СПОРТ-ЭКСПРЕСС ШАХМАТЫ |
Анатолий КАРПОВ
РАНЬШЕ ОТКРЫВАЛ ШАХМАТНЫЕ КЛУБЫ.
ТЕПЕРЬ ПРИХОДИТСЯ ЗА НИХ СРАЖАТЬСЯ
Представлять 12-го чемпиона мира нет смысла. Его у как кинозвезду первой величины, узнают на всех континентах и неизменно просят автограф (сам не раз был свидетелем). Причем, что характерно, никого абсолютно не волнует, как он сыграл в том или ином турнире: Карпов - Великий персонаж Великой шахматной истории.
При всей многолетней популярности Анатолий Карпов все еще не утратил азарта и пыла, любит посражаться в различных соревнованиях и "дать прикурить" вдвое более молодым товарищам. Например, в минувшем году он не только неоднократно доходил до финала самых престижных турниров по быстрым шахматам, но и выиграл микроматч (по тем же быстрым шахматам) у своего "исторического соперника" Гарри Каспарова.
- Анатолий Евгеньевич, сфера вашей деятельности невероятно обширна: в Фонде мира вы отстаиваете права беженцев и русских, оставшихся на чужих теперь территориях, в Московском социальном университете читаете лекции о шахматах. Что больше всего заботит вас сейчас?
- Как посол ЮНИСЕФ занимаюсь проблемой йододефицита. Наша страна в этом отношении одна из самых неблагополучных в мире...
- Неужели проблема нехватки йода как-то связана с шахматами?
- Напрямую. Йододефицит ведет не только к проблемам со щитовидной железой и эндокринной системой. Нехватка йода оказывает решающее воздействие на мозговую деятельность, на развитие детского организма.
- Как вам удается выкраивать время на шахматы?
- Вот это вопрос вопросов! В Москве я над шахматами не работаю, стараюсь периодически куда-нибудь сбежать.
- Куда бежите сейчас?
- В апреле в Варшаве сыграю матч по быстрым шахматам с чемпионом Европы прошлого года Мацеей, потом поеду играть за Валенсию в командном чемпионате Испании.
- А что вас связывает с Валенсией?
- У меня там и шахматная школа, и большая программа развития шахмат.
- И много у вас учеников в Валенсии?
- В различных школах специальных и обычных занимаются более шести тысяч мальчиков и девочек.
- Я знаю, что вы развиваете шахматы не только в теплых краях. Вас можно часто видеть и в нашей глубинке то открываете очередной клуб имени Карпова, то организуете турниры высоких категорий...
- Да, это так. Вот уже четвертый год по моей личной инициативе в поселке городского типа Пойковский, неподалеку от Нефтеюганска, проходит самый крупный в нашей стране "Турнир Карпова", он имеет 16-ю категорию. Насколько мне известно, ныне ничего подобного на территории России не проводится. Кроме того, мы ведем шахматные кружки в каждом из девяти поселков, окружающих Нефтеюганск. Все началось лет пять назад, когда я впервые побывал в этом городе. Есть там замечательный тренер-педагог, международный мастер Позин. И у нас отличный шахматный клуб, оборудованный по последнему слову компьютерной техники. В его стенах и проводятся крупнейшие на территории нашей страны шахматные турниры.
- Сколько там у вас учеников?
- Думаю, больше сотни.
- Валенсия, конечно, прекрасный край. Но лично меня больше греет мысль о том, что где-то в болотах Нефтеюганска сотня ребятишек, лишенных прелестей цивилизации, с вашей легкой руки занимаются шахматами. Все шахматные клубы, что вы открыли в различных странах мира, и сосчитать, наверное, непросто?
- Пожалуй. Только в Одесской области - 12. К сожалению, в последнее время мне приходится защищать многие из клубов, которые когда-то открывал, от нечистых на руку чиновников и людей из коммерческих структур, которые хотят отобрать их, чтобы продать или выгодно сдать в аренду. Настоящая необъявленная война...
- Думаю, и нашим читателям, и делегатам съезда РШФ полезно будет знать об этих битвах.
