Газета Спорт-Экспресс № 46 (3133) от 1 марта 2003 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 1 марта 2003 | Футбол

ФУТБОЛ

РФС СТАЛ БОГАЧЕ НА 110 000 000 РУБЛЕЙ

Александр ПРОСВЕТОВ

НИКАКИХ СЕКРЕТОВ

На прошлой неделе исполком РФС обсудил финансовый отчет своей организации за 2002 год. Поэтому беседа корреспондента "СЭ" с заместителем генерального директора РФС и руководителем финансового департамента союза Виктором ГРУЗДЕВЫМ началась с просьбы рассекретить бюджет возглавляемой им структуры.

- Почему вы говорите "рассекретить"? - ответил вопросом на вопрос Груздев. - Это отдельные псевдоспециалисты иногда домысливают, будто мы что-то скрываем. В действительности никто тайны из нашего бюджета делать и не собирался. На обсуждение исполкома мы ежегодно выносим отчет о финансовой деятельности, а также смету о доходах и расходах. Таково требование закона об общественных организациях, в соответствии с которым мы и действуем. Были тяжелые времена. Сейчас положение лучше.

Строго говоря, общественные организации, работающие в сфере спорта высших достижений, не должны заниматься коммерческой деятельностью, а должны существовать на государственные ассигнования. Но ситуация такова, что государству тяжело поддерживать в полной мере все виды спорта. И тем не менее футболу все-таки полегче, потому что он как вид спорта номер один привлекателен с коммерческой точки зрения. Рассчитывать приходится главным образом на себя.

- Зарабатывание средств для вас не есть нарушение?

- Нет, конечно. Предпринимательство допускается как законом об общественных организациях, так и законом о некоммерческих организациях. Наша задача как финансистов состоит только в том, чтобы вести раздельный бухгалтерский учет двух видов деятельности - предпринимательской и некоммерческой. У нас и смета доходов и расходов состоит из двух разделов: собственные средства РФС и целевое финансирование, которое получаем из разных источников и перед которыми мы отчитываемся за их использование.

ТЕПЕРЬ ЗА МОЛОДЕЖКУ ПРИДЕТСЯ ПЛАТИТЬ

- Давайте поговорим о так называемых собственных средствах.

- Первый из этих источников, пусть он и небольшой по объему, - вступительные взносы членов РФС. По закону об общественных организациях их членами могут быть только общественные организации и физические лица. Клубы же являются коммерческими структурами или государственными учреждениями. Члены - это наши региональные федерации со всей России. Они представляют более 70 из 89 регионов страны.

- Согласитесь, что непосредственно на кармане любителей футбола отражается все-таки другой компонент - выручка от реализации билетов? И потому сей вопрос наших читателей интересует не абстрактно.

- Это наш второй источник доходов. К сожалению, выручку приносит только первая сборная. Матчи молодежной, юношеских и женских команд имеют целью пропаганду футбола. Вход на них бесплатный. Хотя молодежная сборная, борющаяся за путевку на Олимпийские игры, уже представляет определенный интерес, в том числе и с финансовой точки зрения. Не исключаю, что в этом году вход на игры с ее участием мы сделаем платным, хотя, конечно, стоимость билетов в любом случае будет незначительной. Понимаю, что это заведомо непопулярная мера, но надо отдавать себе отчет и в том, что молодежная сборная обходится РФС недешево. Так, весь 2002 год она тренировалась на той же базе в Бору, что и главная команда, также летает чартерными рейсами, а это, поверьте, приличные расходы. Словом, приходится думать. Но, повторяю, на сегодня выручка - достижение национальной команды.

ИРЛАНДИЯ ПРИНЕСЛА 12 МИЛЛИОНОВ

- Можете назвать доходы от продажи билетов на матчи первой сборной?

