Газета Спорт-Экспресс № 60 (3147) от 20 марта 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 21 марта 2003 | Биатлон

БИАТЛОН

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Магдалена ФОРСБЕРГ

НЕ ЗНАЮ, ГДЕ МОИ МЕДАЛИ

Знаменитая шведская биатлонистка завершила свою потрясающую карьеру в прошлом сезоне, но с биатлоном не рассталась: Магдалена теперь следит за соревнованиями из комментаторской кабины

ВСЕ ДЕЛАЮ ПО ПЛАНУ

- Скучаете по спорту?

- Я закончила заниматься биатлоном около года назад. Всерьез планировала свой уход: решение приняла за два года до этого. Меня часто спрашивают, не скучаю ли по биатлону, и я отвечаю: "Нет. Ни по тренировкам, ни по гонкам, ни по победам". Я абсолютно удовлетворена тем, что мне удалось сделать в спорте, и сохранила о нем самые прекрасные воспоминания.

- Ваша карьера идеальна, или почти идеальна...

- Намекаете на отсутствие олимпийского золота? Наверное, многие думают, что я по этому поводу ощущаю некую ущербность. Но это не так. К тому же у меня есть две бронзы. Еще перед Олимпиадой в Солт-Лейк-Сити решила, что главная цель - получить, наконец, наслаждение от этого крупнейшего турнира. До Олимпиады-2002 я максимально концентрировалась на олимпийской победе, постоянно думала только об этом и в итоге больше ничего вокруг себя не видела. Но Олимпиада - это же в первую очередь праздник!

- На мой взгляд, гораздо более объективный показатель силы спортсмена - победа на Кубке мира, а не одна единственная, пусть даже олимпийская.

- Что ж, согласна. У меня были 6 лет сплошных побед, 6 Кубков мира, 6 золотых медалей чемпионатов мира.

- Как награды храните?

- Развешивать их по стенам для всеобщего обозрения никогда не собиралась. Все они где-то в доме. А вот где точно, сказать не могу. Знаю, что где-то лежат мое спортивное снаряжение, оружие, подозреваю, что и медали тоже там. Знаете, прошлой весной ко мне приезжала съемочная группа из Австрии, чтобы взять интервью, и, естественно, хотела увидеть мои олимпийские регалии. Так я не смогла их найти! Ценю иное: гонку, стрельбу, ощущения от борьбы. Только не подумайте, что я плохо отношусь к наградам. Они со мной, и если я перерою все шкафы и ящички, то обязательно найду их.

ОПЫТ ПЕРЕДАТЬ НЕ МОГУ

- Работа комментатора вам интересна?

- Да. Я искренне удивлена тем, что ни разу не поймала себя на мысли: "Хочу на трассу! Ах, что же я потеряла!" Правда, только теперь, глядя на биатлон со стороны, осознала: да, я была неплохой биатлонисткой.

- Вам доставляет удовольствие объяснять зрителям происходящее на трассе и стрельбище?

- Ой, я ничего не могу объяснить! Назвать причину того, что вот тут кто-то ошибся, тут долго целился, неправильно держал винтовку... У меня все получалось по наитию, я не вникала в технику. Стрелять фактически училась сама, у меня не было специального тренера. Может, поэтому никогда не смогу передать свой опыт другим.

- Что для вас сейчас самое интересное в спорте?

- Мне просто очень нравится смотреть соревнования! Вот вернусь в отель, включу телевизор и буду следить за чемпионатом мира по легкой атлетике (разговор состоялся в минувшие выходные. - Л.Х.). В Швеции ведь есть за кого поболеть: за прыгуньей Кайсой Бергквист, к примеру.

- А когда сами занимались спортом, тоже смотрели другие соревнования?

- Конечно. Все наши гонки были в Европе, поэтому постоянно была в курсе событий на этапах Кубка мира по горным лыжам. Очень болела за Пернилу Виберг. Сколько у нее было сложных травм, но она каждый раз восстанавливалась. Ее стойкость меня вдохновляла.

ТРЕНИРОВАЛАСЬ С МУЖЧИНАМИ

- Расстраиваетесь, что не оставили наследницы?

- Это действительно грустно. Но у нас довольно перспективная мужская команда: Карл-Йохан Бергман, Бьорн Ферри... С каждым годом ребята выступают все лучше, и, думаю, через пару лет они начнут выигрывать.

- Очень вам в свое время не хватало эстафеты?

- Да. В Швеции были еще две биатлонистки, но, к сожалению, они оказались довольно слабы, и вместе мы не могли претендовать на приличное место в эстафетной гонке.

- Не страдали от такого одиночества?

- Для меня это не имело большого значения. Муж все время был рядом, да и другие шведские биатлонисты. Мы много тренировались вместе. Вообще я все время работала с мужской командой.

- Теперь вы с супругом постоянно в разлуке...

- Вот это и составляет основную сложность: сейчас мы не можем много времени проводить вместе. Зимой я то и дело в разъездах. На сей раз сотрудничала с немецким телевидением. А прошлым летом - со шведским. Супруг же занимается с нашей хоккейной командой.

НАСЛАЖДАЮСЬ РУССКИМ ЧЕМПИОНАТОМ

- Вы - очень опытная биатлонистка. Что, на ваш взгляд, является залогом успеха в этом виде спорта?

- Необходимо быть очень хорошим гонщиком и прекрасным стрелком. Все остальное касается команды: те, кто вокруг тебя, изо всех сил должны стремиться к успеху. Если единственным, кому нужна победа, будет спортсмен, ничего не получится. Очень важны специалисты по лыжам, без них - никуда.

- Наша Анфиса Резцова была настолько хороша в беге, что могла позволить себе массу промахов...

- О, это было 10 лет назад, а биатлон с тех пор ушел далеко вперед. Теперь, даже если ты потрясающий лыжник, только за счет скорости не выиграть.

- Кого из нынешних спортсменок вы выделили бы?

- Мартину Глагов. Она очень прибавила по сравнению с прошлым годом.

- Как вам чемпионат мира в Ханты-Мансийске?

- Получила наслаждение от всех увиденных гонок, особенно от преследования. Нервничала постоянно. Ваша Светлана Ишмуратова так неожиданно завоевала бронзу! Хорошо помню ее по прошлым годам: она часто бывала совсем близко к победе, но каждый раз чуть недотягивала... В Контиолахти, кажется, в 1998-м, я сама помешала ей стать лучшей: Светлана лидировала, я ее догоняла и за 50 м до финиша обогнала...

- А какая была самая дорогая, нервная и неожиданная из ваших гонок?

- Преследование на чемпионате мира-97 в Осрбли. Накануне в спринте финишировала третьей и хотела отыграться. Впереди были Елена Зубрилова и Ольга Ромасько. Мы так быстро и удачно стреляли... И вдруг у меня неожиданно выскочил патрон, пришлось снова его заряжать. Потеряла на этом секунд 10, а потом меня сверлила только одна мысль: "Черт! Как это могло произойти?!" На последней "стойке" мы снова были вместе: Ольга промахнулась, а Елена отстреляла чисто и опережала меня метров на 20. Я продолжала думать: "Ах, если бы не тот патрон!" Хорошо, что мне все-таки удалось обойти ее. Иначе бы до сих пор кошки на душе скребли.

- Как вы относитесь к тому, что в этом сезоне сразу 12 девушек побеждали в гонках Кубка мира?

- С одной стороны, прекрасно, что столько конкуренток борется за лидерство. С другой - спорту все же нужны личности, звезды. Такие, скажем, как Оле-Эйнар Бьорндален. Зрителям интересно, когда все стремятся выиграть у лидера.