- Одну из первых мы выиграли еще вместе с Михаилом Моисеевичем Ботвинником. Специально ездили в Питер, встречались с тогдашним руководителем города Собчаком и отстояли Центральный шахматный клуб имени Чигорина. Удалось уберечь и Центральный шахматный клуб в Минске, один из лучших на территории бывшего СССР. Он тоже начинался с моим участием. В свое время я встречался с первым секретарем ЦК компартии Белоруссии Машеровым, и в результате мы получили шикарное здание с гостиницей, большим игровым залом, помещениями для занятий, пунктом питания. Целый комплекс! Понятно, что на него многие зарились... В один из моих приездов в Минск обнаружил, что клуб уже отбирают. Встретился с Лукашенко, рассказал, как этот клуб зарождался, как его открывал Машеров. "А сейчас, - говорю, клуб пытаются отобрать". Тот смотрит на помощника (который как раз приложил немало усилий, чтобы клуб отобрать), помощник прячет глаза... А я продолжаю: "Александр Григорьевич! Хотелось бы, чтобы это осталось культурным центром, а не оказалось переданным за большие деньги каким-то коммерсантам..." Лукашенко сверкнул глазами и говорит: "У вас сегодня встреча с любителями шахмат. Можете им передать: пока Лукашенко президент Белоруссии, клуб будет действовать!" И слово сдержал. Потом мы отбили шахматный клуб в Воронеже. До судов дело доходило, газеты подключали. Уже лет пять ведем битву за клуб в Тольятти. Он мне очень близок: в прежние времена я 15 лет был шефом АвтоВАЗа по линии комсомола. На тамошний клуб сейчас ведутся серьезнейшие атаки, причем, что самое прискорбное, возглавляют их работники спорткомитета. Я понимаю, когда коммерсанты всех мастей пытаются наложить лапу на клубы, но чтобы спортивные руководители! В голове не укладывается.
- Хорошо бы в этих благородных битвах вам помогала и Российская шахматная федерация.
- Хорошо бы! Тем более что мы в Тольятти не просто здание отбиваем, а прекрасный шахматный клуб, где отлично налажена работа. Настоящий очаг шахматной культуры! Я был бы очень и очень рад, если бы в мои битвы включился и такой авторитетный и популярный политик, как Александр Дмитриевич Жуков, который, как я понимаю, будет избран президентом на предстоящем съезде РШФ.
- Зная принципиальность и обязательность Жукова, думаю, что после этой статьи так и произойдет. Но у вас будет возможность оказывать влияние на развитие шахмат и другим путем - войдя в попечительский совет РШФ, который планируется создать.
- С удовольствием в него войду Работы у меня от этого не прибавится, потому что я давно веду ее сам. Но если объединить усилия, результаты будут выше.
- В 1988 году вы, как я отлично помню, в последний раз сыграли в чемпионате страны - тогда еще СССР - и поделили 1 - 2-е места с Гарри Каспаровым. С тех пор вы в национальных первенствах не играли. Что могло бы подвигнуть вас вновь принять участие в чемпионате России?
- Трудно сказать. Не могу представить, что бы могло меня заставить сделать это.
- Ну, может быть, такой набор: внушительный призовой фонд, круговая система, классический контроль...
- Классический контроль и круговая система - это даже не обсуждается. Можно, конечно, собрать какой-то уникальный состав. Но и повод должен быть сверхуникальный.
- Что, на ваш взгляд, необходимо сделать новому составу РШФ, чтобы вернуть шахматам былые популярность и значимость?
- Такого энтузиазма, какой был во времена восхождения Таля, или матча Спасского с Фишером, или моих матчей с Корчным и Каспаровым, пожалуй, уже не будет. Это - история. Великая история шахмат. Зато появились новые веяния - Интернет, например. Сегодня мы можем спокойно устроить дружеский матч Москва - Магадан, и не обязательно для этого куда-то ехать. Я вот сейчас думаю над такой идеей: через Интернет связать воедино все свои центры и клубы. Читать лекции, которые одновременно передавались бы в Германию, в Валенсию, в Стамбул, в Багдад, в Тегеран - во все академии или центры Карпова. И в наши города Якутск, Салехард, Удачное, Воронеж, Тулу, Смоленск, Мытищи...
Юрий ВАСИЛЬЕВ