- Мы планировали четыре с половиной миллиона рублей, а получили 20 миллионов. Это не следствие плохой оценки. Просто, когда планировался бюджет на 2002 год, результаты жеребьевки отборочного турнира чемпионата Европы еще не были известны, и мы не знали, сколько матчей придется играть дома осенью - один или два. Предпочли подойти к вопросу осторожно. Кто же мог знать, что мы осенью сыграем на своем поле с Ирландией, которая к тому же перед этим успешно выступила на первенстве мира? Вторая причина - перемены в национальной команде. Сборная стала играть живо и весело, и потому уже в товарищеском матче со Швецией болельщики проявили к ней интерес. Вдобавок состоялся изначально незапланированный Кубок LG.

- Не секрет, что болельщики недовольны возросшей ценой на билеты. Как бы вы это прокомментировали?

- Мы старались найти золотую середину. Например, на матч Россия - Ирландия приехали пять тысяч ирландских болельщиков. Билеты им продавались по тем же ценам, что и российским гражданам, потому что УЕФА запрещает устанавливать разницу в стоимости билетов - для своих и иностранцев. Кстати, стадион "Локомотив" был заполнен целиком за исключением одной из "дешевых" трибун, где места стоили по 250 рублей. Это произошло оттого, что билеты просто не успели продать в связи с поздним началом их реализации, хотя болельщиков возле касс была масса. "Локомотив" тогда только открылся после реконструкции и еще не успел отработать технологию продажи билетов. Тем не менее посещаемость была высокой, и тот матч принес нам 12 из 20 миллионов рублей в виде дохода.

- Сколько РФС заработал на билетах годом ранее?

- 17 миллионов. Но многое зависит от календаря. Кстати, 2002 год был не самым насыщенным на матчи, способные собрать большую аудиторию, а мы тем не менее план резко перевыполнили .

ПРЕМИЯ ЗА ПОБЕДУ НАД ТУНИСОМ - $ 600 000

- У РФС имеются спонсоры. Не могли бы рассказать об их содействии?

- Эта статья доходов называется продажа прав и оказание рекламных услуг. Они в прошедшем году принесли нам 187 миллионов рублей. Здесь, простите, не все могу расшифровать - у нас с партнерами существуют определенные конфиденциальные условия. Это - контракты с LG, Coca-Cola, "Старым мельником" и другими. И почти половину этой суммы составляет бонус за участие в чемпионате мира, полученный от ФИФА, которой передали свои коммерческие права на период выступления в этом турнире. Каждый из участников чемпионата получил по 4,5 миллиона швейцарских франков. Из этих средств мы, в частности, рассчитывались со сборной за выход в финальный турнир и победу над Тунисом, а также оплачивали ее содержание в Японии.

- Итак, РФС все-таки выплатил премиальные сборной за единственную победу в групповом турнире, невзирая на то, что она свою задачу-минимум - выход из группы - не решила?

- Так было предусмотрено контрактом. Помимо 1 миллиона долларов за выход в финальный турнир - а мы, между прочим, еще и деньги заняли, чтобы рассчитаться в конце позапрошлого года с командой, - выплатили за выигранный у Туниса матч, если не ошибаюсь, 600 тысяч долларов. Если бы вышли в 1/8 финала, были бы еще премиальные. Правда, из числа 1,8 миллиона швейцарских франков, выданных дополнительно ФИФА. Так что нас эта экономия по части расходов никак не радует.

ФИНАЛ КУБКА - СОБСТВЕННОСТЬ РФС

- А есть так называемые прочие статьи доходов?

- Да, 5,3 миллиона рублей. Это, в частности, продажа телевизионных прав, щитовой рекламы, работа со свободными средствами, которые размещали в безрисковой зоне и, в частности, в нашем Сбербанке, с чего получали небольшие, но стабильные проценты. Около 2,5 миллиона из названной суммы принес финал Кубка России.

- Почему вы выделяете этот матч?

- Потому что права на него принадлежат РФС, а не клубам, как в случае матчей чемпионата страны.

