ФУТБОЛ |
ЛИГА ЧЕМПИОНОВ-2002/03. 2-й групповой турнир. 3-й тур |
До матча "МИЛАН" - "ЛОКОМОТИВ" осталось 2 дня |
СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ "СЭ" Юрий БУТНЕВ ПЕРЕДАЕТ ИЗ ИТАЛИИ |
ОДИН ИТАЛЬЯНСКИЙ ДЕНЬ Сергея ОВЧИННИКОВА
Этот человек - номер один в сборной России и "Локомотиве" - всегда на виду. Почти нет сомнений, что и в среду на "Сан-Сиро" именно ему предстоит быть в центре внимания
УТРО
Ранним утром над международным туристическим центром в Чокко висит почти гробовая тишина. Слышно только, как противно дребезжит стекло. Это очумевшая от безделья ворона долбит клювом в окно на первом этаже жилого корпуса. Птица, похоже, единственное живое существо, которому в этом райском местечке не спится. Впрочем, нет. На четвертом этаже в номере 402 шевельнулась занавеска. Кто-то жмурится от яркого солнца и напевает песенку из репертуара группы "Премьер-министр": "Синие глаза. Два бриллианта, три карата". До официального подъема еще полчаса. Кто же этот таинственный "жаворонок"?
Ради интереса просматриваю список игроков "Локомотива". Напротив каждой фамилии - номер комнаты и две даты - 4 февраля и 16 февраля. Стало быть, когда вы прочтете эти строки, чемпионов России в Чокко уже не будет. А четыреста второй номер до сегодняшнего дня делили Нарвик Сирхаев и Сергей Овчинников. Кто же из них встал спозаранку? В щелочке между занавесками мелькнул красивый мужской торс - и мистер Х тихо вздохнул: "Эх, сейчас бы кофейку!"
Теперь все ясно. Это Сергей Овчинников. Для кого-то Сергей Иванович, а для кого-то Босс. Вероятность ошибки в данном случае равняется нулю. Достаточно сопоставить факты. Встает без будильника в любое время, чертовски красив и обожает кофе. Конечно же, это основной голкипер "Локомотива" и сборной России!
- Привычка рано просыпаться передалась мне от отца, - говорит Овчинников. - Он никогда не пользовался будильником и всегда поднимал меня в шесть утра, чтобы я успел на тренировку. Из дома мы с ним выходили примерно в одно время. Его путь лежал в автомастерскую (отец красил машины), а мой - в Петровский парк, на стадион "Динамо". В начале девятого после часового путешествия я был на месте.
ЗАВТРАК
Смотреть на Овчинникова во время завтрака голодному человеку не рекомендую. Мне, например, привыкшему к бутербродам, вареному яйцу и йогурту с булочкой, не понять, в чем прелесть двух чашек черного кофе натощак. Овчинников неторопливо выпивает их и больше ни к чему не притрагивается. Но партнеры уже привыкли к такой аскетической утренней трапезе своего вице-капитана, а посему спокойно поглощают колбасу, сыр и прочие итальянские деликатесы, попутно обсуждая с Боссом последние новости.
- К кофе пристрастился в десять лет, - вспоминает Овчинников. - Поначалу родители пытались объяснить мне, что этот напиток в больших количествах вреден для сердца. Но я не верил. Тогда они стали хитрить: вместо растворимого кофе подсыпали мне в чашку кофейный напиток. Но и этот фокус не прошел. Я безошибочно определял подмену, поскольку в кофезаменителе есть молоко, которое я терпеть не мог. Вскоре в борьбе с родителями у меня появился веский козырь. В одном журнале я прочитал, что в крепко заваренном чае содержится гораздо больше кофеина, чем в растворимом кофе. В той же статье было написано, что человек может спокойно выпивать до 8 кружек "черного порошка" в день.
