Газета Спорт-Экспресс № 76 (3163) от 8 апреля 2003 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 8 апреля 2003 | Хоккей

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА

СЕРИАЛ "ТРЕНЕРЫ"

Юрий ГОЛЫШАК

Помощником Владимира Вуйтека - главного тренера "Локомотива", финалиста нынешнего чемпионата, работает сын одного из самых заслуженных отечественных тренеров - Владимир Юрзинов-младший

Владимир ЮРЗИНОВ:
"Я ВИДЕЛ СИСТЕМУ ТПС И "ИЛЬВЕСА". "ЛОКОМОТИВ" - КАК МИНИМУМ НЕ ХУЖЕ"

...Честно признаюсь, что дорогу запросто могу не найти - и Юрзинов-младший, ассистент пана Вуйтека, встречает на проходной "Арены": "Если не знать, точно заплутаешь. Столько коридоров..."

Садимся в тренерской. Временно пустующей - занятие час как закончилось.

УВАЖЕНИЕ

- Когда работаешь в России, этого, может, и не замечаешь, а со стороны прекрасно видно: российский хоккей идет в гору, - говорит Юрзинов. - Стремительно. За границей это сразу чувствуешь - по отношению к тебе со стороны иностранцев. Сборная России что-то выигрывает, и западные хоккеисты на тебя совсем другими глазами смотрят.

- В последние годы русских не слишком уважали?

- Да уважали... Отдавали должное российскому хоккею. Даже не ему, а традициям. Когда наша сборная долго ничего не выигрывает, на ее место в сознании людей приходит другая команда. И ты на Западе становишься просто иностранцем. А не человеком из выигрывающей страны. Тем более в Финляндии. Которая за последние годы столько всего завоевала, что считает себя лучшей. Успех сборной - это рынок...

- А финнов-то отец ваш научил играть в хоккей. Так?

- У него действительно много воспитанников - Саку Койву, Лехтинен, многие в Европе выступают. В начале 90-х не только отец приехал поднимать финский хоккей - работал Сикора, чешский тренер, шведы... И - начался рост. Что-то финны у иностранцев подсмотрели, что-то взяли, что-то отбросили. Выработали свою систему. Сегодня в чемпионате работают 13 местных тренеров! Значит, научились?

- Наверное.

- У них сильные юниорские школы. Аравирта перед началом сезона собирает всех тренеров клубов высшей лиги, объясняет, какая у него в сборной программа, каких игроков будет брать. Со всей финской въедливостью. Терпением. И все запрограммировано.

- Зарплату в тамошнем хоккее не задерживают?

- Нет. Такие законы - просто не имеют права задержать. Иногда, правда, может подойти менеджер, попросить вникнуть в ситуацию, подождать две недели. Отношения открытые. Честные. Ни одного случая не помню, чтобы кто-то судился.

ТОЛЬКО РЕЗУЛЬТАТ, ТОЛЬКО СЕГОДНЯ

- Непросто сыну того самого Юрзинова начать тренировать. Работай вы где-то в банке, было бы легче - никто бы вас не сравнивал с "классиком жанра".

- Самое интересное - я работал в банке! Как только закончил играть в хоккей, был такой момент, да... Финляндии многим обязан. Не отправился бы однажды туда - так и остался бы для России сыном тренера Юрзинова. Да, я уважаю и безумно люблю своего отца, - но только за границей все подчинено результату. Никого не волнует, сын ты Боумэна или Юрзинова. Даже поощряется - что плохого в преемственности? Райкину недавно в прямой эфир дозвонилась женщина, сказала: "Природа на вас не отдохнула!" Он ответил: "Спасибо, что заметили, - мне уже шестой десяток, скоро природа совсем отдохнет..." В России это каждую минуту подчеркивалось - "сын", "сын"... А почему нет?! Не бывает в хоккее копий - у каждого свой взгляд! С детства я жил в хоккейной обстановке - это плохо?

- Не плохо. Плохо, что сквозь вас отца видят.