- Только на кубковый финал?

- Именно. От матчей на предварительной стадии права также принадлежат клубам, на полях которых они проводятся. Финал же считается матчем нейтральным. Выручка от него делится между четырьмя сторонами: двумя участниками, стадионом и РФС.

- Так что же в итоге набежало?

- От собственных источников у нас по доходам 212 миллионов рублей. Но есть еще раздел целевого финансирования. Это поступления от ФИФА, УЕФА, включая программы поддержки, которые направляются в конкретные области, сугубо финансовая помощь от спонсоров - например, ТНК, финансирование со стороны Российской премьер-лиги на судейство и инспектирование, заявочные взносы региональных и межрегиональных объединений на финальные турниры любительских соревнований, заявочные взносы клубов на проведение турниров среди ДЮСШ и т.д.

И РОССИИ, И АНДОРРЕ УЕФА ПОМОГАЕТ ОДИНАКОВО

- Не могли бы вы подробнее остановиться на поддержке со стороны международных организаций?

- От УЕФА по так называемой программе солидарности мы получаем отчисления в сумме 300 тысяч швейцарских франков от Лиги чемпионов. Эта сумма - одинаковая для всех национальных футбольных федераций. Хотя лично я с такой уравниловкой не согласен. Нельзя сравнивать масштабы Мальты или Андорры с Россией. Эти средства идут на подготовку юношеских сборных, и сопоставлять наши расходы с расходами некоторых стран, учитывая расстояния, смешно. В Андорре любой игрок может подъехать на тренировку на автомобиле, у нас же вызов парнишки из-за Урала - головная боль. У него один билет по стоимости превзойдет сумму затрат на весь сбор.

Есть программа помощи юношескому футболу в нелюбительских футбольных клубах. Правда, только из премьер-лиги. Это средства, частично заработанные также в рамках Лиги чемпионов. Они предоставляются тем клубам, которые не участвуют в еврокубках и, соответственно, не получают от них никаких бонусов. Средства должны идти исключительно на развитие юношеского футбола: организацию тренировочного процесса, приобретение формы и т.п. Клубы отчитываются перед нами, а мы - перед УЕФА. Но в данном случае распределение средств неодинаковое. Они поступают от коммерческих прав, и те страны, которые внесли больший вклад, больше и получают. Мы в середине. В прошлом году получили 750 тысяч швейцарских франков, в этом - в связи с ростом доходов от Лиги чемпионов - получим 889 тысяч.

Еще одна программа - "Европул". Это деньги, которые УЕФА выделяет федерациям от доходов на продажу прав на чемпионат Европы. В прошлом году мы получили по этой линии 500 тысяч швейцарских франков. Это средства целевые. Они идут исключительно на национальные команды в официальных соревнованиях, проводимых УЕФА. Не на подготовку, которую мы финансируем из своих средств, а на поездки непосредственно на матчи. Наконец, из УЕФА поступают средства на мероприятия под эгидой собственно УЕФА. Например, это курсы "Прогресс", которые в этом году будут проходить в пятый раз. В их рамках мы каждый год по России обучаем порядка тысячи человек - тренеров, судей, медиков, администраторов. Наконец, за счет УЕФА осуществляется прием судейских бригад для обслуживания матчей национальных команд и еврокубков.

ФИФА ПЛАТИТ $ 250 000 В ГОД

- А что же ФИФА?

- Нас с ней связывает четырехлетняя программа помощи в объеме 250 тысяч долларов в год. Она тоже строго прописана и требует отчетности, хотя перечень расходов шире, чем в программах УЕФА. В прошлые годы мы из-за нехватки средств направляли средства, предоставляемые по линии ФИФА, на дела, связанные со сборными и проведением внутренних соревнований. В этом году за счет поступлений от участия в чемпионате мира и спонсорских денег, наконец, смогли использовать средства для реальной помощи регионам: развития детско-юношеского футбола, приобретения инвентаря, спортивной формы и т.п. Кроме того, часть средств направлена на программное обеспечение паспортизации футболистов, что, кстати, соответствует решению ФИФА. Таким образом, целевые источники нам принесли, как и предпринимательская деятельность, примерно 213 миллионов рублей, и вся доходная часть составила около 426 миллионов.

