ФУТБОЛ |
ЧЕ-2004. Отборочный турнир. Завтра - АЛБАНИЯ - РОССИЯ |
ПРИВЕТ ИЗ ЗАЗЕРКАЛЬЯ
...А вот меня всегда тянуло именно в Албанию!
Наверное, есть в этом некое извращение - нормальные-то люди с удовольствием осваивали другие берега того же самого Адриатического моря. Но... В советские времена я наслушался столько всякой злобной несуразицы, выдаваемой в эфир тиранским радио, столько рассказов знакомых моряков о том, как им категорически запрещается приближаться к нашпигованным минами территориальным водам этой страны, что желание попасть в цитадель маразма стало в определенный момент почти нестерпимым.
Ведь и со спортсменами Албании время от времени происходили самые разные "недоразумения". То они бойкотировали еврокубковые матчи с московским и киевским "Динамо" (я слышал по албанскому радио мотивировку этих отказов!), то УЕФА дисквалифицировал команду "Фламуртари" за недостойное поведение в матче с "Бенфикой", проигранном "горными орлами" со счетом 0:4. А еще запомнился рассказ баскетбольного тренера Юрия Велигуры, который, возглавляя сборную Туниса, встречался с Албанией на Средиземноморских играх. "Я такую команду не видел ни до, ни после. Играть албанцы не умели вообще. Но так носились по площадке, так злобно сражались за каждый мяч, что победить их было почти невозможно". Одно уточнение: речь шла... о женском баскетбольном турнире.
Разумеется, в прежние времена интерес к Албании, официально ненавидевшей СССР и сажавшей в концлагеря своих же студентов, которые во времена "великой албанско-советской дружбы" обучались в Москве, мог быть лишь сугубо теоретическим. Наши люди наведывались туда еще до изменения внешнеполитического курса Тираны. Виктор Карпов, живая легенда куйбышевского футбола, был там даже дважды - вместе с "Крылышками" и в составе второй сборной СССР. "Более отсталой страны я не видел, - вспоминает он. - Автотранспорта на улицах практически не было, только гужевой. Жили албанцы крайне бедно. Футбол у них делал только первые шаги, но бились игроки отчаянно. А принимали нас очень гостеприимно, и каждый вечер во дворе гостиницы для дорогих гостей забивали барана".
Словом, было ясно: есть на земле места и посимпатичнее. Но меня как человека, которого исключения из правил всегда интересовали гораздо больше, чем сами правила, тянуло именно в Албанию. И в середине 90-х я отважился всерьез задуматься о том, как пересечь почти наглухо закрытую границу. Выяснилось, что сделать это не так-то просто - в Москве визы не давали практически никому. Ни бизнесменам, ни журналистам, ни миссионерам...
Оставалась единственная надежда - на спортсменов. И вот однажды я обнаружил в календаре ФИБА матч Кубка Ронкетти между "Тираной" и запорожской "Козачкой", который к тому же должен был состояться в "нефутбольном" ноябре. Набравшись наглости, позвонил в Запорожье. Директор клуба Григорий Вуль, естественно, немало удивился. Но сказал, что место в чартере найдется - не Франция.
Эпопея получилась незабываемой. И началась с того, как нас впускали в страну. Команда надеялась получить визы на границе, но оказалось, что Албания с Украиной не настолько близки, чтобы это было возможно. Разбирательства затянулись надолго, после чего у всех просто собрали паспорта и разрешили войти. Автобус попылил по разбитой дороге в Тирану.
Наверное, коллеги, которые ныне отправились "по моим стопам", вдоволь порезвятся на газетных полосах, описывая мирные албанские пейзажи. Доты, в огромных количествах сохранившиеся с прежних времен, на самом деле производят впечатление. Да и ужасного запустения, следы которого видны повсюду, больше в Европе не встретишь, пожалуй, нигде.
Но если уж говорить по большому счету, то ушли мы от Албании не столь далеко, чтобы смотреть на нее свысока. В странах, долго находившихся каждая за своим железным занавесом, идут примерно одни и те же процессы. В том числе и футбольные.
И там и там все началось с того, что через едва открывшуюся границу в одну сторону хлынули товары, в другую - люди, причем в первую очередь - спортсмены. Затем появились "новые русские" и, как ни странно, "новые албанцы". Но первые стали обзаводиться особняками на Кипре и в Марбелье, а вторые - на берегу мутного озера в тиранском Great National Park. Но спорт все любили одинаково, и почти одновременно с рождением нашего "Асмарала" в Албании появилась "Лушня". Точнее, она и раньше была, но на заре тамошнего капитализма скромная команда подписала контракт не с кем иным, как с Марио Кемпесом - суперзвездой 70 - 80-х, чемпионом мира в составе аргентинской сборной. Он согласился приехать в "Лушню" за сумасшедшие для Албании 220 тысяч долларов в год.
Процветание клуба, правда, было недолгим: первые и легкие деньги кончились в Албании столь же быстро, как и в России. На мой робкий вопрос о том, на какие средства существует БК "Тирана", албанцы отказались отвечать категорически. Но через год эта команда прекратила существование. А большинству представителей других видов спорта пришлось по финансовым причинам отказаться от участия в еврокубках.
Так что по большому счету уцелел в Албании только футбол. Что вполне объяснимо: благодаря помощи от ФИФА и УЕФА, а также доходам клубов от участия в еврокубках он может приносить деньги даже записным аутсайдерам. Более того, эта дисциплина постепенно становится едва ли не главной отраслью местной экономики: реконструкция стадиона в Тиране и строительство новой арены в Шкодере значат для Албании гораздо больше, нежели возведение пятизвездных "Лужников" и четырехзвездного "Локомотива" для России. Особенно на фоне всеобщего запустения и хаоса.
Немудрено, что в стране появляются игроки, которые находят себе применение в западных клубах. Изучив состав сборной Албании, нетрудно прийти к выводу, что ее футбольная "эмиграция" выглядит даже поинтереснее, чем российская. Конечно, у албанцев больше причин для отъезда, чем у россиян. Но есть и еще одно обстоятельство, о котором мне рассказал австрийский агент ФИФА Франц Масснер, с которым довелось побеседовать на Кипре.
- Не удивлюсь, если узнаю, что за каждым албанским игроком стоят такие же структуры, что и за югославским или, допустим, грузинским. Но с албанцами проще дело иметь. Видите того нападающего? - мой собеседник указал на футболиста, тренировавшегося с одной из российских команд. - Он югослав, и год назад я пытался сосватать его "Аустрии". Вы не поверите, но дело пришлось иметь сразу с тремя посредниками, называвшими себя его агентами и просившими совершенно разные суммы! В Албании же к трансферам подходят цивилизованнее. И запредельных цен, как во многих других странах, не просят. А игроки там своеобразные - их отличают отменное здоровье и редкая боевитость. Такие в любом клубе лишними не будут. Одного "горного орла" пытались сосватать и в российский клуб. Но трансфер Албана Буши в "Крылья Советов" два года тому назад сорвался.
Что ж, может, завтра селекционеры российских команд возьмут кого-то из наших соперников на карандаш? Ведь стран, не представленных в нашем первенстве, остается все меньше и меньше...
Арнольд ЭПШТЕЙН |
Самара |