ХОККЕЙ |
ВЗГЛЯД Игоря ЛАРИНА |
ЛОВУШКА ДЛЯ СВИТЫ
Удивительное дело: в хоккейной России в последние недели появилась национальная идея! Все - от болельщика до журналиста и от президента до хоккеиста - уверены в том, что в 2004 году суперлига должна подписать договор с НХЛ по принципу "клуб с клубом". Иначе говоря, любая заокеанская команда, пожелав приобрести нашего игрока, будет определять размер компенсационных выплат в ходе переговоров с его российскими хозяевами.
Преимущества подобной системы очевидны, и они уже много раз приводились в "СЭ". Она дает возможность, во-первых, торговаться с покупателем напрямую, исключив из цепочки ряд посредников, и, во-вторых, добиваться значительного повышения трансферных сумм. Есть в ней и важнейший политический момент: клубы НХЛ и суперлиги де-юре признаются равноправными партнерами.
Однако увлекшись плюсами формулы "клуб - клуб", мы, на мой взгляд, забыли о тех проблемах, которые эта формула может принести нашему хоккею. А они есть.
Первая и главная проблема, которая нас ждет, - в неналаженности российского трудового законодательства в области спорта и в непрозрачности бюджетов отечественных команд. В связи с чем наш хоккей после вступления в силу этого договора может быть завален десятками так хорошо знакомых в футбольном закулисье "дел Сычева, Смирнова, Ващука и К°".
Поясню. Осенью 2004 года молодой и талантливый игрок "икс" из клуба суперлиги "игрек", получив миллионный вариант контракта от команды НХЛ "зет", планирует уехать за океан. Естественно, клубы "игрек" и "зет" тут же начинают переговоры. Российская сторона настаивает на сумме, к примеру, 600 тысяч долларов, североамериканская готова заплатить 250 (кстати, по нынешнему, истекающему летом 2004 года договору, это максимум). Общего языка стороны не находят, и игрок "икс" по совету своих агентов увольняется из российского клуба (в нашем трудовом законодательстве ловушек много, и добиться подобного нетрудно), бесплатно уезжая за океан. Далее клубы "игрек" и "зет" начинают вести вялотекущие и разорительные судебные тяжбы. У российской стороны в виду скрытности нашего хоккейного бизнеса козырей (документов) на руках будет мало. Причем в суде не российском, а американском.
Второй недостаток формулы "клуб - клуб" - увеличение роли многочисленных околохоккейных жучков и агентов. Сегодня система получения компенсаций ясна. Каждый из 30 клубов НХЛ платит 300 тысяч долларов ИИХФ, та берет минимальный процент, переправляет деньги в европейские федерации, которые в свою очередь распределяют суммы по командам. Завтра же все резко изменится. Уезжающему за океан хоккеисту нужна будет целая свита в лице переговорщиков, юристов, агентов, согласовывающих интересы двух клубов и самого игрока.
Не исключаю, что в сложившейся ситуации окружению хоккеиста все эти мини-войны с финансовой точки зрения окажутся крайне выгодны. Зная наши реалии, нетрудно сделать и такой прогноз: многие переговоры будут вестись в тени, а некоторые выплаты придется производить под столом.
Настаивая на в целом перспективном варианте "клуб - клуб", российская сторона должна попытаться обойти подводные камни. Очень внимательно нужно отнестись к оформлению контрактов. И главное, предусмотреть механизм, позволяющий по возможности избегать рассмотрения дел в американских судах. Ведь, как показывает печальный опыт с легионерами начала 90-х, шансы российской стороны победить в арбитраже Нового Света близки к нулю. Если не сказать - к минус бесконечности.