- С доходной частью мы, видимо, закончили?

- Еще не совсем. Если уж быть до конца точным, то есть еще один момент. Через национальные федерации производятся расчеты со всеми клубами - участниками еврокубков, хотя эти средства проходят через РФС в клубы транзитом. Так вот: в прошлом году через нас провели 342 миллиона рублей.

БОЛЬШЕ ВСЕХ ЗАРАБОТАЛИ "СПАРТАК" И "ЛОКО"

- Вы располагаете цифрами, какой из клубов сколько заработал?

- Да. Но не хотел бы это разглашать. Корректнее было бы обратиться в клубы. Могу только сказать, что в основном это доходы "Спартака" и "Локомотива". Причем если участники Лиги чемпионов получают деньги сразу, то клубы, игравшие в Кубке УЕФА, - спустя год. Так что речь в отчетном бюджетном году идет о "Торпедо", "Анжи", "Динамо" и "Черноморце". Еще мы получили от государства 1 миллион долларов по эквиваленту на рекламную кампанию России в связи с попыткой добиться проведения Евро-2008. Деньги эти поступили с опозданием, потому что и решение о поддержке кандидатуры нашей страны приняли не сразу, но в результате все расходы были компенсированы. Жаль, что проиграли. Однако трудно было рассчитывать, что с первой попытки заполучим европейский чемпионат.

СБОРНАЯ ОБОШЛАСЬ В 62,6 МИЛЛИОНА

- Теперь перейдем к наверняка менее приятному - расходам. И первое, что хотелось бы выяснить: во что обошлась сборная?

- В 62,6 миллиона рублей. Из них 17 миллионов пошли на подготовку, которую, прямо скажем, не урезали. Эта сумма включает стоимость сборов, поездки на зарубежные матчи. 14,3 миллиона - на оплату пребывания команды в Японии, остальное - и это около 31 миллиона - составили выплата вознаграждений, оплата труда штата сборной, суточные. Отдельная, очень большая, статья - организация матчей с участием национальной команды. Не затраты собственно на подготовку, а аренда стадиона, прием судейской бригады, расходы по приему соперника. На это пошло 12,2 миллиона. И хотел бы отметить, что расходы по национальной команде на поступления из УЕФА и ФИФА мы вообще не относим. Эти гранты расходуются только на юношеский и любительский футбол.

- Чего стоили все прочие футбольные сборные?

- Их подготовка обошлась в общей сложности в 20,5 миллиона рублей. Естественно, расходы разнятся: на молодежную и женскую, которая пробилась, кстати, в финальный турнир чемпионата мира-2003 в Китае, - побольше, на остальные - поменьше. Но должен сказать, что в прошлом году мы впервые обеспечили полный объем средств, который запросили тренеры. Прежде некоторые мероприятия приходилось ограничивать как по времени, так и по количеству занятых людей. Жаль только, что пока не удалось добиться успехов. Надеемся, что это фундамент, который принесет пользу в дальнейшем. Проведение международных соревнований в России и прием иностранных делегаций стоил 3 миллиона рублей.

Новая статья затрат - комиссионные нашему партнеру Футбольно-туристическому агентству, которому РФС передал права на реализацию билетов. Оно работало эффективно, и в том, что план по привлечению болельщиков на стадион удалось значительно перевыполнить, наверняка есть заслуга и этой организации. Благодаря ей билеты продавались не только на стадионе, но и в театральных и авиационных кассах. Это - реальная мера в борьбе со спекулянтами. Цены-то на билеты не с потолка взяты. Спекулянты прекрасно знают коммерческую значимость игры. Когда проходил матч с Ирландией, мы хотели сделать "социальную трибуну", продавая билеты за ворота по 250 рублей. И что в итоге? Билеты возле "Локомотива" предлагали вдвое дороже. Спрос рождал предложение. Так пусть уж лучше деньги идут в РФС на развитие футбола, чем вообще непонятно кому.