- Я на таких людей не смотрел, которые "видели отца". Просто старался хорошо делать свое дело - насколько способностей хватит. И не гнался за авторитетом. У меня хватало хороших друзей, и по большому счету мне наплевать, кто как на меня смотрит. Россия всегда жалеет неудачников. И не любит удачливых. А меня жалеть никогда не надо было. На какие-то вещи я не обращал внимания.

- В Финляндии было проще?

- Честно - проще! Приехал, сразу получил молодежную команду. Конкретный шанс. Используешь? Молодец. Не используешь? Твои проблемы. Девять лет отработал - какие хорошие тренеры там теряли головы! Высочайшего уровня! А почему? Потому что финнам все равно, с кем ты в родстве. И наплевать, что ты выиграл год или два назад. Только результат, только сегодня. Интересно работать.

- Во сколько лет получили первую команду высшей лиги?

- В 29. В России мне предоставили бы такой шанс?

- Не уверен. А почему вы как-то сказали, что совершенно не хотели в юности быть тренером?

- Просто у нас всегда смотрят сквозь призму. Поэтому однажды махнул на все рукой, собрали с женой единственную спортивную сумку - и уехали в Финляндию. На девять лет. А останься - работал бы сейчас в "Динамо"-3 шестым помощником. Хотя, конечно, рисковал. Новая страна, новый язык...

4 ГОДА ПРОТИВ ОТЦА

- Уверены, что в России шансов не было?

- Уверен. У нас есть замечательно работающие тренеры - но в каком они возрасте? А в "Каролине" или "Монреале" работают люди - одному 38 лет, другому - 37. В каждой стране свой взгляд на вещи. Я не говорю, правильно это или нет, - но так есть.

- Любой тренер способен на жесткие поступки. Самый жесткий поступок отца в отношении вас?

- У отца четкое разделение между работой и семьей. Абсолютно разные вещи.

- Когда он вас стал воспринимать как тренера?

- Обязан был воспринимать - когда мы четыре года друг против друга играли. Представляете, что это такое, - постоянно играть против отца? Больше, конечно, побеждал он, но и у меня получалось. Вначале было сложно, первые товарищеские матчи. Я ушел из ТПС, работал в фарм-клубе - и психологически новая должность давалась мне непросто.

- А что - "непросто"?

- Слишком новые ощущения. Отец тогда сказал: "Поверь мне, сынок, в 28 лет принимать команду так же тяжело, как и в 40". На первый план вышел характер, сила личности - выдержу? Сломаюсь?

- Самый памятный матч против отца?

- Последний оставил след в памяти. Моя команда выиграла - 5:2, пресс-конференция, сидим рядом. Спрашивает кто-то: "Юрси, вот сегодня ваш сын..." Отец - мрачно: "Он не мой сын!" Не хотелось только друг против друга в плей-офф играть. Честно скажу, не хотелось. И, спасибо судьбе, ни разу там не столкнулись.

- Почему?

- Потому что это все-таки игра на вылет. Сколько угодно можно говорить о профессионализме. О том, что родство "не имеет значения". Да, в регулярном чемпионате - не имеет! Но выбивать команду отца - я не представляю... Бог развел.

- Помню, накануне 50-летия вашего отца его "Динамо" вело 4:1 во встрече с ЦСКА, сыграли 4:4 - на нем лица не было. Вы поражения также переживаете?

- А я тот матч, кстати, совершенно не помню... Хоккей для меня не вспышка. Повседневная жизнь. Отдельные матчи в памяти не оседают.

- Вроде той работы в банке, о которой говорили?

- В банке я проработал всего ничего. Полгода. Недостаточно деятельная служба. Уходил из спорта, думал, увлечет другое - а не увлекло. Все монотонно - с 9 до 18. Адреналина не хватало. Насиделся в этом банке до такого момента, что опять ринулся играть в хоккей. За второй состав московского "Динамо". Терять было нечего - я окончил институт физкультуры, надо было определяться, искать что-то интересное. Была возможность пробовать. Кстати, и в Финляндию-то уезжал - пробовать! Каких-то мыслей: "Буду только тренером, никакого другого пути", - не появлялось. Только пробовать.

- Внутренне были готовы к неудаче?

