ТЕННИС |
Владимир КАМЕЛЬЗОН
САМЫЙ ПЛОХОЙ НАШ ТРЕНЕР ЛУЧШЕ САМОГО ЛУЧШЕГО АМЕРИКАНСКОГО
Председатель тренерского совета Федерации тенниса России, директор теннисной школы "Белокаменная" Владимир Камельзон считает, что у нас пока нет молодых игроков, которые бы претендовали на место в первой сотне мирового рейтинга в ближайшее время. А чтобы они появились, необходима соответствующая спортивная база.
- У нас есть большая группа ребят, которые пробуют пробиться наверх. В их числе - братья Ситаки, Мухометов, Павел Иванов, Мельников, Лобанов. Но пока все они буксуют на уровне "фьючерсов" и "челленджеров". А показатель классности игрока - место в сотне сильнейших в мире. Причем одно дело попасть туда в 18 - 20 лет и совсем другое - в 23 - 24.
- А что скажете о Куницыне и Андрееве, который уже был в составе сборной России запасным?
- Куницын старше, и неудивительно, что на матч Кубка Дэвиса против чехов Тарпищев предпочел взять Андреева, который уже показал определенный результат. Даже сидя на матче Кубка Дэвиса в запасе, игрок приобретает опыт. Ведь не исключено, что тому же Андрееву, если, конечно, он будет прогрессировать, доведется сыграть за сборную.
- Неужели вы ни на кого так и не "положили глаз"?
- Из общей массы выделяется лишь самарец Александр Павлюченков, с которым некоторое время мне довелось довольно близко общаться. По фактуре он очень нравится: высокий, легкий, с сильной подачей. Из такого парня может вырасти суперигрок. Но у него есть одна серьезнейшая проблема: психологическая неустойчивость. Чуть что на корте не так, и Павлюченков не в силах справиться со своими эмоциями, ведет себя просто отвратительно. Если найдется умный тренер, который сумеет справиться с этой болезнью, привить Павлюченкову ментальность бойца, то, не исключаю, тот сможет добиться большего, чем его ровесники. Потому что учить его играть в теннис не нужно. Сейчас ведь у мужчин рациональной техникой владеют практически все. И преимущества можно добиться за счет более высокой мышечной скорости, физической подготовки и головы, умения концентрировать внимание на протяжении всего матча и играть без явных провалов.
- В чем причина того, что достойной смены лидерам у нас пока не предвидится?
- Их несколько. Тут и отсутствие финансовой базы, и ошибки старших тренеров юношеских сборных. Наконец, надо научиться реально оценивать собственные достижения. Например, в декабре 2001-го наши юниоры выиграли Sunshine Cup - неофициальный командный чемпионат мира. Что и говорить - прекрасный результат. Но ведь пока ни Андреев, ни Павел Иванов на уровне турниров АТР ничего не стоят. В то время как многие их сверстники, которые, кстати, не играли тогда в Майами, ушли далеко вперед.
- Но ведь тренеры юношеских команд не работают с игроком и года, и их возможности в подготовке смены ограничены.
- Согласен. Но тогда им тем более надо проявлять больше гибкости в решении различных вопросов во взаимоотношениях с молодыми игроками и их родителями. Другая наша проблема - отсутствие теннисного центра сборных страны. У каждого сильного игрока должно быть место, где бы он мог спокойно тренироваться в перерывах между турнирами, не задумываясь об арендной плате, тренерах, спарринг-партнерах и других проблемах. У нас же каждый теннисист фактически предоставлен сам себе, поскольку все спорт-базы принадлежат клубам. Например, в Москве есть относительно хорошие летние корты в Лужниках, но там нет зимней базы. Как нет и в Сокольниках, где со времен Николая Озерова, по-моему, ничего не построили. В новой Олимпийской деревне, наоборот, есть крытые корты, однако практически нет открытых. В какой-то степени соответствует современным требованиям база ЦСКА и, безусловно, сравнительно новая академия "Валери". Однако для огромной столицы это капля в море. Поэтому у нас и аренда кортов выше, чем в Америке или Франции. Короче говоря, новая база для сборных России от 12 лет до взрослой нам просто необходима. Идей у меня много. Например, мечтаю организовать соревнования по формуле Кубка Дэвиса - что-то типа командного Кубка России для ребят 14 - 16 лет. У нас такого турнира еще не было. Но для этого опять-таки нужны деньги.
- Теннис, по-вашему, дорогой вид спорта?
- Профессиональный теннис - конечно. Я порой просто удивляюсь родителям, которые, несмотря ни на что, находят деньги на тренировки своих детей. Минимальные расходы для подготовки молодых игроков - 60 - 80 тысяч долларов в год. Можно, конечно, начать и с меньшей суммы, но тогда либо это будет другая работа, либо это должен быть уникально одаренный теннисист, который выигрывал бы все подряд. По финансовым причинам федерация тенниса на уровне сборных может поддержать порядка 20 человек. Это очень мало. Ведь талантами мы не обделены. Более того, у нас необыкновенно грамотные тренеры. Убежден, что самый плохой российский специалист лучше самого хорошего американского. Я проработал в Америке три года и знаю, что индивидуальной работы там нет. Новые игроки пробиваются через сито мелких соревнований, благо для них там есть все условия. Не случайно многие наши родители, возвращаясь с детьми из Штатов, говорят, что они туда больше тренироваться не поедут. Конечно, и у нас тут не все гладко. Часто незнающие родители платят большие деньги тренерам, не обладающим достаточным опытом, не имеющим образования. Тем не менее практически всех наших ребят научили играть в теннис не за рубежом, а дома. Того же Сафина воспитала его мама Рауза Исланова, а в Испании он просто получил лучшие условия для совершенствования.