СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
КАК ДЕЛА? |
Владимир ПОНОМАРЕВ
Родился 18 февраля 1940 года в Москве. Защитник. Заслуженный мастер спорта. Выступал за "Волгу" Калинин (1960 - 1961), ЦСКА (1962 - 1969). В чемпионатах СССР сыграл 113 матчей, забил 1 гол. За сборную СССР провел 25 матчей. Полуфиналист ЧМ-66.
- В большой футбол вас, конечно, отец привел (Алексей Пономарев - заслуженный мастер спорта, нападающий московского и минского "Динамо" 30 - 40-х годов. - Прим.ред.).
- Да нет! Сам. Ругали меня в школе - прогуливал, все время на Арбате сражались двор на двор. Коробок не было, ставили кирпичи вместо штанг, играли тряпичным мячом, консервной банкой...
- Кто-то из дворового футбола в большой пробился?
- Только я. Остальные плохо кончили - уголовники... Были у нас в компании и взрослые ребята - кто-то уже был в отсидке, кто-то потом в тюрьму попал. А талантов было очень много. Серьезно я начал заниматься поздно - в 15 лет. Сначала хоккеем в "Динамо", потом перешел в футбол. В 16 лет уже играл за 3-ю мужскую. Блинков пригласил в дубль. На следующий год "Динамо" уезжало в Гагры на сбор. Я говорю: "Пап, меня пригласили". - "А как же техникум?" Я тогда на третьем курсе станкостроительного учился. "А, черт с ним!" Поехал, и там Крижевский ногу мне сломал. Вернулся на костылях. Мать в слезы: "Отцу два раза ноги ломали! Теперь тебе!"
В "Динамо" я так и не вернулся. Якушин (он тогда был тренером) говорит: "У Пономарева кости, как у отца, слабые!" Поехал играть за "Волгу" калининскую. Там всем мужикам по 30 лет, одному мне 20. Играл на замене со знаменитым Васей Бузуновым - то есть когда он был не пьян. А так как пил он много, то я и играл все время... Заняли мы в своей подгруппе 1-е место, поехали в Краснодар играть за выход в класс "А". Но в высшую лигу вытащили "Крылья Советов" из Куйбышева. Вернулся в Москву - тут на меня и посыпались предложения. Выбрал "Спартак". Начал тренироваться, документы оформлять - на Кипр лететь на сборы. Тут получаю повестку. Старостин говорит: "Не ходи и к телефону не подходи". Однажды вечером - звонок в дверь. Мать открыла, вижу: милиционер и двое военных. Думаю, крышка. Побежал на балкон, перелез на другой, постучал: "Извините, можно через вас выйти?" Уехал к бабке, переночевал. Утром рассказал Старостину. Он: "Больше дома не появляйся". Но в конце концов "Спартак" меня сдал-таки в армию. Прошел я курс молодого бойца в Лефортове, и отвезли меня в ЦСКА к Бескову. А защитника из меня сделал Соловьев. Когда предложил, я подумал: "Все! Сначала в оборону, а потом вообще выкинут!" Но получилось. Впервые в основе защитником сыграл в Тбилиси против Месхи. Справился - Мишу заменили...
- Закончили в тридцать. Поиграть-то могли еще?
- Запросто! Четыре-пять лет. Но сказали, что уже старый. Хотя я еще в сборной играл. Пошел работать в военный институт иностранных языков. Получал 280 рублей, да еще за ветеранов по 50 рублей за игру платили. Игр шесть-семь сыграешь в месяц - больше получается, чем когда в ЦСКА играл!
- Дальше как жизнь складывалась?
- Все по военной линии. После военного института - замначальника управления кадров в Министерстве обороны, потом лет пять работал в Будапеште, в Южной группе войск. В 90-м вернулся в Москву и оказался у разбитого корыта. Что делать? Завел палатку торговую на территории ЦСКА.
- Где раздобыли?
- Стащил! (Смеется.) И так здорово стал зарабатывать - жене шубу норковую купил! А потом мне начальник ЦСКА говорит: "Как тебе не стыдно! Неужели приличное заведение не можешь поставить!" И построили мы с другом на месте палатки охотничий ресторан "На тяге".
- Почему охотничий?
- Друг у меня охотник. Шкур натащил, чучел с рогами... Были блюда из оленя, из медвежатины...
- И как медвежатина на вкус?
- Да ну ее к черту! Сладкая...
- В общем, есть уверенность в завтрашнем дне!
- Конечно. А попутно вместе с тремя партнерами, тоже спортсменами, открыл рядом кафе - "Семь на семь".
- В футбол поигрываете?
- После операции на колене - только в теннис.
Дмитрий ТУМАНОВ