ФУТБОЛ |
СВОЯ КОЛОНКА |
Андрей ШЕВЧЕНКО
ЛЕГИОНЕРЫ И ДВОРОВЫЙ ФУТБОЛ
Я от природы принадлежу к числу мечтателей. Вот представляю себе иногда чемпионат СНГ. Киевское "Динамо" играет со "Спартаком", с ЦСКА, с "Зенитом" - как в старые добрые времена. Ажиотаж сумасшедший. Спрашивают лишний билетик. Прямая трансляция по телевидению. Спонсоров, рекламодателей - хоть отбавляй. Рейтинг турнира - один из самых высоких в Европе. И как следствие - четыре лучших клуба в Лиге чемпионов. Эх, объединить бы людей, для которых футбол дороже денег, вокруг этой идеи - и моя мечта не выглядела бы несбыточной.
Ну а пока этого не произошло, буду с интересом следить за событиями в украинском и российском чемпионатах. И тот, и другой возобновились в конце минувшей недели после отборочных матчей ЧЕ-2004. И тот, и другой объединяет одна характерная черта, которая обнаружилась еще в период заявок. Имею в виду небывалое доселе число легионеров из Европы, Азии и Африки, благодаря чему турниры стали куда более экзотичными, чем прежде. Что ж, в ситуации, когда клубы испытывают дефицит в доморощенных мастерах, вполне объяснимо стремление президентов и тренеров клубов искать за границей стоящих игроков.
Но при этом было бы непростительной ошибкой забывать о развитии инфраструктуры в отечественном футболе. И конечно же о детях, начинающих свой путь в большой спорт, как когда-то и я - со двора. И очень здорово, что в программу украинских школ внесены уроки футбола, что юных футболистов киевского "Динамо" экипируют с иголочки, что в их распоряжении автобусы, которые привозят ребят на тренировки и развозят по домам. Искренне рад, что в Украине возобновились состязания на приз клуба "Кожаный мяч", а в Москве и Подмосковье под эгидой "СПОРТ-ЭКСПРЕСС" уже четвертый год проходит Турнир дворовых команд. Кстати, от журналистов вашей газеты узнал, что в этом году в его финальной стадии примут участие украинские команды.
В детстве я тоже гонял мяч во дворе, был, пожалуй, заводилой. В школе, разумеется, об этом знали, и когда однажды я и мои сверстники затеяли игру в классе и разбили мячом лампу, то учитель сразу же обвинил меня. В конце концов не без помощи мамы удалось снять с меня вину, но при этом я, естественно, не сказал, кто это сделал на самом деле.
Мама меня нередко возила на игры нашей детской команды. Но я был рассеянным ребенком и часто путал, где они должны проходить. И вот однажды, когда в очередной раз опоздал на игру, мой первый тренер Александр Шпаков сказал в раздевалке: "Если подобное случится еще раз - можешь больше не приходить!"
Да, Шпаков был строгий тренер, прекрасно разбирался в футболе, а главное - в детской душе. Он учил нас и футбольному, и житейскому уму-разуму. Я же, получая удовольствие от занятий, всегда стремился развивать свои лучшие качества. А если что-то не получалось - никогда не отчаивался. Как-то в Италии ко мне подошел мужчина и признался, что помнит, как я играл на Апеннинах за детскую динамовскую команду и как сильно переживал. Мне тогда было всего-навсего двенадцать с половиной лет. Я и сейчас, выступая за "Милан", переживаю за клуб, который меня воспитал. И когда выступает "Динамо", по три-четыре раза звоню своим киевским друзьям за 90 минут игры.
Во дворах, в детских соревнованиях, уж поверьте мне на слово, и открываются футбольные таланты, которые не перевелись на земле Украины и России. Только не надо жалеть денег на их воспитание - на условия для занятий, на зарплату детских тренеров. Не сомневаюсь: эти затраты рано или поздно окупятся сторицей. Пройдет несколько лет, вчерашние юнцы возмужают - и тогда за вакантные места в основном составе будут бороться легионеры, а не украинцы и русские, ибо не исключаю, что в той ситуации на иностранных игроков может быть установлен лимит. Жизнь сама подскажет, когда именно это сделать.