Тут я не выдерживаю и задаю вопрос, который давно вертится на языке:
- Раз вы такой знаток кофе, поставьте оценку фирменному "эспрессо-лунго", который варят в Чокко?
- По сравнению с португальским двойным "эспрессо" этот напиток - подкрашенная вода. Как говорит мой агент Пауло Барбоза, "тот, кто хоть один раз попробовал кофе, сваренный в Португалии, будет скучать по нему всю жизнь". За примером далеко ходить не надо. Моя мама, например, после одной чашки этого напитка сразу забыла, что у нее высокое давление.
- В чем же секрет португальского кофе?
- В особом рецепте, который португальцы держат в тайне. В Лиссабоне я выпивал утром одну маленькую чашечку, и этого "допинга" мне хватало на целый день. Здесь дозу пришлось увеличить.
- А если утром вы не найдете кофе?
- Тогда буду думать, что день начался плохо.
ПЕРВАЯ ТРЕНИРОВКА
Последние слова Овчинников произносит, глядя на часы. До первой тренировки остается пятнадцать минут - время надевать форму и наводить марафет. С последним проще. Босс ловко собирает волосы в "хвостик" а-ля Роберто Баджо и выдавливает на ладонь немного фиксирующего геля. Пара приглаживающих движений - и прическа готова.
А вот с формой возникают сложности. Она лежит бесформенной горой около стола, и отыскать там то, что нужно, весьма проблематично. Однако Босс с этой задачей все-таки справляется. Под черным вратарским свитером исчезает специальный пояс для похудения, сверху велотрусов надеваются рейтузы. Перчатки, слава богу, лежат на виду. Осталось найти бутсы. А вот и они. Выглядят так, как будто их не мыли лет сто. Поймав мой недоуменный взгляд, Овчинников начинает объяснять:
- Вообще-то я человек аккуратный. Вот только с формой беда. Как валялась она у меня в детстве где попало, так и сейчас валяется. Раньше на тренировки меня собирали родители, теперь - жена Инга. А на сборах следить за моей экипировкой некому. Поэтому такой беспорядок.
Овчинников кивает на большую кучу одежды, а затем, предвосхищая следующий вопрос, добавляет:
- Кстати, стирать и гладить я не люблю. Этим занимается жена. Впрочем, от стирки она тоже избавлена. За нее все делает машина.
Пока Овчинников в последний раз окидывает взором номер, я внимательно рассматриваю перчатки. Сразу видно: новые. Нигде не порваны, материал на ладонях еще не потрескался. На ощупь перчатки очень приятные. Правда, после того как Босс подпишет контракт с другой фирмой - производителем спортивной амуниции, надевать их будет нельзя. Старые перчатки наш герой никогда не выбрасывает. Отдает молодым вратарям или дарит знакомым: замечательный сувенир!
Нечасто увидишь Овчинникова на поле в рейтузах. На матчи надевает их только в самом крайнем случае - если поле ледяное. Таких случаев за всю его карьеру было от силы пять или шесть. Однажды в Екатеринбурге "Локомотив" играл с "Уралмашем" при минус 18. Поле напоминало хоккейную площадку. Выйти на такой, с позволения сказать, газон в трусах было бы самоубийством. Между прочим, Юрий Семин не любит, когда игроки чересчур утепляются. Считает, что мерзнут те, кто по полю пешком ходит.
Пока автобус карабкается вверх по узенькой дороге (двум автобусам на ней не разъехаться) к тренировочному полю, специально слежу за Овчинниковым. Он с улыбкой что-то рассказывает массажисту Александру Гасову, а я тем временем пытаюсь обнаружить в нем сходство с Львом Яшиным. И, представьте, удается. Цвет овчинниковской формы такой же, какой был у Яшина, - радикально-черный .
