Газета Спорт-Экспресс № 35 (3122) от 15 февраля 2003 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 29

Поделиться в своих соцсетях
/ 15 февраля 2003 | Легкая атлетика

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

ВЗГЛЯД Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ

ЛЮБОВЬ ПО КОНТРАКТУ

У победы всегда множество отцов. Очередное подтверждение этому я обнаружила не так давно в Интернете в виде материала, написанного популярным психологом. О том, как благодаря ему в олимпийском Солт-Лейк-Сити победил ученик Татьяны Тарасовой - Алексей Ягудин.

Покоробило, впрочем, не это. А большое количество подробностей совместной работы - из числа тех, что доверяют близкому человеку или врачу.

Подобные откровения приходилось читать и раньше. И каждый раз возникал вопрос: могут ли тренер или спортсмен как-то обезопасить себя от предательства людей, которым привыкли доверять? Особенно сейчас, когда любой индивидуальный результат, как в том же фигурном катании, достигается усилиями целой команды - самого спортсмена, тренера, хореографа, врача, массажиста, костюмера...

Лет двадцать назад секреты подготовки охранялись куда тщательнее. Помню, как-то оказалась возле катка и решила без предупреждения заглянуть на тренировку танцевальной пары, с наставницей которой меня связывали вполне дружеские отношения. Но была остановлена на входе в зал: "Извини, мы только начали постановку новых программ, а на этом этапе никого из посторонних на катке быть не должно".

Я не обиделась. Прекрасно понимала, что любая утечка информации - о музыке, новых элементах - это ЧП для тренера. Особенно в танцах, где даже портниха, рискнувшая сшить костюмы двум соперничающим между собой дуэтам, могла навсегда лишиться работы как в одном, так и в другом лагере.

Сейчас времена изменились. С прорывом и массовой интеграцией российского фигурного катания в Америку и Европу прирабатывать на стороне не считают зазорным ни тренеры, ни хореографы, ни прочие специалисты узкоспортивного профиля. В большинстве случаев на это идут, чтобы элементарно прокормиться: не всем ведь доводится работать со звездами выдающегося масштаба. Но даже те, кому выпадает счастливый шанс, ведут себя порой, как известный персонаж из анекдота, мечтающий жить, как король, и "немножко шить" при этом.

До сих пор, например, не укладывается в голове история о том, как некий хореограф, сделавший себе имя и рекламу во многом благодаря сотрудничеству с известным тренером, в свободное от работы время нашел замечательную музыку и поставил на нее программу прямой конкурентке собственного работодателя.

Со своей точки зрения, он, возможно, был прав: почему не сделать работу, за которую предлагают хорошие деньги? Однако противоположная сторона придерживалась иной позиции: хочешь свободы - иди на все четыре стороны и удовлетворяй желающих хоть круглосуточно. Но если ты - член команды, работать против своих - предательство.

Кто прав, кто виноват - в данный момент к делу не относится. Важнее другое: вряд ли бы подобная ситуация возникла, если бы стороны были связаны между собой элементарным контрактом.

Мне, например, искренне симпатична широта души той же Тарасовой, которой не приходит в голову заговаривать о контрактных отношениях со спортсменами, бросающимися к ней, как к последней соломинке, в надежде на помощь. Как бросились перед Олимпиадой в Нагано Илья Кулик и Оксана Грищук с Евгением Платовым. Но насколько же унизительно было читать впоследствии, что далеко не все они, став чемпионами и по разным причинам расставшись с тренером, сочли нужным заплатить за работу. Обязательств-то никаких не было!

А ведь, ей-богу, не помешали бы. Почему-то мало кто задумывается, что современный большой спорт - не просто бизнес, а уникальная технология. Которую (как и себя) совсем нелишне обезопасить. И с материальной, и с моральной стороны. Взять хотя бы упомянутые мемуары: при наличии соответствующего контракта даже одной публикации могло оказаться достаточно, чтобы психолог навсегда лишился работы по специальности в любой цивилизованной стране. А так остается недоумевать: что же такое врачебная тайна - священное понятие или всего-навсего ходовой товар?..