28 МИЛЛИОНОВ НА АППАРАТ РФС

- Довольно о грустном, с которым и бороться-то в условиях дикого российского капитализма проблематично. Продолжим, если не возражаете, разговор о расходных статьях.

- Охотно. Расходовали средства по программам УЕФА и ФИФА, а также по договорам с РПФЛ. Плюс расходовали средства по спонсорским контрактам. Это 69,4 миллиона рублей.

- Это как понимать? В моем не слишком искушенном восприятии деньги спонсоров - это... деньги. Их дают, а вы их тратите. Зачем дают, зачем тратите - из другой области вопросов? Или это не так?

- Далеко не так. Спонсорский контракт - он ведь двусторонний. Мы продаем свои коммерческие права, но при этом оказываем услуги. Начиная от выкупа рекламного времени на телевидении, размещения рекламы в печатных СМИ и на радио, изготовления видеороликов и щитов. За все надо платить. Мы исходим из того, что этими вопросами должны заниматься профессионалы, и потому имеем соглашение с компанией "Инфобанк-Спортмаркетинг", которая, в свою очередь, получает за свои услуги определенное вознаграждение. 28 миллионов составили расходы по содержанию аппарата РФС, еще 700 тысяч - деятельность исполкома.

- Давайте сведем баланс.

- Расходная часть составила 315,6 миллиона.

- При 426 миллионах дохода вы в немалом плюсе?

- Это так. Мы примерно такие результаты и прогнозировали. Но мы не впадаем в эйфорию. Успешные выступления - а выход в финальную часть турнира все-таки принес свои плоды - в будущем не гарантированы. Давайте не будем забывать, что до того России восемь лет на основных футбольных форумах не было. И это сказывалось пагубно на бюджете Российской футбольной федерации.

- Иными словами, в прошлые годы вы сводили бюджет с дефицитом?

- До 1997 года спасало сотрудничество с "Газпромом", который был генеральным спонсором сборной.

- Значит ли это, что в отдельные годы наблюдался дефицит?

- Он был, но мы равномерно использовали накопления за предыдущие годы.

ФИНАНСОВОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЗАВИСИТ ОТ ГАЗЗАЕВА

- Каковы планы на наступивший год?

- Чемпионаты мира и Европы проходят не каждый год. Потому никаких гарантий нет. Хотим мы того или нет, но финансовое благополучие напрямую зависит от сборной. Она определяет своей игрой, пойдет ли зритель на трибуны, привлечет ли команда внимание спонсоров.

- Недавно у сборных команд России после долгого перерыва появился генеральный спонсор - "Ростелеком". Это большая удача или так, рекламная акция?

- У нашего сотрудничества на самом деле хорошие перспективы. После 1997 года генерального спонсора у сборной не было, и тому вижу две причины: команда выступала не так успешно, как хотелось бы, да и экономический кризис в стране нагрянул. А мы в РФС - и президент Колосков это постоянно говорил - принципиальной позиции придерживались: генеральным спонсором российской сборной должна была быть российская компания. Сейчас достигнуто соглашение, позволяющее смотреть в будущее с оптимизмом. Но вопрос неоднозначен. Как я уже говорил, спонсорские соглашения имеют двусторонний характер. Конкретно "Ростелеком", по нашему четырехлетнему контракту, хочет от РФС много обязательств, что, видимо, есть следствие веяний времени, потому что повышаются расценки за рекламу. От нас потребуется много медиа-программ и всяких презентаций. Так что не будем представлять это спонсорство слишком уж однобоко.