров "Алания": 79 "за" и 42 "против". Навар приличный - "плюс 37". Не обижают и "Спартак" - "плюс 31" (72 - 41). В изгоях - "Ростсельмаш": "минус 31" (35 - 66). Примерно каждый шестой мяч влетел в ворота дончан с белой точки. В прошлом сезоне, как и в 93-м, по судейской команде "Пли!" в сторону Ростова произвели 10 залпов. Если ростовчанам станет легче от того, что кому-то было еще хуже, сообщаю: в 96-м на ворота Тольятти, а в 98-м - Тюмени обрушились соответственно 12 и 14 ударов.
Аланцы подарком судьбы распоряжались бездарно: около трех десятков мячей пустили в "молоко", столько же, сколько стоящие за ними ЦСКА со "Спартаком", вместе взятые. И в прошлом сезоне владикавказцы били чаще и хуже всех: четыре попадания из восьми. Это не высший в России результат. В 99-м в пользу "Алании" прозвучало 12 свистков. Такого же размера материальную помощь оказали судьи в 96-м "Черноморцу". Только все это - сувенирчики в сравнении с подарком, какой отгрохали в складчину советские арбитры тбилисскому "Локомотиву" в 38-м - 21 пенальти!
Здорово строчила "Балтика": 15 из 15. Отличный результат и у "Жемчужины". Кстати, серия сочинцев, рекордная в России, смотрится лучше - 20 попаданий кряду. ЦСКА и "Спартак" благодаря успешным выстрелам в прошлогодних учениях (соответственно 7 из 8 и 6 из 7) перевалили за весьма престижный 80-процентный рубеж и примкнули к самым метким в России стрелкам.
Таблицы мы еще прокомментируем, но сначала разберемся с персоналиями.
3. ЭКЗЕКУТОРЫ
Всех отметить невозможно - счет пошел на сотни. Да и острой нужды нет. А передовиков, тех, кто больше и эффективнее (это не одно и то же) сработал, назовем не без удовольствия - и советских, и российских. Но только после краткого визита в прошлое - чтобы отметить пионеров.
Счет пеналям открыл 23 мая 1936 года в Москве в игре ЦДКА с ленинградской "Красной зарей" московский арбитр Евгений Георгиевский. По старой русской традиции гостинец он преподнес приезжим. Таким образом, первый советский пенальти был направлен в хозяйские ворота. Это обстоятельство, как и то, что встречу судил свой, коренной, думаю, молодого читателя немало позабавит. Но в те годы это было в порядке вещей.
Конец истории таков. Нападающий ленинградцев Ярцев по неведомой мне причине подарка хлебосольного хозяина не принял и пробил мимо.
О мистических совпадениях, связанных с первым голом вышедших на замену игроков, советского и российского, я рассказывал не так давно. Совпадения - правда, не столь масштабные - отмечены и в той области, о которой мы говорим сегодня.
29 марта 1992 года, в день открытия первого чемпионата России, во Владикавказе в игре хозяев с ЦСКА состоялся и первый пенальти. Его инициатор - ленинградский судья Николай Левников. О совпадениях: пенальти вновь пробивался в армейские ворота, а исполнитель, нападающий хозяев Назим Сулейманов, последовал примеру Ярцева и пробил мимо.
Первый забитый пенальти. СССР. 29 мая 1936 года. Москва. ЦДКА - "Спартак". Ленинградский судья Николай Усов при счете 2:0 в пользу армейцев наказал "Спартак". Приговор привел в исполнение красноармеец Константин Малинин - 3:0.
Россия. 1 апреля 1992 года. В День смеха в Камышине ("Текстильщик" - "Уралмаш") и Краснодаре ("Кубань" - "Шинник") "пошутили" (опять-таки, как в СССР, при счете 2:0 в пользу хозяев) московские арбитры - Алексей Спирин и Валентин Купряшкин. Олег Елышев ("Текстильщик") счет увеличил - 3:0, а ярославец Вадим Помазов - сократил (1:2). Вреда в этот праздничный день высшая мера никому не нанесла. Знали судьи, когда свистеть.
Первопроходцы названы. Только фамилии их в опубликованных списках не значатся. Там исключительно передовики. Следуя хронологии, огласим сначала советский. Список окончательный, пересмотру не подлежит.
Место | Игрок | Прообито | Забито | % |
1 | И.Пономарев | 34 | 31 | 91,2 |
Плоскина | 34 | 31 | 91,2 | |
3 | Казаченок | 31 | 26 | 83,9 |
4 | Гогоберидзе | 36 | 26 | 72,2 |
5 | Блохин | 29 | 25 | 86,2 |
6 | Буряк | 27 | 24 | 88,9 |
7 | Сальников | 28 | 23 | 82,1 |
8 | Чесноков | 25 | 22 | 88,0 |
9 | Ворошилов | 26 | 22 | 84,6 |
10 | Бесков | 19 | 18 | 94,7 |
Вот вам иллюстрация к сказанному ранее: больше - не значит лучше. У замыкающего строй Константина Бескова самый высокий процентный показатель. А значительно уступающий ему в процентах (на 22,5) Автандил Гогоберидзе подпирает лидирующую тройку. Тбилисец трудился не столь продуктивно, зато много и задавил валом. По количеству бракованной продукции равных ему в СССР нет - 10 промахов! В этой отрасли у него не все получалось, зато в остальных... Футболист от Бога, умный, техничный, артистичный, организатор и бомбардир, исключительно корректный игрок. Редкое для одного футболиста сочетание.
Нет в списке работавших мало, но виртуозно, ювелиров-стопроцентников. Имена ни разу не смазавших из десяти и более попыток упоминания достойны: Владимир Гречнев - 13, Владимир Лагойда и Игорь Беланов - по 12, Асиф Алиев - 10.
У советских лидеров идентичные показатели по всем пунктам. В таких случаях принято располагать фамилии в алфавитном порядке. Поставив на первое место Пономарева, от правила я отступил. И вот почему. В 80-е годы три полузащитника - бакинец Игорь Пономарев, одессит Владимир Плоскина и Леонид Буряк, поменявший одесскую прописку на киевскую, затеяли соревнование: кто больше, не споткнувшись, отчеканит 11-метровых. Плоскина остановился на отметке "23". Буряк, пока играл в Киеве, вплотную к нему приблизился. Но как только переехал в Москву, осекся. Остановил его в шаге от рекорда недавний киевский коллега Михаил Михайлов. Пономарев стартовал позже, поначалу сбивался, но вскоре пристрелялся и летом 88-го при поддержке минского арбитра Вадима Жука одессита догнал. И вот свершилось. 11 октября на 88-й минуте встречи "Нефтчи" - "Локомотив" (это была предпоследняя игра Пономарева в союзном первенстве) томский судья Николай Юров предоставил, как оказалось, последний шанс преследователю. Тот своего не упустил: 24 точных попадания подряд - рекорд СССР!
Так как серия Пономарева оказалась длиннее, я и поставил его на первое место - по дополнительному показателю. После окончания сезона "Нефтчи" покинул высшую лигу, а Пономарев - "Нефтчи".
Окончание на стр. 11 |