ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА |
Николай ЛЕВНИКОВ
ДАЙТЕ ФАКТЫ - И МЫ УБЕРЕМ ВСЕХ НЕЧИСТЫХ НА РУКУ
Настроение у президента Коллегии футбольных арбитров не из лучших. Но в разговоре с корреспондентом "СЭ" Николай Левников предстал человеком уверенным в себе и знающим, что делать.
НАДЕЯЛИСЬ НА ЛУЧШЕЕ. А ПОЛУЧАЕТСЯ - КАК ВСЕГДА
- На душе нелегко, признается главный футбольный судья России. - Проведена очень большая подготовительная работа на сборах - первом и втором, а количество ошибок, которые арбитры допустили в первых матчах, такое же, как в предыдущие годы. И второе. Не ожидали такого ажиотажа вокруг судейства - особенно со стороны президентов клубов. Они должны были заметить, что КФА не бьет баклуши, а ведет огромную работу по повышению качества арбитража, но сразу, за какие-то полгода, исправить ситуацию невозможно - надо дать время. А нагнетаемый ажиотаж идет только во вред общему делу.
- Вообще, арбитр имеет право на ошибку?
- Думаю, да. Он - часть игры. Без ошибок судей не обходился ни один чемпионат в прошлом, не обойдется и в будущем. Но раньше деятельности человека со свистком уделялось меньше внимания и на телевидении, и в прессе.
- Клубы не штрафуют футболистов за промахи, если игрок не попал, скажем, с трех метров в ворота. А арбитров, на ваш взгляд, нужно наказывать?
- Наверное, нет. Если бы руководители лиг и клубов дали нам возможность устроить соревнование между судьями, чтобы худшие по итогам сезона покидали премьер-лигу и заменялись лучшими из первого дивизиона, понижение в статусе стало бы достаточным наказанием для служителей Фемиды (зарплата арбитров в премьер-лиге и первом дивизионе отличается примерно в 4 раза. - Прим. А.М.). И служило бы стимулом для качественной работы. Профессия рефери сложна, и если бы он имел право на элементарную ошибку, не ощущал ежесекундно над собой занесенного дамоклова меча, то "свистел" бы гораздо лучше.
- При этом вы говорили, что наш кодекс санкций для арбитров - самый жесткий в Европе. Видимо, надо смягчить?
- Безусловно. И у нас есть ряд предложений к руководителям клубов. Во-первых, не надо провинившегося судью снимать с матчей, на которые он уже назначен, - лучше сократить ему количество игр в дальнейшем. Во-вторых, нельзя, чтобы арбитр боялся допустить ошибку. Ведь по нынешним правилам за второй промах следует длительная дисквалификация. Стоит человеку раз оступиться, как он оказывается на тонком льду - это сковывает и не способствует улучшению судейства. Необходимы и другие меры: следует привлекать молодых арбитров, снимать и распространять учебные кассеты.
ФИФА ПО-ПРЕЖНЕМУ ДОВЕРЯЕТ ИВАНОВУ
- Кстати, а как у вас с резервами? Молодежь тянется на столь неспокойную работу?
- Во всех регионах России существуют школы молодого арбитра. Желающих достаточно. Но раньше ситуация была лучше. Сейчас можно услышать: человек в черном - черный человек. Из-за этого мы недополучаем многих молодых, образованных ребят. Два сбора, проведенных в Сочи, показали: 10 - 15 коллег уже стучатся в двери первого дивизиона и премьер-лиги. Вот и в последнем туре мы привлекли к обслуживанию встреч элиты пятерых дебютантов. Надеюсь, конкуренция поможет.
- Многие говорят, что уровень судейства в России не соответствует возросшему уровню футбола.
- Не согласен! Уровень судейства и футбола в нашей стране одинаков.
- Вы недавно сказали, что за рубежом судьи встали бы на защиту коллеги в ситуации, аналогичной той, в какую попал Валентин Иванов после матча ЦСКА - "Спартак". Наша экспертно-судейская комиссия - нет. Почему?