- Да. Совершенно спокойно к этому относился. "А почему бы нет?" Даже если не получится - жизнь не окончена. Только начинается. И буду пробовать себя, например, в журналистике - тоже интересная профессия.

ОПЫТ

- Помните первую тренировку - когда напротив вас, 29-летнего тренера, игроки? Многие - старше вас...

- В Союзе было бы чувство неловкости. А в Финляндии люди играют за свои контракты, деньги. Я к тому моменту год отработал в молодежной команде, год - в фарм-клубе, приехал из России, хоккейной сверхдержавы - в ту пору наша школа находилась в большом авторитете. Поэтому никакого дискомфорта не испытывал. Был большой внутренний интерес. Заряженность. Интереснейшая команда, "Ильвес", - четыре года в ней проработал, и от каждого дня радостное ощущение.

- Вы ведь ее из жуткого болота вытащили?

- Да, она на последнем месте шла. Но, наверное, не только я, - еще игроки хотели команду вытащить. Рад, что был частью этого клуба. Проникся его духом. Не надо тренеру по-советски переоценивать собственную роль в удачах и неудачах команды - он только звено. Пусть и важное.

- Финский язык в муках давался?

- Удивитесь - нет! Отец с 72-го по 74-й работал в Тампере, и мы с матерью тоже ездили. Тогда языку выучился, но следующие 25 лет практики не было. Ни слова. Однако мне очень хотелось себя проявить. Я был готов получить шанс, искал его - и получил. Как получает любой человек. Я люблю литературу по психологии, там много об этом говорится.

- Самый тяжелый для вас момент в Финляндии?

- "Ильвес" - команда с большими традициями. Как и город Тампере. Пожалуй, там лучшие хоккейные традиции в Финляндии. Принял команду, в ней 7 - 8 перспективных игроков, - и через какое-то время мы уже играли в Евролиге, заняли второе место в чемпионате. И после всего этого отправился снова в команду, которая шла на 13-м месте. Где все по-другому - нет ни юниоров, нет финансовых возможностей, иная психология... Очень много там работал, старался. Сил потратил больше, чем в "Ильвесе", - и совсем другой КПД. Играть в той же лиге, против тех же тренеров, летом, накануне чемпионата, журналисты тебе предсказывают место с 10-го по 12-е, - это сложно переварить психологически! Хотя - тоже опыт. Я сделал все, что мог. Все методы перепробовал. И - не сложилось, не вышло...

- Отец про ту вашу команду, "Эссет" из Пори, сказал резкое: "Ее бы ни Боумэн, ни Тихонов-старший не вытянули бы..."

- Правильно сказал! Там было очень трудно. Очень. Психологически поникший клуб, много лет никуда не выходивший. Хорошо, что я такое увидел. Две стороны медали. Хорошо, что первая сторона была прекрасная - 6 лет в Финляндии как сказка. Юниорский чемпионат страны - серебряные медали, потом с командой первой лиги дошел до переигровки за место в высшей, Евролига, серебро национального чемпионата. Сплошь положительные эмоции. И - "Эссет"...

- Что ж вы из "Ильвеса" ушли?

- За границей правильно понимают - тренера через 3 - 4 года надо менять. Для мотивации у игроков, у него самого... Может, мне следовало уйти на год раньше. Даже не скажешь, кто кого уволил - обоюдное желание. Я этой команде много отдал, она для меня как ребенок - и очень больно, что сегодня она на 13-м месте. На том же, с которого я когда-то начинал.

КУДА УХОДЯТ ТРЕНЕРЫ

- Как уезжали из Финляндии?

- Уезжал с мыслью, что пересидел в этой стране. Не осталось даже тренеров, с которыми начинал. Все стало обыденным, а хотелось новых мотивов.

- Кстати, куда в Финляндии уходят тренеры?

- Меняют лиги. Заканчивают с хоккеем вовсе. Некоторые перебрались в Швейцарию, как отец. Аравирта из "Йокерита" ушел в сборную. Сикора уехал обратно в Чехию, Лундберг - в Швецию. Суханен - то в "Чикаго", то в Швейцарии, то возвращается... На этом фоне я проработал долго.

- Вернулись в Россию, а здесь тренируют те же люди, что и десять лет назад.