- Я, как и все мальчишки, болевшие за "Динамо", естественно, боготворил Льва Ивановича, - рассказывает Овчинников. - Для меня это был человек-легенда, и, конечно, хотелось хоть в чем-то на него походить. Поэтому, когда начал заниматься футболом, форму старался выбирать черную. Однажды, помню, шутки ради пришел на тренировку в дедушкиной кепке. Она была мне велика и все время сваливалась на глаза. Зато в черном свитере и в этой смешной кепке 50-х годов я чувствовал себя вторым Яшиным (смеется).
От коллег Овчинникова я слышал, что голкиперы не любят давать свой свитер для обмена. Босс это подтвердил. Он менялся лишь дважды. Со Шмейхелем, потому что датчанин - его любимый вратарь. И с Буффоном, потому что итальянец - самый дорогой вратарь в мире. Еще в коллекции Овчинникова есть перчатки Кана, в которых немец играл против "Локомотива" в Кубке УЕФА за "Баварию".
Пока мы беседовали, автобус благополучно довез команду по горному серпантину до поля. Погода в Чокко стоит как по заказу: 10 - 12 градусов тепла, сухо и безветренно. Правда, газон немного жестковат. Но главное, под ногами нет слякоти и с неба не капает.
Примерно час Овчинников на пару с Платоном Захарчуком (Заур Хапов приходит в себя после пушечного удара Паркса, когда мяч угодил ему прямо в лицо и чудом не сломал нос) мужественно защищают ворота, по которым бьют все кому не лень с разных дистанций. Сбоку подопечным помогает советами Александр Ракитский - тренер вратарей "Локомотива". Овчинников считает его хорошим психологом, который в трудную минуту всегда найдет нужные слова, чтобы поддержать молодого коллегу.
После одного из прыжков Овчинников с трудом поднимается и, морщась от боли, трет левое бедро. Через несколько минут вновь занимает свой пост, а после окончания тренировки признается:
- 90 процентов тренировок проходит через боль. Но ничего не болит только у трупов, так ведь?
На обратном пути дружно вспоминаем отпуск, благо впечатления еще свежие.
- На отдыхе я на мяч даже не смотрю. - Овчинников переводит разговор в футбольную плоскость. - Если будешь еще и в отпуске тренироваться, невольно нахлынут воспоминания от прошедшего сезона, где ведь было не только хорошее. Зачем вновь переживать уже пережитое. Голкипер перед началом нового сезона должен быть чистым, чтобы затем как губка впитывать все новое.
ОБЕД
Время близится к обеду. Спускаюсь в ресторан пораньше, ожидая увидеть Овчинникова в образе Гаргантюа, поглощающего все, что попадется под руку. "Человек не завтракал и поэтому, наверное, страшно проголодался", - думаю я, но, как выяснилось, жестоко ошибаюсь. Овчинников проигнорировал суп и салаты. Съев без особого аппетита кусочек курицы, заказал себе кофе. Ну как же без него!
- За обедом ем мало, - поясняет Овчинников. - В основном беру рыбу, если она есть. А в день матча вообще не обедаю. Обхожусь фруктами. Говорят, "лучше хороший обед, чем хороший ужин". У меня все наоборот.
Перед тем как расстаться с Овчинниковым до вечерней тренировки, интересуюсь, как он проводит "тихий час".
- Днем сплю редко. Только если очень устану. Лучше перебороть себя - тогда и на вторую тренировку легче выходить, и ночной сон будет крепким.
- Как коротаете время, отведенное на дневной отдых?
- Газеты изучаю или журналы. Но только не серьезную литературу. Ее нужно читать вдумчиво, не отрываясь от начала до конца. Двух часов на это не хватает. Исторические романы или такие произведения, как "Мастер и Маргарита", читаю в отпуске или во время очень длинного перелета.
- Интересно, кто ваш любимый персонаж в романе Булгакова?
- Маргарита. По-моему, это нормально. Мужчинам должны нравиться женщины.
Тут сам бог велел переключиться на тему взаимоотношений с прекрасным полом, и я интересуюсь:
- Что вы больше всего цените в женщине?