- Чтобы встать на защиту Иванова, надо побывать в его шкуре - той, в которой он сейчас находится. Надо почувствовать, что значит быть первым номером, лидером. Надо понять степень ответственности, которую он несет. К сожалению, не все в этой роли были, и не все это понимают.
- Иванова вызвали обслуживать матчи Кубка конфедераций. Судейский комитет ФИФА в курсе, что дома его дисквалифицировали?
- Судейские комитеты ФИФА и УЕФА доверяют руководителям КФА России. Они спросили наше мнение о качестве работы Иванова - мы подтвердили его высокую квалификацию. Никаких разногласий с международными организациями у нас не возникло. Там вообще с пониманием относятся к тому, что в нашей стране часто возникают сложные моменты, связанные с судейством. Но это ни коим образом не заставляет чиновников уважаемых организаций усомниться в квалификации российских арбитров. В том числе Иванова - ему доверяют.
СУДЬИ БОЯТСЯ, ЧТО НИКТО НЕ УСЛЫШИТ МАТА
- Как вы относитесь к мнению знаменитого французского арбитра Мишеля Вотро, что судья должен все видеть, но не обязан все слышать?
- Очень уважаю Вотро. Он был одним из моих учителей. Думаю, в его фразе заложен очень глубокий смысл. Арбитр должен быть мудрым на футбольном поле.
- Не кажется ли вам, что наши рефери чересчур мудры - мат и оскорбления в свой адрес со стороны футболистов, а порой и тренеров считают за норму?
- Считаю подобные проявления ненормальными, и судьи должны с ними бороться. А соратниками арбитров непременно должны быть руководители лиг: за оскорбления арбитров, за мат на поле надо наказывать гораздо серьезнее. Только совместные усилия судейского корпуса и организации, проводящей соревнования, принесут плоды. И тогда, надеюсь, футболисты поймут: так вести себя на поле нельзя.
- Но почему арбитры не карают сквернословов по ходу матча?
- Боятся. Брань может не быть услышана людьми, которые решают судьбу арбитра. А доказать потом, что ты был прав, весьма проблематично.
- Как вы прокомментируете недавнее публичное заявление Сергея Юрана: дескать, пять-шесть команд предпочитают договариваться не с соперниками, а с судьями?
- Надо бы спросить у Юрана, откуда у него такие сведения. Давно зная его, предполагаю, что говорил он на эмоциях. Без фактов все сказанное им - досужие домыслы. Если у Юрана есть какие-то доказательства, пусть он их предоставит, и мы моментально откажемся от судей, которые договариваются с командами. Пока же фактов нет: мы не видим стремления арбитров договариваться с клубами, а клубов - с судьями.
- А что скажете о высказывании президента "Спартака" Андрея Червиченко о выполнении судьями "заказа" РФС?
- Опять же, пусть приведет факты, а не утверждает голословно. Наверное, когда у человека не все получается, ему легче свалить на другого.
- Когда обвиняют в чем-либо - в частности, в коррупции, - нормальная человеческая реакция - потребовать извинений, добиться служебного расследования, подать в суд, наконец. Почему КФА ничего подобного не делает?
- Футбол - особая, очень интересная жизнь. Не хочется выносить эту бредятину за пределы нашего мира. Хорошо бы, чтобы в нашем футболе существовали такие законодательные органы, которые на стадии зародыша пресекали бы все оскорбления. Посмотрите мировую практику: любое негативное высказывание, которое вредит имиджу футбола в стране, не остается безнаказанным. Виновников штрафуют, а порой и дисквалифицируют. Будь у нас такие законы, люди сначала думали бы, прежде чем говорить. Поверьте, у нас столько дел, что вступать в дрязги с людьми, которые говорят какие-то глупости, нет ни времени, ни возможности. Да и желания.
- Но тогда у обывателя может создаться впечатление: мол, раз вы не среагировали - значит, обвинения небеспочвенны.
- Мы написали в контрольно-дисциплинарный комитет письмо с просьбой дать оценку заявлениям Червиченко. У нас уже готово собственное обращение на этот счет. Ждем решения КДК. И если оно нас не удовлетворит, опубликуем это обращение в средствах массовой информации.
Александр МАРТАНОВ