- Специально ездил на все чемпионаты мира - общался с нашими тренерами... С огромным уважением отношусь и к Тихонову, и к Белоусову, и к Михалеву, и к Воробьеву. Пятанова и Крикунова еще игроками помню. Оттого и ощущение - все-таки дом есть дом. А я вернулся домой. Заграница - это хорошо, внешне красиво, а у нас лучше. Хоккей поднимается, зрители пошли - а в Финляндии последние года два бум стал проходить. Зрителей меньше. Интересно получилось - там работал во времена подъема, сюда попал - тоже подъем. Это здорово! Игроки с совершенно другой психологией. Встречаю ребят, с которыми за фарм-клуб "Динамо" выступал, - Рябыкин, Харитонов. Кто-то играл у отца - как Шаргородский... Хоть я все эти годы старался от России до конца не отрываться.

- Кто-то возвращается на родину, но подчеркивает, что "западное" в себе осознанно сохраняет.

- Да никогда я западным человеком не был! И никогда не скажу, что мне в России плохо жилось! Окончил школу, институт физкультуры, эта страна научила меня хоккею... Всегда был русским. И останусь. Родился в Москве, долго жил в Риге - там, правда, с 90-го года не был. Не верите мне, спросите у отца - везде, в любой стране, русский тренер останется русским. Сами иностранцы это будут подчеркивать. Кстати, к своим там относятся вовсе не благосклонно. И так же гоняют тренеров-финнов, как остальных. Очень жестко.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

- Ехали в Россию или в "Локомотив"?

- В "Локомотив". Сначала немного занимался школой, потом предложили роль помощника Вуйтека - я согласился. С удовольствием.

- Что поначалу в "Локомотиве" больше всего удивило?

- Профессионализм. Хоть я и представлял, насколько "Локомотив" сильный клуб во всех отношениях. Тем более после "Эссета". Я видел отлаженную систему ТПС, видел "Ильвес" - все отработано до мелочи. Приятно видеть, что система работает. В Ярославле тоже все на высшем уровне, потому я его и выбрал. Сейчас много творческой работы, которой очень приятно заниматься вместе с Вуйтеком.

- Организм первых ролей не требует?

- Организм немножко перестроился - вы не представляете, до чего мне интересно сейчас получать новый опыт. Как интересно работать в лучшей команде страны. В таком коллективе. Для меня здесь много нового. Если главный тренер больше занимается тактикой команды, то я какими-то другими вещами. Например, индивидуальной работой с игроками. Больше остается времени на такие вещи, которыми раньше заниматься просто не мог - не хватало времени. Мне нравится нынешняя работа. Организм принял должность, на которую пришел.

- Наш нынешний плей-офф в самом деле настолько хорош, как все говорят?

- Изумительно хорош. Все до единой команды самобытные. Даже если сравнивать с прошлым сезоном - все играют намного активнее. И в прошлом году все было куда очевиднее. А сегодня - вернулся Кривокрасов, вернулся Немчинов, где-то новые игроки из Чехии. В нашем хоккее идут очень интересные процессы...

P.S. Кто-то скажет, что в России наступает "чешское время". И следом за Вуйтеком и Глинкой поедут другие чехи. Такие же обаятельные и обстоятельные. Такие же удачливые.

Их улыбки и негромкие голоса действуют гипнотически. Работодателям чудятся легкие победы.

Кто-то скажет именно так - и будет прав. По-своему.

А кому-то хочется думать, что приходит в наш хоккей время "новых русских". Молодых. Которые западный хоккей прошли и которых им не удивишь. Уж наверняка - не испугаешь.

Приходит время таких людей, как Юрзинов. Младший.

Пока они - с третьих позиций переместились на вторые. Время больших дел не пришло.

Пока не пришло. Но - близко...

Однажды такому молодому человеку, как Юрзинов, доверят команду. И выиграет он с этой командой что-то большое.

А пока наши молодые тренеры готовы учиться. У своих. У тех же чехов. Не принципиально, у кого.

Он не только помогает в Ярославле обаятельному пану Вуйтеку. Еще наверняка чему-то учится...

Ярославль - Москва