- Доброту
Взгляд у Овчинникова становится задумчивым и даже немного грустным. Сейчас он совсем не похож на грозного Босса, которого так боятся соперники.
- Моя избранница может быть вредной, капризной, но не злой. Не люблю злых людей, - продолжает Овчинников после паузы. - В детстве родители меня никогда не ругали и тем более не ставили в угол. Мне ничего не запрещали. Просто объясняли, что можно, а что нельзя. Я тоже считаю: на детей нельзя кричать. Криком ничего не добьешься, только напугаешь ребенка. Поэтому на своего сына Женю - ему сейчас 14 лет - никогда не повышаю голоса. Мой отец всю жизнь мечтал о дочке, и я тоже. А еще лучше - двойняшки с необычными именами: Инга, Инна или Серафима - так звали мою бабушку.
ВТОРАЯ ТРЕНИРОВКА И УЖИН
За разговором время пролетает незаметно. Уже пора ехать на вторую тренировку. Все повторяется заново: поиски формы, пятиминутная поездка в автобусе, синяки и шишки на жестком поле, кошачьи прыжки по углам и т.д., и т.п.
Позже Овчинников скажет, что вторая тренировка дается ему легче, чем первая. Организм окончательно просыпается как раз к четырем часам дня.
И вот наконец наступает время ужина. Здесь Овчинников уже ни в чем себе не отказывает. Впрочем, шведский стол спокойно выдерживает этот натиск - и не таких едоков видали! После десерта в руке у Овчинникова появляется уже знакомая белая чашечка с черным "наркотиком". Теперь снова можно поговорить.
- Почему за этот день вы так и не притронулись к супу? - спрашиваю Босса.
- Предпочитаю супы домашнего приготовления. Можете считать это моим капризом. Хотя на самом деле в еде я непривередлив. Ем все, кроме манной каши.
- Чем же вам не угодила манная каша?
- Отец отучил. Он всегда говорил: мальчик должен есть не кашу, а картошку с мясом.
- Ваша супруга хорошо готовит?
- Не хорошо, а отлично. Особенно удаются Инге различные торты.
- А вы смогли бы жить с женщиной, которая не умела бы готовить?
- Я бы ее научил.
- Только не говорите, что для вас испечь торт - раз плюнуть.
- Такие сложные вещи я делать не пробовал. А вот с пирогами - нет проблем.
- Цветы жене дарите часто или только на 8 марта?
- И на 8 марта, и просто так дарю.
Во время обсуждения цветочной темы я вдруг вспомнил, что уже вечер и неплохо было бы сходить в ближайший магазинчик за банкой пива.
- Вы, если не ошибаюсь, тоже этот напиток уважаете? - спрашиваю у Овчинникова.
- После матча могу выпить пару кружек пива, но не больше. А в повседневной жизни спиртного не употребляю.
- Значит, в "Локомотиве" нет запрета на пиво?
- Все хорошо в меру. По мне, после игры лучше выпить пива, чем несколько литров кока-колы.
- Раз уж дело близится ко сну, скажите, когда обычно ложитесь спать дома?
- Поздно. Пока домашние дела сделаешь, пока с женой поговоришь. Бывает ложишься и в час ночи, и в два.
- В уборке квартиры принимаете участие?
- Мы и готовим, и убираем вместе. Инга старается все делать в одиночку, но я не позволяю.
- Сейчас многие футболисты строят себе дома за пределами МКАД. У вас нет планов перебраться на природу?
- В конце года мы должны справить новоселье. Это будет симпатичный дом в полукилометре от Баковки. Там обязательно будут мангал и летняя беседка. А кругом много-много зелени. Как на даче у моих родителей.
На этой оптимистичной ноте мы пожелали друг другу спокойной ночи и отправились по своим номерам. Овчинников - в 402-й, я - в 213-й. До первого матча "Локо" с "Миланом" оставалось совсем немного...
Чокко