Газета Спорт-Экспресс № 103 (3190) от 15 мая 2003 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 мая 2003 | Футбол

ФУТБОЛ

ТУРНИР ПАМЯТИ Валерия ЛОБАНОВСКОГО

Игорь БЕЛАНОВ

ФУТБОЛ САМ ВОЗДАЕТ ПО ЗАСЛУГАМ

Слова о Лобановском на Байковом кладбище Киева динамовские звезды поручили произнести Игорю Беланову. Как к живому обратился к своему учителю обладатель "Золотого мяча" 1986 года. И в беседе с корреспондентом "СЭ", вспоминая о нем, Беланов продолжал избегать оборотов прошедшего времени.

- С какими чувствами вы, представители разных поколений воспитанников Лобановского, принимаете участие в мемориале вашего тренера?

- Сделанное в эти дни достойно самого большого уважения. Мы благодарны не только за скульптурные композиции, за улицу, названную в его честь, за слова признательности и любви, но и за возможность нам, выступавшим под его руководством в "Динамо" и в сборной, встретиться и вспомнить. Пусть с комком в горле и со слезами на глазах. А Турнир четырех - великолепная идея. Хорошо, что команды оказались на уровне. Никто не отбывал номер. Значит, тренеры настраивали ребят на борьбу. Значит, есть кому учить молодежь. А общение их с нами, лидерами прошлых лет, тоже даст результат. Без прошлого нет будущего.

- Что сказал бы Валерий Васильевич, увидев учеников, собравшихся у своего памятника?

- Наверняка вспомнил бы любимую фразу: "Давайте ценить футбол в себе, а не себя в футболе". Мне кажется, для игроков моего поколения эти слова были более понятны. Мы приходили в его команды, не думая о материальных благах. Это нынешним сразу подавай подъемные, машины, квартиры, премиальные до игры. Меня, как и других, Лобановский ценил за желание играть. За стремление добиться максимума. При нем нельзя было валять дурака. Мы были уверены, что Васильич без напоминаний воздаст каждому по заслугам. А вообще, он говорит, что футбол сам воздает по заслугам.

- Ваши одноклубники рассказывают, что рядом с ним вы чувствовали себя увереннее. Это так?

- В жизни случалось всякое. Не обходилось без конфликтов, трений, разногласий. Но мы знали: Лобановский простит многое, но не попытку спрятаться за чужую спину. Я, да и другие динамовцы, были сделаны не из пластилина. У каждого свой характер. Но тренер умеет делать из минуса плюс. Помню, на первой тренировке, намного отстав в кроссе от остальных, я предположил, что провалился с треском и сейчас услышу: "Парень, ты нам не подходишь". Но Васильич поддержал: "Не тушуйся, Игорь, у тебя все получится". Не случайно хорошо я играл только у Лобановского.

- Значит, у него были какие-то секреты из области психологии?

- Лобановский знал, на кого нужно прикрикнуть, а кого поддержать добрым словом. Он быстро понял, что на Беланова нельзя воздействовать с позиции силы. Что замыкаюсь при ненормальном общении. А понравился я ему в матче, когда динамовцы обыграли мой "Черноморец" - 3:1. Он обратил внимание на мальца, который без всякого почтения вгрызался в оборону его "Динамо". Он увидел, что для меня на футбольном поле не существует авторитетов и поддерживал эту спортивную наглость: "Вышел на поле - не тушуйся. Пусть соперник тебя боится". Динамовцы знают, он умеет внушить футболисту смелость, зарядить энергией на борьбу. Этой энергии в его лучшие годы хватало для всей команды.

- Помните свой первый гол за "Динамо"?

- Меня выпустили против московского "Динамо". Сразу получил пас от Буряка и ворвался в штрафную. Защитник Буланов подсечкой уложил меня на ковер. Судья показал - пенальти. Было кому выходить на 11-метровую отметку - Блохин, Бессонов, Демьяненко. Но пока они выясняли, кому пробивать, я установил мяч и забил свой самый первый гол. Думал ли я, что могу промазать, что на меня обидятся товарищи по команде? Свое дело сделали слова Лобановского: "Постарайся забить. Сможешь - значит ты наш, динамовский". За самодеятельность Лобановский меня не похвалил, а за решительность поощрил.

- Не думаете ли вы, что такой же импульс Валерий Васильевич дал своему любимому ученику последних лет - Шевченко?

- Уверен в этом. У Лобановского Андрей забивал голы, брался за пенальти, штрафные. Валерий Васильевич умеет избавлять учеников от комплексов. Первые сезоны в "Милане" Шевченко играл, помня об установке учителя. А сейчас ему нужно вернуть уверенность. Ведь он талантливее и Индзаги, и Ривалдо. В первом матче с "Интером", выйдя один на один с вратарем, он должен был сам бить, но отдал пас Индзаги. Возвратится решительность, вернутся и голы. (Беланов как в воду глядел. Через несколько часов после нашего интервью Шевченко забил "Интеру" гол, который вывел "Милан" в финал Лиги чемпионов. Свой гол он посвятил Лобановскому. Прим. Э.Л.)

- Может ли Шевченко стать третьим после вас и Блохина учеником Лобановского, который получит "Золотой мяч"?

- Желаю ему удачи. Лобановский ведь просто так хорошие слова говорить о футболисте не будет. Он все умеет, все видит. Вспомните Лешу Михайличенко. Вроде парень хорошо играл в нападении. А Валерий Васильевич оттянул его назад, сделал из него опорного полузащитника. И - чемпиона трех стран. А еще Лобановский умеет создавать коллектив: "Сегодня один сыграет лучше, завтра - другой. Команда не должна терять свое лицо". Для нас было неожиданностью, когда в одном сезоне я был удостоен "Золотого мяча", а Заваров - признан лучшим футболистом Советского Союза. Лобановский умеет подчинить всех единой мечте.

- Вы задумывались над тем, что, когда появились в команде Лобановского, он был почти в том же возрасте, что вы сегодня?

- Для нас он всегда будет непререкаемым авторитетом. Человеком вне возраста. Мне кажется символичным, что сейчас руководит командой "Динамо" Алексей Михайличенко. Человек, который был рядом с ним. Учился у него не только футбольным навыкам, но и тренерской мудрости. Васильич говорит: страшен не тот, кто имеет свое мнение, а тот, кто тебе поддакивает. Мы многому у него научились. И тренерами стали многие его ученики. Но гений среди нас один - Лобановский.

- О чем вы говорили с Мишелем Платини?

- Вспоминали отборочный матч чемпионата Европы во Франции, когда мы победили - 2:0. Я забил гол. В одном из эпизодов столкнулся с Платини, кость в кость. Не специально. Но я извинился перед французом. А потом в парижской газете написали, что, дескать, Беланов попросил прощения у Платини за то, что отобрал у него "Золотой мяч". Это очень рассмешило Валерия Васильевича, который умеет ценить юмор. Логично, что именно Платини приехал от международной футбольной общественности почтить память нашего учителя.

- Вы говорите о нем, как о живом...

- Мне до сих пор не верится, что Лобановского нет среди нас. Он мне часто снится. Просыпаешься, и такое впечатление, что только с ним разговаривал...

Эдуард ЛИПОВЕЦКИЙ

Киев